Сейчас в секции по фигурному катанию детей принимают едва ли не с рождения: как только научишься делать уверенные шаги — можно выходить на лед. В СССР спортивные правила были другими: для того, чтобы организм мог выдерживать серьезные физические нагрузки, ему нужно было окрепнуть. Поэтому малыши, которые больше мечтали о новых игрушках, чем о медалях, на тренировках не приветствовались.
Но будущая звезда всего и сразу — спорта, сцены и кино — Наталья Седых решила диктовать свои правила. Когда ей было 4 года, она увидела по телевизору чемпионат Европы и влюбилась — в красивые платья, в звук, с которым лезвие конька скользит по льду, и в захватывающие дух вращения. Уговорила родителей записать ее в ближайшую к дому секцию, но на просмотре ей отказали.
«Задатки есть, но слишком маленькая. Приходите через пару лет».
Ждать столько времени Наташа не планировала: когда мама попыталась за руку вывести ее с катка, она вырвалась и выехала на самую его середину. Громко представила себя как чешскую фигуристку Индру Крамберову (своего главного кумира) и начала выступать.
Конечно, на тот момент никакими сложными трюками она не владела, едва могла справиться с дрожащими ногами и не попадала в музыку, но своим упорством очаровала тренера Татьяну Гранаткину. Та решила дать амбициозной девочке шанс, но предупредила: жалоб и слез терпеть не будет.
Впрочем, Седых это замечание и не требовалось: прошло шесть лет, и о ее потенциале заговорила вся страна. К 10 годам фигуристка успела дважды стать чемпионкой Москвы. После ее поставили в пару с Сергеем Четверухиным, и все специалисты были уверены — они смогут претендовать на «золото» Олимпийских игр.
Однако до крупных турниров Наталья Седых так и не доехала. Глядя, как девочке нравится заниматься в хореографическом классе и делать на льду именно танцевальные движения, а не обязательные спортивные элементы, один из тренеров предложил ей пройти конкурс в балетную школу при Большом театре.
Конкуренция была огромной, но у юной Наташи было все, чтобы покорить преподавателей — грация, феноменальная растяжка, трудолюбие и обезоруживающая улыбка.
Ее приняли в школу, и в первое время ей удавалось совмещать и балет, и фигурное катание, но с каждым месяцем нагрузки становились все серьезнее. Маленькой Наташе предстояло сделать первый жизненный выбор.
С одной стороны, перед ней открывались перспективы олимпийского пьедестала, с другой — сцена Большого театра. И она, бросив коньки, партнера и мечты о кубках, ушла в балет. Кстати, Сергей Четвертухин без нее все-таки попал на Игры в японский Саппоро и даже привез оттуда серебро.
Седых же дни напролет проводила около балетного станка. Для того, чтобы не будить в душе воспоминания и лишний раз не сомневаться в своем выборе, она полностью забросила фигурное катание.
Правда, один раз все-таки согласилась принять участие в ледовом шоу и исполнила партию из «Лебединого озера». Одним из тех, кто пришел посмотреть представление, был режиссер Александр Роу. Тогда он только задумал снимать «Морозко» и понял — хрупкая Седых станет идеальной Настенькой.
«После того как я поступила в хореографическое училище, на коньках уже почти не каталась, потому что совмещать балет с фигурным катанием по негласному внутреннему правилу строго запрещалось. Но изредка, для собственного удовольствия, все-таки выходила на лед, потому что обожала кататься на коньках», — вспоминала Наталья.
Руководство балетной школы было против, чтобы она уезжала на съемки. Работать над картиной Наталье предстояло полгода, а за это время без тренировок любая балерина растеряет всю форму. Вступилась за девочку одна-единственная преподавательница — Суламифь Мессерер.
Она пообещала: лично проследит, чтобы Седых каждый день занималась, не набирала вес и не получала травмы. Наталья попрощалась с родителями и друзьями и на шесть месяцев уехала на Кольский полуостров.
После выхода фильма «Морозко» Наталья Седых обрела всенародную славу и стала одной из самых узнаваемых и популярных актрис Советского Союза — юным талантом, которому пророчили великое будущее.
