Байбулат Батуллин
Байбулат Батуллин

В середине августа в Калининграде прошел фестиваль «Короче», на котором главный приз в конкурсе полнометражного кино получил фильм «Бери да помни». Его снял режиссер Байбулат Батуллин. Ему всего 30 лет, за его плечами уже есть большой опыт сериалов и короткометражек, и при этом он не боится идти на эксперименты — в том числе связанные с развитием регионального кино.

«Бери да помни» — эта история маленькой татарской деревни, куда на каникулы к бабушке приезжает мальчик Ильхам. И вот, лето уже подходит к концу, его родители перестают отвечать на звонки, а все взрослые вокруг выглядят грустными, встревоженными и будто что-то от него скрывают. Для того, чтобы отвлечь Ильхама и не подпустить к нему беду, его дед Расим вспоминает про игру, благодаря которой начинается череда исполнений желаний. Причем чудеса происходят не только с Ильхамом, но и со всеми, кто его окружает.

Суть игры заключается в следующем: двое участников берутся за два кончика V-образной куриной косточки, загадывают то, на что готовы спорить, и ломают ее. Побеждает тот, у кого окажется большая половина.

Свой первый полнометражный фильм Батуллин, который сам вырос в Казани, снял о Татарстане, в Татарстане и на татарском языке совместно с Bosfor Pictures. 14 сентября он выходит в широкий прокат и перед его премьерой мы поговорили с режиссером о том, как его уникальный опыт может повлиять на развитие регионального кино, о его детстве и творческих планах.

Байбулат Батуллин
Байбулат Батуллин

Woman.ru: Фильм «Бери да помни» — ваш дебют в полнометражном кино. Что вы чувствовали перед его премьерой в Калининграде?

Байбулат Батуллин: Во-первых, мы просто радовались тому, что нас взяли на фестиваль. Символично возвращаться туда, где ты когда-то был с коротким метром, уже с полнометражным фильмом. С прошлого раза у меня остались теплые воспоминания о фестивале, и сам город мне тоже понравился.

Конечно, сейчас было волнение. В тестовом режиме мы смотрели фильм на больших экранах, но с аудиторией это произошло впервые. Для нас стало неожиданностью, что зрители так тепло приняли наш фильм, да и пресса очень по-доброму о нем отзывается.

Когда ты сам делаешь фильм, то в какой-то момент начинаешь его почти ненавидеть — хочешь переснять. Потом наступает момент полного безразличия, поэтому некоторые реакции меня сильно удивляли и порадовали. В итоге мы остались довольны.

Как куриная косточка исполняет желания: Байбулат Батуллин о счастливом детстве, которое помогло ему стать режиссером
Съемочная группа фильма «Бери да помни»

А что ощущаете сейчас, когда фильм вот-вот должен выйти в широкий прокат?

Байбулат Батуллин: После фестиваля у нас не было времени на празднование и рефлексию, мы сразу погрузились в процесс подготовки к прокату. Как выяснилось, это ежедневная работа, которая требует много времени и сил. Если честно, я к этому был не готов, но это интересно — мы каждый день открываем для себя что-то новое.

Ощущение легкого безразличия к фильму пропало, когда мы узнали дату выхода в прокат. Мы поняли, что это будет время, когда все уже вернулись домой из отпусков, с каникул — это отличный момент, чтобы люди пошли в кино.

Здесь мы, конечно, первопроходцы. Интересно будет посмотреть, какой окажется результат. Для таких новичков, как я — у меня еще никогда фильм не выходил в широкий прокат — это очень интересная ситуация. Есть ощущение, что к татарстанскому кино все пока относятся, как к ребенку, и нужно сделать все, чтобы его полюбили, какой он есть. Я радуюсь не только своим успехам: это шанс доказать, что региональное кино может занимать самостоятельную нишу в индустрии и иметь спрос.

У меня еще нет ощущения, что фильм начал жить. Пока мы показывали его только на языке оригинала с субтитрами, а в широком прокате он будет идти в дубляже. Этот вариант немного отличается, поэтому я до конца не выдохнул. Мы даже умудрились улучшить сценарий на этапе дубляжа. Мне кажется, будет интересно посмотреть оба варианта.

Награда на фестивале «Короче» была для вас неожиданностью?

