Многие поклонники Аллы Пугачевой думают, что титул Примадонны артистка получила в качестве признания великого таланта, но на самом деле он «прицепился» к артистке случайно. Это произошло после того, как она исполнила одноименную песню на конкурсе «Евровидение» 1997 года в Дублине. Изначально на него должен был поехать Валерий Меладзе, но накануне вылета он серьезно заболел и ему пришлось срочно искать замену.
Текст этой композиции написала лично Пугачева, а исполнителем видела исключительно мужчину. Однако жизнь внесла в ее планы свои коррективы.
«Мне сразу же в голову пришла только одна женщина, которую я могла бы назвать Примадонной, — это была Людмила Гурченко», — позже рассказывала Алла Борисовна.
Несмотря на популярность, занять призовое место на конкурсе артистке не удалось, но она совершенно не расстроилась. К тому моменту Алла Пугачева уже давно считалась в России суперзвездой. Она стала ей не только благодаря способности петь так, что у людей по коже бегали мурашки, но и при помощи второго супруга — Александра Стефановича. Он считается первым в стране имиджмейкером и продюсером.
Впервые Алла Пугачева и Александр Стефанович встретились в 1976 году, когда артистка находилась на старте карьеры. Она уже успела выиграть престижный конкурс «Золотой Орфей», выступала в оркестре под управлением Константина Орбеляна, но даже не думала петь сольно.
Стефанович был на пять лет старше Пугачевой, успел окончить режиссерский факультет ВГИКа и снять первый фильм. Он признавался: пару раз слышал по радио песню «Арлекино», но не мог подумать, что ее поет эта «рыжеволосая и губастая девчонка».
Они познакомились на вечеринке у общих знакомых — Пугачева умела привлечь внимание. Она громко пела, танцевала и постоянно смеялась, чем влюбила в себя Стефановича с первого взгляда. У обоих тогда были вторые половинки, но они решили, что смогут найти счастье только рядом друг с другом. Так началась семейная жизнь Аллы Пугачевой и Александра Стефановича и их творческое сотрудничество, которое было коротким, но ярким и продлилось четыре года.
В декабре 1977 года они поженились. Вскоре Стефанович стал концертным директором Аллы Борисовны и настоял, чтобы Пугачева ушла из оркестра и начала сольную карьеру.
На советской эстраде тогда блистало много молодых артисток, и Алле нужно было придумать, чем она будет выделяться. На первых этапах проще всего было сделать ставку на эпатажный образ, и Стефанович взялся за дело. Он работал на «Мосфильме» в команде Сергея Михалкова и успел обзавестись связями. Однажды он привел с собой Аллу и познакомил ее с местными мастерицами. Они разрешили артистке взять несколько старых нарядов из костюмерной и в качестве подарка сшили ей пару платьев-трансформеров.
«Я работаю в том, в чем мне удобно. Не люблю переодеваться на сцене. Играя на сцене с этим балахоном можно было перевоплощаться и быть кем угодно», — позже рассказывала артистка.
Туфли и парики для выступлений звезда тоже брала на «Мосфильме». Стефанович не настаивал, чтобы Алла Пугачева часто меняла прически, но в те времена парики были в моде, да и звезда никогда не боялась экспериментов.
Со временем стиль Пугачевой стал культовым — ей начали подражать женщины всего Советского Союза, — и Стефанович решил, что пора двигаться дальше. Уже позже он рассказывал, как сформулировал несколько принципов, которые помогли бы ему сделать Примадонну артисткой номер один в стране, и начал следовать плану.
Специально для любимой жены он придумал стиль «исповедальности», который подразумевает, что все песни должны исполняться от первого лица. Перед каждым выходом на сцену Стефанович давал Пугачевой ценные указания: «Пой так, будто раскрываешь главные тайны личной жизни».
Для того, чтобы выполнить эту задачу, звезде нужно было полностью отказаться от «гражданской» тематики в репертуаре. Сделать это было непросто: долгое время Пугачева была солисткой Москонцерта — власти настаивали, чтобы артисты почаще пели что-то патриотичное и духоподъемное.
Для того, чтобы уйти от этого, Алле Борисовне было необходимо полностью преобразиться: стать не обычной советской артисткой, а лирической героиней с непростой судьбой. Каждый раз, когда она появлялась перед зрителями, на сцене начиналось театрализованное представление. К счастью, Примадонна всегда отличалась не только прекрасными вокальными данными, но и актерским талантом.
«Надо было создать образ одинокой ранимой женщины. Это касалось не только отбора текстов. В сознание публики необходимо было внедрить образ одинокой женщины с ребенком, который бы вызывал сочувствие и у пэтэушницы, и у буфетчицы, и у студентки», — рассказывал Стефанович.
Стефанович внимательно следил за тем, что говорят о Пугачевой поклонники, и что о ней пишут в газетах. Он решал, когда нужно пустить об артистке невинный слух, чтобы немного поднять ее популярность, а когда ей лучше уйти в тень, избегая крупных скандалов.
Певица полностью доверяла супругу и делала все, как он скажет. К тому же, его тактика приносила плоды: артистка получала крупные гонорары, а ее популярность все росла — второй такой певицы не было во всей стране, а может и во всем мире.
Многие коллеги поначалу скептически отнеслись к методам Александра Стефановича, но он не хотел следовать трендам, а создавал свои. В то время зрители любили артисток, которые пели с акцентом. Югославская и болгарская эстрада воспринимались как иностранные, как некий знак качества, но идти по этому пути продюсеру не хотелось. Наоборот, он настоял, чтобы Алла пела на современном русском языке, понятном всем ее поклонникам.
Но главное, что требовал Стефанович — так это полной отдачи. Особый стиль выступления Примадонны он называл «театром Аллы Пугачевой». Репетируя с ней номера, он хотел не только, чтобы она попадала в ноты. Он просил, чтобы звезда пела так, будто сама прошла через все, о чем написано в песне.
«Надо сделать спектакль с минимумом реквизита — обыгрывать платья, обыгрывать детали декораций, если они существуют, обыгрывать микрофон, который может быть в какой-то момент бокалом, в какой-то момент скипетром…» — из раза в раз повторял продюсер.
А итоге за четыре года Александру Стефановичу удалось сделать невероятное. Когда в 1980 году певица и продюсер развелись, Алла Пугачева еще не была Примадонной, но во всем СССР вряд ли можно было найти человека, который не слышал ее песен.
Деталей развода знаменитости никогда не раскрывали, но расходились они со скандалом. Поговаривали, как-то раз Пугачева приревновала мужа к Софии Ротару и в гневе кинула камень в лобовое стекло его машины. Рассказывая об этом случае журналистам, вдаваться в подробности артистка не стала, но намекнула: за годы брака она устала от измен супруга. Стефанович эти обвинения отрицал.
После расставания с Пугачевой он больше так не женился. Несмотря на то, что продюсер сделал из милой артистки с непослушными кудрями настоящую диву, он всегда воспоминал ее не как звезду, а как любимую женщину.
«Я жил с одной из самых выдающихся артисток ХХ века в России. Я готов ей поцеловать руку как женщине, которая подарила мне любовь», — сказал Стефанович в одном из последних своих интервью.
В июле 2021 года Александра Стефановича не стало — он скончался из-за серьезных осложнений после коронавируса.
Фото: Соцсети, Getty Images, Legion-Media, Persona Stars, Созинов Виталий, Венделин Юрий, Рухадзе Анатолий, Шогин Александр, Агеев Н., Агеев Алексей/ТАСС