Почетный «Оскар», «Сезар», несколько «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля, «Золотой лев» Венеции и звание одного из лучших режиссеров современности — ворвавшись в мировой кинематограф, Жан-Люк Годар сразу приобрел репутацию смельчака и новатора.
Он презирал консерватизм, не боялся экспериментов, даже если зрителям они казались чересчур эпатажными, и особое внимание в своем творчестве уделял отношениям между мужчинами и женщинами.
В его сюжетах страсть далеко не всегда была окрыляющей, а чаще даже наоборот — болезненной, надрывной и травмирующей. «Без любви не бывает фильмов», — как-то сказал режиссер в интервью. И добавил: он не придумывает истории, а только переносит на экран все, что видит вокруг.
Именно за эту способность и поклонники, и коллеги, не скупясь на комплименты, называли Годара гением. И как у любого гения, у него были свои музы: одни оставались для него просто яркой вспышкой, а другие были рядом на протяжении долгих лет. Утром 13 сентября 2022 стало известно, что Жан-Люк Годар скончался — ему был 91 год.
Брижит Бардо
Брижит Бардо была одной из самых любимых актрис многих режиссеров так называемой «новой волны». К этому течению реформаторов принадлежал и Годар. Когда звезда по имени Бардо зажглась на небосклоне французского кино, оставалось только вопросом времени, в какой момент режиссер пригласит ее в свой фильм. Случилось это в 1963 году, когда он задумал снять «Презрение».
Актрисе предстояло исполнить роль женщины, соблазняющей миллионера, и с тех пор она считается одной из лучших в карьере Брижит. Ей одновременно удалось воплотить в своей героине невинность и сексуальность, доброту и стервозность, нежность и алчность. На экране Бардо появлялась в невероятно стильных образах, но чаще всего — полностью обнаженной.
Жан-Люк Годар был в восторге от всего, что звезда вытворяла на съемочной площадке, но так до конца и не смог понять, что его восхищает больше — талант актрисы или ее невероятная красота.
Анна Карина
«Жить с Жаном-Люком Годаром было непросто», — вспоминала в 2015 году актриса Анна Карина, которая была не только музой режиссера, но и его женой.
Карьера Анны началась в Париже, но не в кинематографе, а в фэшн-бизнесе. Своей необычайной внешностью Карина могла сражать наповал не только мужчин, но и женщин. Однажды ее фотографии увидела сама Коко Шанель и пригласила девушку стать ее личной моделью. Анна снялась в рекламе, и только после этого на нее обратил внимание Годар.
Он предложил ей роль в фильме «На последнем дыхании», но при одном условии — она обнажит в кадре грудь. Анна, которой на тот момент едва исполнилось 17 лет, отказалась. Ради мечты стать звездой она еще совсем юной приехала в Париж, выучила французский, но не хотела добиваться популярность такими «грязными», как ей казалось, методами.
Годар не отставал от девушки в течение следующих нескольких лет, и в итоге она сдалась. Анна сыграла в фильмах «Женщина есть женщина», «Жить своей жизнью», «Банда аутсайдеров», «Альфавиль» и других картинах, а потом согласилась выйти за режиссера замуж.
Они прожили в браке три года, а потом со скандалами разошлись. Как рассказывала Карина, Годар был тираном: запрещал ей сниматься у других режиссеров, следил за всеми ее передвижениями и оставил одну справляться с горем, когда у нее случился выкидыш.
За время отношений с Годаром Анна несколько раз пыталась покончить с собой и после разрыва с режиссером еще несколько лет не могла оправиться от травм.
Мирей Дарк
Мирей Дарк стала той самой яркой вспышкой, которая осветила жизнь Годара лишь на короткое мгновение, зато навсегда осталась в его памяти. Звезда вдохновила режиссера снять один из самых экспериментальных фильмов в его карьере — «Уикенд». В картине она сыграла женщину, которая вместе с мужем путешествует на машине, периодически встречая невероятных персонажей — включая Марию Магдалину и графа Калиостро.
