8 апреля ей могло бы исполниться 76 лет. Но все последние годы до своей безвременной кончины она не праздновала день рождения. Спутником ее зрелости было тотальное одиночество, а праздник, состоявший из одной именинницы, знаете ли, так себе веселье. В редких интервью Богунова рассказывала, что даже в самом страшном сценарии не могла представить, что ее жизнь, казавшаяся чередой больших удач и везения, в итоге повернется так.
А Наталье и правда с детства улыбалась удача. Родившись в ленинградской рабочей семье, Богунова быстро поняла, что свою жизнь хочет связать не с миром станков и ожидания дня получки, а с чем-то возвышенным. Девочка прошла большой конкурс в Вагановское училище, где упорно трудилась ежедневно с семи утра. Именно эту отточенную грациозность и оценили помощники режиссера, которые пришли искать юную актрису на фильм «Вступление». Снимки Богуновой попали в картотеку «Ленфильма», благодаря чему она получила роль Инны Ильиной в драме «До свидания, мальчики». В этой картине девочка-подросток снялась в первой в истории советского кино сцене лишения невинности, хотя ей самой на тот момент было всего 14 лет.
Богунова все время будто торопилась жить. Окончила школу экстерном и планировала делать балетную карьеру, но из-за сбитого графика съемок молодой актрисе так и не удалось вернуться в прежний «хореографический» вес. Тогда она подала документы во ВГИК и после получения диплома была сразу принята в труппу Театра им. Моссовета.
Еще студенткой красавица-блондинка вышла замуж за Александра Стефановича, который учился здесь же на режиссерском факультете. Как и любой студенческий брак, этот союз просуществовал недолго, что не мешало режиссеру долгие годы потом рассказывать в прессе о подробностях жизни с «неземным ангелом», как он ее называл.
«Всему виной была наша с Наташей занятость: я ездил по стране с киноэкспедициями, она много снималась и тоже редко бывала дома. Хорошей семейной жизни это, как вы понимаете, не способствовало. Мы часто ссорились, расставались и разъезжались, а потом мирились и съезжались снова», — вспоминал Александр Борисович.
Переживала ли Богунова, что ее личная жизнь не сложилась? Совсем недолго. В это время на новый виток пошла ее кинематографическая карьера. Автор фильма «Большая перемена» Алексей Коренев, который дружил с Богуновой, однажды предложил ей почитать занятный сценарий. «Какую роль выберешь — та и твоя!» Она выбрала роль Светланы Афанасьевны, супруги неугомонного Ганжи. Рассказывала в интервью позже: «Мне показалось, что этого персонажа будут любить всегда».
Кстати, именно из-за Богуновой роль Нестера Петровича ушла Михаилу Кононову, а не Андрею Мягкову, как планировалось изначально. Звезда «Служебного романа» заявил, что будет сниматься только при условии, что на роль Светланы Афанасьевны возьмут его супругу, режиссер Коренев на эти условия не пошел. И оказался прав. Картина с именно этим звездным составом имела бешеный успех. Богунову узнавали на улицах, ей мешками несли письма и телеграммы, цветы, поклонники узнавали ее номер и названивали ей днями и ночами.
У актеров есть такое понятие, как «киношный бог везения»: приманив его однажды звездной ролью, следует как птицу счастья держать его за хвост, зарабатывая себе имя и славу новыми киноработами. Богунова «киношного бога» чем-то разгневала.
Несмотря на огромный успех «Большой перемены» предложений новых ролей ей не поступило. Это сильно подломило фундамент ее самооценки. Хрупкая, неземная, одухотворенная на экране — в жизни она все больше уходила в себя, чуралась больших компаний, посиделок, игнорировала капустники, у нее почти не осталось друзей.
«У нее категорически не было друзей, такой особый склад характера. Не могу сказать, что она отталкивала людей, но с ней просто не хотели общаться. Она могла подойти и сказать, мол, кто-то и что-то у нее украл, проник к ней в квартиру или выслеживает ее. Режиссеры из-за этого Наташу перестали снимать», — рассказывал актер Александр Леньков.
