У войны не женское лицо, но нередко именно женщины играли решающую роль в переломных моментах Великой Отечественной. Наряду с мужчинами они воевали, взрывали самолеты, служили в зенитных войсках, обеспечивали связь. А в мае 1945 года им хватило силы воли и мужества начать все сначала. Заново пойти учиться, заново жить. О блистательных советских кинодивах, прошедших войну, наш материал.
Элина Быстрицкая пошла на фронт в 13 лет
В театральной среде Элину Авраамовну называли железной леди, а она пожимала плечами: такой меня сделала война. Несмотря на то, что в 1941-м Элине было всего 13 лет, именно этот год, как она откровенничала спустя время, сделал ее взрослой.
Ее отец служил военным врачом, поэтому, как только фашисты вторглись на территорию Советского Союза, школьница записалась в медсестры–добровольцы. Три года по мере наступления фронта она переезжала с места на местр с полевым госпиталем, училась ставить уколы, делать перевязки и не цепенеть от вида крови на тяжелых операциях.
«Все мальчики хотели на фронт, девочки — спасать раненых. Да вообще не важно, что делать, главное — помогать бить врага. Поэтому через неделю после начала войны я пошла в госпиталь, в котором служил отец. В штабе госпиталя я нашла кабинет комиссара, вошла к нему и заявила: ''Хочу помогать фронту''. Вскоре госпиталю пришлось эвакуироваться. Мы должны были соединиться на небольшой станции Готня под Харьковом. Я ехала, разумеется, с отцом.
И когда наши грузовики выехали за город, мы обомлели: повсюду горел неубранный хлеб, его специально подожгли, чтобы урожай не достался немцам. На это невозможно было смотреть без слез. Так мы добрались до Готни, едва не попав к фашистам, потом переехали в Уральск и так все дальше и дальше. Гибель людей у тебя на глазах, постоянный запах крови, который меня потом долго преследовал, голод», — вспоминала актриса.
После окончания войны юную, но храбрую медсестру наградили орденом II степени и присвоили ей звание «Сын полка». Гораздо позже она узнает, что война не только навсегда осталась в ее сердце, но и лишила ее возможности стать матерью. Постоянно поднимая тяжелые носилки с ранеными, она подорвала свое здоровье и никогда уже не смогла иметь детей.
Элина поступила в медицинский техникум и получила диплом акушера-гинеколога, но работать по специальности не могла — не было моральных сил постоянно жить среди человеческой боли. Отец-врач, узнав о том, что дочь бросила медицину, сильно расстроился, но Быстрицкая была в своем решении тверда.
И уж тем более семью удивил тот факт, что вскоре Элина подала документы в Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого, а в 22 года дебютировала в кино.
О ее актерском пути знают миллионы зрителей: все ее роли оказались звездными. Визитной карточкой Быстрицкой стала роль Аксиньи в «Тихом Доне».
Зоя Василькова заряжала водородом шары-пилоты
«Королева эпизода» Зоя Василькова сыграла более ста ролей в кино, но в кадре всегда старалась прятать тело. Ни в одной из ролей нельзя увидеть открытых рук актрисы — они были сильно обожжены во время аварии. Но обо всем по порядку.
Дочь генерала-лейтенанта артиллерии, командовавшего частями ПВО, Василькова с трудом дождалась своего 17-летия, чтобы уйти добровольцем на фронт. Шел 1943 год, вовсю уже полыхала война, и ее прикомандировали к 7-му корпусу Противовоздушной обороны.
«Отец сам был на фронте. А что могла со мной сделать мама? Я была босячка такая, непослушная. Считала, что уже стала взрослой и должна идти защищать родину… Из-за глупости страха не было. И я была ранена в первый же месяц. При бомбежке. Наша машина попала в какую-то воронку, и у меня было осколочное ранение лица. Но ничего, поправилась. Прослужила полтора года: с июня 1943-го мы прошли Воронеж, Курск, Нежин и Киев. И в конце 1944 года, в октябре, я была демобилизована», — рассказывала о том периоде будущая актриса.
