Woman.ru: Галина Александровна, вы учились во ВГИКе в мастерской великих Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Есть что-то из всего, чему они вас учили, что вы бы могли выделить как самое ценное: что помогло вам в работе, а может, и в жизни в целом?
Галина Польских: Учиться у таких мастеров — великое счастье. Они заложили не только основы актерского мастерства, но и стремление к развитию творческого потенциала в целом. Но самое ценное их чуткость, и человеческое тепло, которого мне — сироте, выросшей с бабушкой, так не хватало. Некоторым своим студентам Сергей Апполинариевич давал дорогу в творческую жизнь, снимая их в своих картинах. Мне повезло сняться у него в фильме «Журналист», который стал очень важной ступенью в моей карьере.
Вы дебютировали в кино в 19 лет в эпизодической роли у легендарного Ивана Пырьева в фильме «Белые ночи» по одноименной повести Достоевского. А уже в следующей своей картине — «Дикая собака динго» — сыграли главную роль, ставшую для вас, так сказать, визитной карточкой и пропуском в большое кино. Как вам кажется, сколько в столь ярком начале (помимо, безусловного таланта и органики) везения?
Галина Польских: Доля везения есть всегда в судьбе актера.
А вообще, что, по вашему мнению, стало самым большим везением в вашей карьере? Какая-то роль, встреча с кем-то?
Галина Польских: Конечно, это мой дебют в «Дикой собаке динго», главная роль в фильме Герасимова «Журналист». Мне очень везло с режиссерами: работать с такими легендами, как Чухрай, Данелия, Ролан Быков — большое наслаждение. Каждый из них, безусловно, давал яркий импульс, учил, развивал и открывал новые возможности существования в кадре.
А еще вы снимались у многих режиссеров, более известных или известных в равной мере как актеры. Это и тот же Ролан Быков, и Борис Токарев, и Сергей Никоненко, и Олег Анофриев, и Евгений Матвеев. Когда работаешь с таким постановщиком, проще или легче?
Галина Польских: И сложнее, и легче одновременно. Режиссер-актер имеет больше «инструментов» для работы с актером, и в этом смысле легче: мы говорим на одном языке. Но когда режиссер становится твоим партнером, как было с Евгением Матвеевым, тогда появляется особое волнение, другая ответственность: режиссер в одном кадре с тобой — очень чуткий камертон.
Вообще, с каким типом режиссеров вам комфортнее работать: теми, кто четко обозначает, что от вас хочет, или теми, кто дает возможность пофантазировать, поимпровизировать, поискать свой рисунок роли?
Галина Польских: Конечно, хорошо, когда режиссер четко формулирует, что хочет от той или иной сцены — но актер в любом случае привносит свою индивидуальность в роль. В работе над моей первой большой ролью я старалась прислушиваться к Карасику. Но в какой-то момент почувствовала необходимость предложить свой рисунок роли — у нас даже был конфликт, и мы решили, что один дубль я играю по требованию режиссера, другой — по своей интуиции. В результате в монтаж входили в основном мои варианты. Поэтому роль и получилась. Затем с опытом пришло понимание: надо учитывать требования режиссера, но делать все равно по своей органике.
Были ли в вашей карьере примеры ролей, которые благодаря вам получились совсем не такими, какими задумывались?
Галина Польских: Считаю, что в фильме «Суета сует» я постаралась героиню сделать более яркой, обаятельной и живой, нежели это представлялось по сценарию.
В 2024 году у вас большой юбилей. И мы очень рады, что вы продолжаете сниматься. «Елки-10», которые стали формальным поводом для нашего разговора, — часть огромной популярной франшизы. Как вам кажется, она наследует традиции классических добрых советских романтических комедий, во многих из которых вы снимались? И если да, то в чем это выражается? И в чем отличия?