Но как-то закрепить славу артистка не спешила — она снялась еще в паре фильмов, но на новые роли соглашалась неохотно. Для того, чтобы сниматься, ей каждый раз приходилось конфликтовать с руководством балетной школы, и продолжаться вечно это не могло.
На тот момент Наталья Седых уже была знаменитостью, но все еще оставалась обычной девушкой, которой приходилось самой отвечать за свою судьбу. Однажды она уже отказалась от мечты стать фигуристкой ради балета, и сделала это снова. Только уже с кино.
Ее телефон обрывали режиссеры, под нее писали сценарии, но Седых решила — раз однажды посвятила себя балету, то больше с этой дороги не сойдет.
После окончания училища Наталью Седых приняли в труппу Большого театра, и она с головой ушла в репетиции. На новые роли больше не соглашалась.
«Прошу мне больше не звонить. Сниматься больше не буду. Прошу аннулировать все мои досье»,
Конечно, жертвовала славой и гонорарами Седых не просто так: в театре у нее были большие амбиции, и она верила, что ей запросто удастся их реализовать. Но все пошло не по плану.
В первый же год работы в Большом ей предложили танцевать Машу в «Щелкунчике», но за несколько недель до премьеры на ее место неожиданно позвали другую артистку.
«Но мне Машу так и не удалось станцевать. Марина Тимофеевна заболела, а против меня начались интриги: то зал не давали для репетиций, то концертмейстера. Большой театр есть Большой театр. А тут в Большой из Петербурга взяли Люду Семеняку с уже готовым репертуаром. Она сходу станцевала мою Машу. Нужна была новая прима, и она появилась. Про меня как-то все забыли», — рассказывала Седых.
Она уже приготовилась блистать в лучах софитов, но неожиданно на несколько лет застряла в кордебалете.
«Многие считают меня беззащитной, слабой. Такой я и была во времена Настеньки. Сейчас на дворе другая эпоха. Мне пришлось забыть про сказки»,
В итоге ее терпение было вознаграждено: артистка начала получать ведущие партии, гастролировать по всему миру, даже танцевала на одной сцене с Майей Плисецкой и Марисом Лиепой.
В Большом она проработала 20 лет, но из него ушла не на пенсию, а в … другой театр — «У Никитских ворот», куда ее лично пригласил Марк Розовский.
Личная жизнь артистки не сложилась: 10 лет она прожила в браке с композитором Виктором Лебедевым, с которым познакомилась во время гастролей в Ленинграде. Но эта история закончилась разводом.
Седых признавалась: из-за того, что и у нее, и у супруга были успешные карьеры, им приходилась жить на два города. Постоянно мотаться по вокзалам с маленьким сыном и чемоданами было трудно, но ради любви можно выдержать и не такое.
Правда, муж Натальи Седых на такие жертвы оказался не готов. Отношения на расстоянии его не устраивали, и однажды артистка, без предупреждения вернувшаяся домой, застукала его с другой женщиной.
«Витя любит дом, уют, ему была нужна домашняя жена, которая убирала бы квартиру, готовила, стирала, а не балерина, которой то ногу на подушку надо положить, то кофе в постель подать… Так и расстались. Правда, отношения у нас остались очень хорошие», — рассказывала Седых.
Сейчас Наталья Седых, которой исполнилось 75 лет, редко появляется на экранах, не ходит на светские мероприятия и наслаждается тишиной и спокойствием. К роскоши она не стремится и, поговаривают, до сих пор живет в небольшой квартире в столице, которая когда-то досталась ей от отца-полковника.
Она признается: хоть сейчас и не снимается в кино, ее по-прежнему любят и узнают на улицах — правда, в основном, по голосу.
«Мне сейчас классно. Я наслаждаюсь жизнью нормального человека. Мне немного надо, чтобы порадоваться. Я почтовый ящик не спущусь проверить без макияжа», — говорит артистка.
Фото: Кадры из видео, Legion-Media, Persona Stars, PhotoXPress.ru