Однажды гадалка пообещала Кристиану Диору, что его ждет большой успех. В его жизни будет много денег и путешествий — и все это станет возможным не без помощи женщин. Предсказание сбылось — дамы в судьбе кутюрье сыграли огромную роль. Но сегодня речь пойдет лишь об одной из них — Митце Брикар, которую часто называют главной музой месье Диора.
Митца была загадочной особой. В Париже ее можно было встретить в двух местах: в отеле Ritz (где она проживала) и в ателье Dior. В светских кругах то и дело обсуждали всевозможные сплетни относительно ее прошлого. Одни говорили, что она когда-то была невестой князя родом из Российской империи, другие судачили о фамильном замке не то где-то в Румынии, не то в Англии. Уже после смерти Митцы ее биографией заинтересовался тогдашний креативный директор Дома Dior — Джон Гальяно.
«Вы дошли до того места, где мистер Диор говорит, что она никогда не носила нижнего белья? Она была великолепной», — говорил он в одном из интервью.
О миссис Брикар известно немногое. Ее настоящее имя — Жермен Луиза Нойштадт. Она родилась 12 ноября 1900 года в Париже. Любимица Диора дважды была замужем. Первый раз она вышла за румынского дипломата Александро Бьяно — он скончался в 1941-м. Ее вторым супругом стал Юбер Брикар — президент B.L.B. Laboratories. Никто не знает, когда и почему Жермен решила превратиться в Митцу.
В декабре 1946 года Брикар переступила порог ателье Кристиана Диора. Она пришла как специалист по аксессуарам, но в действительности не один эскиз без ее одобрения не шел в работу. Митца редко появлялась на авеню Монтень раньше полудня — ее невозможно было увидеть без тюрбана, нитки жемчуга и туфель на шпильках. Именно благодаря Брикар Диор решился на коллекцию с хищными принтами — Митца не боялась надеть сразу несколько вещей с леопардовой расцветкой, а на ее запястье всегда красовался леопардовый платок. Брикар лучше всех в Париже носила меха и была способна на спонтанную импровизацию: отрезать кусок шифона и украсить им шляпку.
«Брикар — одна из тех, кто сделал элегантность единственной целью своего существования. Таких становится все меньше и меньше», — писал Кристиан Диор в своей автобиографии.
Если Митца давала какие-то комментарии, то они непременно были колкими — то она критиковала неудачно подобранную ткань, то оттенок ей казался неподходящим. Сотрудники ателье часто жаловались Диору на Брикар. Дизайнер возражал: «Вы бы предпочли видеть ее в другом Доме Высокой моды? Я бы предпочел, чтобы она осталась здесь». И мадам Брикар продолжала предъявлять свои высокие требования.
Арт-директор журнала Vogue Александр Либерман так описывал связь великого кутюрье и его музы:
«Она была его танцовщицей, его куртизанкой. Шелест ее голоса, ее жемчуг, точка зрения обо всем и одновременное безразличие к происходящему. Она была воплощением женственности и соблазна».
Еще один характерный штрих к портрету Митцы. Однажды один из ее богатых ухажеров — легенда розничной торговли Стэнли Маркус — поинтересовался у Брикар, предпочитает ли она какого-нибудь конкретного флориста.
«Конечно, — ответила она. — Cartier».
Кристиан Диор умер в 1957 году — и след Брикар потерялся. Известно, что она скончалась в Париже двадцать лет спустя — 13 декабря 1977-го. Однако даже после своей смерти она продолжила вдохновлять.
В 2012-м парфюмер Франсуа Демаши презентовал пряный, восточный аромат Mitzah в честь музы и близкой подруги Диора, а за год до этого французский Дом выпустил посвященную ей коллекцию макияжа. Ее главным мотивом стал леопардовый принт.
Фото: Getty Images