Галина Польских: В этом и заключается популярность таких проектов, как «Елки». Наследуют чистоту героев и хороший вкус юмора — основную составляющую хороших комедий. И, конечно же, отличаются, как и наша жизнь сегодня, от 60–70-х годов: все движется вперед. Здесь дело не только в техническом прогрессе, но и в современном мировоззрении. Что было особенно приятным в работе над «Елками-10», кроме самого сюжета — трогательного рассказа о жизни пенсионеров в доме престарелых (крайне редкая тема сейчас в кино) — это то, что ставил фильм очень молодой талантливый режиссер Иван Чехов. В этом есть особая прелесть: добрый взгляд молодого поколения на поколение уходящее, грустный и ироничный, нежный и драматичный одновременно. Приятное впечатление оставили съемки этого проекта и за счет прекрасных моих партнеров — Юрия Кузнецова и Бориса Щербакова. Конечно, это, к сожалению, относится не ко всем современным комедиям: среди них есть много безвкусных, граничащих с пошлостью.
Слышал от одной известной актрисы, тоже начавшей сниматься еще в советское время, что очень сильно изменилась атмосфера на площадке. Во многом из-за смартфонов и отдельных вагончиков. Все стали разобщеннее. Вам тоже так кажется? Может быть, вспомните какой-то фильм, съемки которого вам запомнились особенно теплой и душевной атмосферой? Возможно, есть какая-то история, которая это проиллюстрирует?
Галина Польских: Соглашусь. Конечно, сейчас работать на съемочной площадке гораздо комфортнее: у тебя собственный вагончик со всеми условиями, водой, фруктами, вкусные обеды и т. д. Но нет того чувства команды, творческого единомыслия, партнерской поддержки на площадке. Снимая сериал «Тени исчезают в полдень», вся группа жила в маленькой сибирской деревне по домам с хозяевами. Условия были тяжелейшие: нет воды, почти нет продуктов, нет нормального отопления. Но мы были настолько дружны, нам так было весело вместе, жили как одна семья. Кроме того, вечерами могли репетировать или обсуждать предстоящие сцены. Незабываемое время.
Если проанализировать вашу фильмографию, несложно заметить, что почти все ваши роли положительные. Отрицательных крайне мало. Что уж говорить о настоящих злодейках! Вас так видят режиссеры и продюсеры или это ваш выбор? Ведь злодеек играть интереснее!
Галина Польских: Да, в основном так видят меня режиссеры. Но самой мне, конечно, очень хотелось сыграть отрицательную роль. Этот опыт я получила дважды с режиссером Вениамином Дорманом — «Ночное происшествие» и «Замкнутый круг». Понять и донести до зрителя психологию преступника очень сложно, но очень интересно. Судя по тому, что меня после выхода фильма «Ночное происшествие» долгое время не хотели сажать таксисты (а машины в то время у нас не было), роль мне удалась.
Еще в 1978 году вы удостоились Государственной премии за роль санитарки Зины в военной дилогии «Фронт без флангов» и «Фронт за линией фронта». С тех пор прошло почти полвека, но фильмы о Великой отечественной войне продолжают активно сниматься. Как вам кажется, в чем сегодня должен заключаться главный посыл этих картин? Что молодые зрители должны из них вынести?
Галина Польских: Для меня эта тема особенная: я потеряла родителей и в 6 лет осталась сиротой. Что должно вынести молодое поколение — память, память о том, что их мир стоит на костях, непосильном труде, крови и поте их праотцов. И ценить то, что они сейчас имеют.
При огромном множестве киноработ у вас совсем мало театральных ролей. При том, что актеры обычно говорят, что театр как наркотик. Попробовал — уже невозможно отказаться от этой атмосферы, энергии, отклика зала, которого нет в кино. У вас, надо понимать, театральной зависимости не случилось? Как вам кажется: почему?
Галина Польских: Потому что кино — более естественная атмосфера. Театр, конечно, дает актеру энергетику живого зрителя, и это дорого стоит, но не мой жанр, много условностей. Эмоция актера на экране более сильная, более действенная, нежели на сцене.
У вас колоссальный опыт и, конечно, авторитет. При этом вы нигде не преподаете. Не предлагали или сами не хотите? Не чувствуете в себе преподавательский талант?
Галина Польских: Нет, не чувствую в себе преподавательский талант. Мне никогда не предлагали, а если бы предложили — я бы точно отказалась.
Фото: пресс-служба