Дарк и Годара связывали исключительно творческие отношения: может, потому, что режиссер уже тогда был влюблен в Анну Карину, или потому, что Мирей была неразлучна с Аленом Делоном. На протяжении долгих 15 лет она оставалась гражданской женой французского актера.
Джейн Фонда
Отдельное место в своем сердце Жан-Люк Годар выделил для Джейн Фонды, которую снял в фильме «Все в порядке». К тому моменту актриса уже стала звездой, и режиссер использовал ее популярность в личных целях. Он опасался, что история про забастовку рабочих на колбасной фабрике не привлечет много внимания, но, если на афише будет изображена Джейн, зрители ринутся в кинотеатры толпами.
Критики отнеслись к картине весьма скептически, но этот не самый удачный эксперимент все же не погубил карьеру Годара. Его расчет оказался верным: Фонду любили, на нее хотели смотреть, за билеты на фильмы с ее участием были готовы платить деньги, и это позволило ему остаться на плаву. Поэтому Джейн Фонду иногда называют не просто музой Годара, но и его ангелом-хранителем.
Анна Вяземски
К тому моменту, как Годар уже стал одним из самых популярных людей Франции, Анна Вяземски только-только начинала взрослую жизнь. Представительница русско-французской аристократии (по отцу — из русского княжеского рода Вяземских, а по матери — внучка французского писателя Франсуа Мориака), она решила покорить кинематограф, но сложилось так, что перед этим покорила великого режиссера.
Годар увидел фотографию рыжеволосой красавицы в гостях у знакомых и сразу же потерял сон, спокойствие и аппетит. Он потребовал, чтобы его обязательно познакомили с очаровательной девушкой. Всем он говорил, что просто хочет предложить ей роль, но уже тогда знал — он изнывает от любви и просто так не отпустит Анну из своей жизни.
Жан-Люк был намного старше Анны, но ее разница в возрасте не смутила, и она сразу ответила режиссеру взаимностью. Вместе они не только жили, но и творили: первым результатом совместной деятельности стал фильм 1967 года «Китаянка», а дальше последовали еще семь картин.
Брак режиссера и актрисы продлился 12 лет и закончился разводом. В 2017 году на экраны вышел фильм «Молодой Годар», который доказал, что любовь Годара и Вяземски хоть и была счастливой, но оставалась полной противоречий.
Марина Влади
Свой следующий эксперимент — фильм «Две или три вещи, которые я знаю о ней» — Жан-Люк Годар посвятил Марине Влади. Она сразу согласилась поработать с гениальным режиссером, а когда попросила его прислать сценарий, он ответил, что его нет и не будет.
Перед каждым съемочным днем Влади надевала маленький наушник и выходила на площадку: ей предстояло импровизировать, а в это время Годар задавал ей вопросы. Никаких вторых дублей — как и в реальной жизни, у звезды не было права на ошибку.
Режиссер был в восторге от того, с какой легкостью Влади справилась с этой необычной для нее задачей. Он был очарован ее красотой и искренностью и в порыве страсти даже сделал звезде предложение, но Марина его хладнокровно отвергла.
Джин Сиберг
Короткая стрижка, угловатая фигура и задорный характер — Джин Сиберг никогда не вписывалась в стандарты классической женской красоты, но при этом именно она стала лицом «новой волны» французского кинематографа. Благодаря Годару началась ее блистательная карьера. Вместе с Жан-Полем Бельмондо Джин снялась в картине «На последнем дыхании».
Когда Годар пригласил ее на съемки, он не обещал ей золотых гор, зато дал полную свободу самовыражения. Джин могла редактировать сценарий, сама придумывала костюмы и максимально органично чувствовала себя на площадке. Фильм вышел на экраны в 1960 году, и уже спустя несколько лет Сиберг называли не просто начинающей актрисой, а настоящей звездой.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Legion-Media.ru