Байбулат Батуллин: Морально я готовил себя к любому результату. Мы были счастливы уже от того, как нас приняла аудитория, это было для нас победой. А награда в виде главного приза — это аванс для таких копающихся в себе людей, как я и мои соавторы. Я называю это помощью, и мы сильно за нее благодарны. Фестивали — это субъективная история, реакция зала не гарантирует тебе никакого результата, но то, как все вышло, мне очень приятно.

Как куриная косточка исполняет желания: Байбулат Батуллин о счастливом детстве, которое помогло ему стать режиссером
Кадр со съемок фильма «Бери да помни»

Как вы пришли к той версии сценария, в которой главным героем стал мальчик? Изначально вы думали над историей пожилой супружеской пары.

Байбулат Батуллин: Для меня все равно главный герой — это дедушка. Возможно, главный герой мог быть чуть более очевидным, но в фильме мы даем какой-то немного отстраненный взгляд на семью — мы то с мальчиком, то с бабушкой, то просто наблюдаем за ними со стороны. Словно приземлились в незнакомой деревне, заглянули в первый попавшийся дом и смотрим, что там происходит.

Если бы мы делали главным героем мальчика, то это был бы сложный и опасный путь. Это могло превратиться в манипуляцию эмоциями. Многие, кому я давал читать сценарий, говорили: катарсис должен быть в сцене, где он заплачет, но я хотел этого избежать, поэтому у нас нет такого момента. Это было бы слишком легко.

Вот есть фильмы о взрослении, а для меня это фильм о взрослении пожилого человека. Он все-таки про дедушку. Как ни странно, я и себя больше ассоциирую с ним, хотя много в этой истории связано с моими воспоминаниями из детства.

Как куриная косточка исполняет желания: Байбулат Батуллин о счастливом детстве, которое помогло ему стать режиссером
Кадр со съемок фильма «Бери да помни»

Почти все, кого мы видим в фильме, — непрофессиональные актеры. Вам было тяжело работать на съемочной площадке?

Байбулат Батуллин: Это и сложнее, и проще — вот такой парадокс. Я много работал над сериалами с мегапрофессионалами, и работа с ними была просто песня и радость. Тут тоже песня и радость, но другого порядка, все же мы брали не первых попавшихся людей. В основном это те, с кем я так или иначе был знаком. Во время съемок они существовали в своей жизненной органике, поэтому мне было легче. Это можно расценивать как легкий путь для режиссера, но он рискованный.

А вот Роза Хайруллина — большой профессионал и с ней мы быстро нашли общий язык. Сложнее всего было найти актера на роль дедушки, который, как выяснилось потом, все это время был у нас прямо под носом.

Его сыграл ваш отец — Рабит Батулла. Как вы взаимодействовали во время съемок?

Байбулат Батуллин: Когда они познакомились с Розой, я почувствовал, что между ними есть химия, и просто расслабился — стал ждать первых смен. Мы не формулировали вслух правила нашей коммуникации, все происходило органично, тем более, что отец и сам много раз был на месте режиссера. Все на площадке называли его бабаем, и я тоже. Я к нему относился просто как к артисту, и он оказался одним из самых послушных. И текст знал, и демонстрировал гибкость в плане импровизации. Я рад, что мы сняли именно его.

Байбулат Батуллин и Рабит Батулла
Байбулат Батуллин и Рабит Батулла

А как в фильм попала Суфия Хайдаровна? (героиня вирусного видео «А я думала сова», автором которого является Байбулат — прим. ред.)

Байбулат Батуллин: В прошлом мы уже уже снимали с ней ТикТоки. Выложили 4-5 видео, и ее аккаунт резко набрал около 500 тысяч подписчиков — их число и сейчас продолжает расти. А вообще у нас были амбиции сделать из этого социальное предпринимательство — снимать контент, который бы обеспечивал и ее, и команду. После мы планировали создать ТикТок-дом для престарелых. Идея была такая: жизнь после пенсии может быть более веселой и более обеспеченной. Именно через Суфию Хайдаровну мы пробовали начать этот путь.

В «Бери да помни» она играет почтальоншу. Мы, когда прописывали эту роль, уже понимали, что это будет она. Она хорошая актриса, но с ней нельзя делать много кадров, потому что она устает и начинает играть, а вот первые дубли с ней самые интересные. Ее интересно снимать, камера любит ее. У нее есть харизма. В фильме, кстати, будет цитата того мема про сову, но непрямая, а с сюрпризом.