При этом режиссеры не отрицали того, что у Богуновой был огромный творческий потенциал.
«У нее практически не было второстепенных ролей или эпизодов — все роли были главные. Она была героиня. Она вот по всему: по внешнему облику, по внутреннему какому-то состоянию — она была героиня, и на нее, конечно, нужно было ставить кино», — рассказывал Борис Токарев.
Однако типаж духовных, чистых и светлых героинь в кино 1980-х перестал быть востребованным: им на смену пришли смелые и яркие женщины, те, что делают и принимают решения сами. Богунову приглашали на пробы, она их вполне успешно проходила, но на роль утверждали все равно других. Так произошло с ролью Сонечки Мармеладовой в экранизации «Преступления и наказания», где Богунова даже начала сниматься, но была снята с роли, с фильмами «Единственная» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Черная полоса невезения вылилась в первый нервный срыв. Однажды во время спектакля Богунова начала выть на сцене и нести околесицу. Чем дальше, тем больше. Могла позвонить коллеге ночью, а утром не вспомнить о звонке. А иногда просто заговаривалась в беседе с коллегами. Сначала актеры списывали это на тонкость актерской натуры, но состояние красавицы ухудшалось.
«В нашем Театре Моссовета Наташа особенно блистала в спектакле у Романа Виктюка. Очень хорошая девочка, много передовых мыслей, идей, всегда боролась за справедливость. Заболела, работая у нас. В первый раз ее увезли в психбольницу прямо из театра», — рассказывала Валентина Талызина.
В специализированную лечебницу звезда «Большой перемены» попадала несколько раз. Работать в полную силу она уже не могла. Какие репетиции, прогоны, премьеры, если режиссер не может знать, когда у Богуновой случится следующий приступ?
В 1987 году она покинула Театр им. Моссовета из-за конфликта с руководством. В кино Богунова тоже почти не снималась, последняя ее киносъемка отмечена в 1992 году в драме «Бег по солнечной стороне».
Наталья составила свою именную программу со стихами, выступала с творческими вечерами, ставила спектакли с детьми. Своих детей она так и не родила. С мужчинами у нее тоже не ладилось.
«Богунова не была приспособлена для семейной жизни… Она всегда хотела, чтобы все крутилось вокруг нее. К 50 годам даже появилась какая-то озабоченность, зацикленность на этой теме. Стоило ей на каком-то мероприятии оказаться рядом с симпатичным кавалером, она млела», — рассказывала оперная певица Лариса Курдюмова.
Раз в год ей приходилось на 45 дней ложиться в клинику для «коррекции психики». А потом погибла ее мама Лидия Ивановна. Это стало для одинокой Богуновой шоком. С мамой она жила в одной квартире много лет, и уход из жизни единственного родного человека перевернул сознание актрисы.
«Наташа в ужасе куда-то убежала, два дня бродила, потом заперлась в своей квартире. Ей звонили родственники, напоминали про похороны, но Богунова на них не пришла. На родных она кричала в трубку, ничего не хотела слышать. Возможно, у нее был приступ на фоне стресса…» — делилась певица.
После трагедии с мамой она провела в психбольнице целый год. За это время накопилась ее пенсия и деньги за сдаваемую квартиру. Тогда она поехала на море, чтобы наконец осуществить свою мечту.
Богунова оформила загранпаспорт, купила тур на Крит. Кто бы мог подумать, что это путешествие станет для нее последним? На третий день отдыха у нее сильно прихватило сердце. Когда приехали врачи, она отказалась от госпитализации. А через несколько дней ее увезли в больницу уже в коме, диагностировали инфаркт. 9 августа 2013 года актриса умерла. На похороны исполнительницы роли Светланы Афанасьевны пришли 20 человек. Звезду похоронили на Ваганьковском кладбище.
Фото: кадры из фильмов, Legion-Media, Persona Stars, PhotoXPress.ru, Строков Михаил/ТАСС