Однажды Зоя поехала в госпиталь навестить отца, и ее машина попала под бомбежку.
«Там были перекореженные трамвайные пути и огромная яма… Мы долбанулись на машине об эти рельсы, и я вылетела через лобовое стекло. Все мое лицо было разбито. Встречная машина повезла меня в госпиталь, я потеряла очень много крови», — делилась она.
Василькову отправили в столичный госпиталь, где сделали несколько операций по пересадке кожи. Учитывая состояние здоровья, она должна была быть демобилизована, но врачи плохо знали Зою. Как только ей сняли швы, она снова поехала на линию фронта. До конца войны будущая звезда киноэкрана служила в зенитных войсках, здесь ее нашла медаль «За боевые заслуги».
После демобилизации Зоя сначала поступила в архитектурный институт, но осознав, что к этому не лежит душа, подала документы во ВГИК. После получения диплома ее сразу приняли в труппу Театра-студии киноактера.
Вместе с супругом, актером Юрием Чекулаевым, актриса много работала в Китае, в Польше, в Германии — и все потому, что на родине для творческой семьи работы не было. Только когда Васильковой исполнилось 30 лет, ее заметили, пригласили на киностудию имени Горького и стали снимать в кино.
Зрители наверняка помнят ее «потерпевшую» в трамвае из фильма «Место встречи изменить нельзя», императрицу из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», фрейлину из «Королевства кривых зеркал», дворника из «Джентльменов удачи», губернаторшу из фильма «О бедном гусаре замолвите слово».
Антонина Максимова ушла на фронт после смерти мужа и сына
В отличие от Быстрицкой и Васильковой, к началу войны Антонина Максимова была уже известной актрисой. За ее плечами были роли в фильмах «Зори Парижа» и «Моряки», но в душе звезды экрана тлела черная мгла.
В 1937-м у актрисы на руках умер ее грудной ребенок — врачи упустили патологию развития почки, молодая мама впала в черную депрессию, из которой ее с трудом смог вытащить муж. Но спустя год и он умер от брюшного тифа. Актриса уехала из Москвы в Саратов в надежде на новом месте забыть о своем двойном горе, тут ее и застала война. В это время ей предлагают роли в военных фильмах, но она решает уйти добровольцем на фронт. До 1943 года Максимова служила радисткой, а потом стала актрисой фронтового театра ВТО.
Нет ни одного интервью, в котором Максимова бы рассказывала о войне, она предпочитала о ней молчать. Но когда ее пригласили на роль мамы Алеши в «Балладе о солдате» сразу согласилась. Кульминационная сцена, где она кричит «Алешенька!» стала кинематографическим каноном и каждый раз вызывает слезы у миллионов телезрителей.
Максимова снялась в более чем 50 картинах, но сердцем была предана театру — без сцены она не мыслила себя.
Евгения Козырева нашла на войне мужа
«Война не только отбирала, она и что-то давала, мне подарила мужа», — откровенничала годы спустя звезда фильма «Убийство на улице Данте» Евгения Козырева.
Женя закончила школу, когда уже шла война. Пришла в райком комсомола и попросилась на фронт, служила сначала в автороте 780-го батальона аэродромного обслуживания, потом — в 1-й воздушной истребительной армии ПВО. За год до окончания войны была награждена медалью «За боевые заслуги».
В том же 1944 году на фронте познакомилась с актером Александром Бурцевым. Спустя неделю после первой встречи они уже приняли решение пожениться — в войну время ценится на вес золота, боязнь не успеть насладиться счастьем превращается в почти физическую боль. Вместо свадебного платья — шинель, вместо фаты — отрез от занавески, но молодожены были счастливы.
В 1946 году у пары родилась дочь Ляля. Параллельно Евгения получила образование. Долгое время Козырева служила в театре им. Маяковского, блистала на сцене и в кино.
Популярной Козырева стала после премьеры «Убийство на улице Данте»: зрители рыдали, когда на экране гибла Мадлен Тибо, сыгранная Евгенией. Всего на счету актрисы 11 ролей в кино.
Фото: Legion Media, кадры из фильмов