Мы созванивались недавно, она была в больнице — проверяла здоровье. Она знает, что мы ездили в Калининград, и радуется нашим успехам.

Чему новому вас научил этот фильм?

Байбулат Батуллин: Мы писали сценарий вместе с моими соавторами Тагиром Мингазовым и Дарьей Бесединой, и для меня это был новый опыт. Наш треугольник сложился, хотя мы в шутку называли его «Треугольник печали» (фильм Рубена Эстлунда — прим. ред.). Хотя и счастье было.

Как куриная косточка исполняет желания: Байбулат Батуллин о счастливом детстве, которое помогло ему стать режиссером
Кадр со съемок фильма «Бери да помни»

До этого я писал истории только в паре. Мы с моим предыдущим соавтором были очень похожи по темпераменту, и если угасали — то сразу вдвоем, не было дополнительной искры, а кто-то из команды должен быть обязательно с менеджерским подходом. Договорились в 11 прислать материал, значит, присылаем. Нет права сидеть и грустить. То есть мы грустим, конечно, но работая. Для меня эта комбинация стала классным открытием.

Сколько в этом фильме моментов из вашего реального детства?

Байбулат Батуллин: Конечно, если не брать трагедию, которая есть в фильме, то в остальном много похожего. Мои родители не переодевались в Бэтменов, но для меня в каком-то смысле тоже были супергероями. У меня было классное детство.

Мой отец драматург и у него есть сказка «Мышка Пискля». Так вот эта мышка настоящая и она появляется в фильме. Он сам ее сшил из носков, вату напихал, там внутри пробка от шампанского, а хвостик сделан из шнурка от ботинка. В детстве казалось, что эта мышка живая.

Еще у нас была с родителями такая игра, как «гостинчик от зайчика». Зайчик не просто под стол клал мне конфеты, это было целое приключение. Например, когда мы ехали на дачу, родители могли оставить где-то небольшой сюрприз, а на обратном пути отец делал вид, что пробежал зайчик, и мы шли искать гостинец. Ходишь, потом находишь жвачку «Турбо» на пеньке… Это была магия.

Как куриная косточка исполняет желания: Байбулат Батуллин о счастливом детстве, которое помогло ему стать режиссером
Кадр со съемок фильма «Бери да помни»

Потом я вырос, и когда мне было 10 лет, зайчик написал мне письмо о том, что я повзрослел, а он постарел и больше не сможет приносить мне конфеты. И вообще «экология здесь плохая, я уезжаю в тайгу, здесь вырубают леса». У него был кривой почерк — на тот день рождения он оставил мне последнюю большую корзину со сладостями. Думаю, в тайге он и встретил свою старость.

Кому вы обязательно порекомендуете посмотреть «Бери да помни»?

Байбулат Батуллин: Если люди просто пойдут на него с родными, я буду счастлив. Для пожилых такой способ провести время с семьей все равно станет подарком. Если у них есть какая-то апатия, они ощущают бессилие, я надеюсь, фильм им хоть чуть-чуть поможет. Может, наивно так думать, но над картиной можно и посмеяться, и поплакать.

Какие у вас творческие планы?

Байбулат Батуллин: Я успел снять сериал, он выйдет в ноябре, и пока больше ничего не загадываю. Есть предложения, но пока я не думаю дальше сентября. Я так давно не отдыхал, хочу после прокатной суеты съездить в отпуск и ненадолго от всего отключиться. А потом вернусь и пойму, что будет дальше. Пока важно, чтобы кино дошло до зрителя.

А что вы сами любите смотреть?

Байбулат Батуллин: У меня сейчас очень интересный период в жизни — я смотрю документалки про животных. Такой контент для меня сейчас самый приятный. Из-за обилия информации вокруг сейчас сложно смотреть что-то другое. Наверно, это знак, что мне действительно надо отдохнуть.

Байбулат Батуллин
Байбулат Батуллин

Есть ли у вас какие-то ожидания от проката фильма?

Байбулат Батуллин: Да, но наш кейс такой уникальный, поэтому никто не знает, что будет. Хочется, чтобы фильм увидела аудитория, более-менее знакомая с татарским контекстом. Если каждый пятый такой человек придет в кино, это будет счастье. Не столько для нас, как для создателей этого фильма, но и для всей ниши. Загадывать пока ничего не хочется, но азарт есть.

Фото: личный архив