Советские фильмы были, есть и будут золотым фондом отечественного кинематографа. Ни одна современная картина, снятая с гигантским бюджетом и впечатляющими спецэффектами, не сравнится с лентами Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Леонида Гайдая и других режиссеров. На их съемочных площадках творилась настоящая магия, а актеры буквально просыпались звездами на следующий день после премьеры. Впрочем, далеко не все было так сказочно.
Мало кто знает, что зарплаты советских актеров были строго регламентированы: исполнители главных ролей получали оклад в сумме 450 рублей в месяц, а тем, кто был задействован в эпизодах, полагалась выплата в 120 рублей. Но не обходилось и без так называемых премий. Если по окончании съемок идейно-художественная ценность удовлетворяла власть имущих, то первая группа актеров дополнительно вознаграждалась 2 тысячами рублей, а все остальные получали 1 тысячу рублей. Сумма выходила достаточно неплохая с учетом того, что средняя зарплата обыкновенных советских граждан варьировалась в пределах 150 рублей.
Несправедливый факт: женщинам, в отличие от мужчин, платили гораздо меньше.
В «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая зарплату Юрия Никулина и Светланы Светличной разделяла целая пропасть. Гонорар заслуженного артиста России составил 5188 рублей, а белокурой красавице заплатили всего 346 рублей (+ премия 46 рублей за откровенную сцену).
Благодаря комедии Никулин не только в очередной раз подтвердил свое мастерство и непревзойденный талант, но и получил неплохое вознаграждение. Светличной же достались практически гроши и статус секс-символа, а его все-таки ни за какие деньги не купишь.
«Иван Васильевич меняет профессию» — еще одно творение Леонида Гайдая, в котором царил полный дисбаланс в оплате труда. Больше всего в том кинопроекте заработал сам Гайдай — 7943 рубля (две тысячи из которых за сценарий). Леонид Куравлев получил 2313 рублей.
Следом за ним шел Александр Демьяненко с гонораром в 1660 рублей, а замыкала список Наталья Селезнева. За любимую многими россиянами комедию женщина получила всего 362 рубля.
Другая комедия Леонида Гайдая — «Кавказская пленница» — собрала на экране цвет советских звезд. Несмотря на то что большинство из них работали в равных условиях, оплата труда разнилась. Больше всего повезло Юрию Никулину. Его гонорар по окончании съемок составил 4248 рублей — настоящий рекорд среди коллег по съемочной площадке.
Георгий Вицин стал богаче на 3389 рублей, а Евгений Моргунов за роль Бывалого получил всего 1979 рублей. Такая разница обуславливалась тем, что для каждого актера изначально устанавливалась индивидуальная ставка за съемочный день. В то время как у Вицина она составляла 40 рублей, у Моргунова была лишь 25 рублей.
Несмотря на то что Наталья Варлей сыграла в фильме главную роль, за съемки она получила лишь 1200 рублей (ее дневная ставка составляла всего 13,5 рублей). Здесь денежное вознаграждение актрисы можно немного оправдать. На момент съемок она была начинающей артисткой, поэтому на большие суммы рассчитывать не могла.
Тем не менее история с гонорарами актера «12 стульев» сложилась иначе. Картина стала поворотной для Арчила Гомиашвили. После выхода на экраны комедия сделала советского артиста настоящей звездой, а роль Остапа Бендера до конца его жизни считалась одной из самых ярких.
Предугадать успех фильма было довольно непросто, но тем не менее за участие в картине Арчил получил 6 тысяч рублей. Его более известный коллега по съемочной площадке Юрий Никулин мог довольствоваться лишь скромными по своим меркам 520 рублями за свою не самую яркую роль дворника. Зато громкое имя артиста помогло собирать полные залы кинотеатров и в дальнейшем обеспечить успех «12 стульев».
Фото: кадры из фильма