Советские киноактрисы славились своей природной красотой, статью и мастерством перевоплощения. Им на экране безоговорочно верили, в жизни их боготворили, про них слагали легенды и мечтали хотя бы раз увидеть своими глазами. Билеты на их фильмы раскупались с молниеносной скоростью, десятки тысяч поклонников день и ночь писали им письма в надежде получить ответ. Это одна сторона медали, но есть и другая.
Далеко не все справились с испытаниями, на которые так щедра киноиндустрия, — со всеми ее интригами, тонкостями и негласными правилами, не говоря о жесточайшей актерской конкуренции.
Одни актрисы преодолели все невзгоды и продолжили путь к славе, другие в одночасье пропали с экранов. А ведь могли еще долгие годы радовать зрителя не только интересными, глубокими ролями, но и своей невероятной красотой.
Мы решили вспомнить девять прекрасных героинь советского кино, для которых вкус славы оказался слишком горьким. Взлетев ввысь, они не сумели там удержаться — к нашему огромному сожалению.
Наталья Седых
Когда-то в СССР девочки мечтали вырасти и быть такими же нежными и трепетными, как Настенька из культовой советской сказки «Морозко». Благодаря этой роли Наталья Седых обрела невероятную популярность. Однако от дальнейших проектов актриса упорно отказывалась и после своего триумфа — к удивлению всей страны — быстро перестала сниматься в кино.
По профессии Наталья балерина. Именно благодаря балету артистка и попала в «Морозко». Режиссер сказки Александр Роу увидел выступление хрупкой 15-летней Седых по телевидению и пригласил на съемки.
После этой культовой для нее роли Седых снялась в сказке «Огонь, вода и… медные трубы», но поняла, что киноиндустрия ее привлекает не так сильно, как танцы. Наталья получила хореографическое образование и поступила в труппу Большого театра, что, справедливости ради, в те времена было чуть ли не более престижно.
Сегодня Седых продолжает выступать на сцене театра. Актриса сохранила не только параметры юной танцовщицы, но и стиль. Он, возможно, излишне романтичен для женщины старше 25 лет, однако, судя по всему, очень ей дорог и комфортен.
Наталья Трубникова
Как и Наталья Седых, Наталья Трубникова — профессиональная балерина, бывшая солистка музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Правда, в отличие от своей коллеги, исполняя ведущие танцевальные партии на сцене, она как раз таки мечтала сниматься в кино. После множества не очень удачных проб артистку все же утвердили на роль принцессы Мелисенты в телемюзикл «31 июня». После невероятного триумфа последовала полоса неудач. Опасаясь, что по-европейски утонченная Трубникова уедет за границу, как многие ее коллеги по балету, режиссеры отказывались брать ее в кино. Слишком велик был риск.
«Приглашали в ''Через тернии к звездам'' и ''Чародеи'', ''Эскадрон гусар летучих'' и ''Гараж'' — проб было много. Только спустя годы помощники режиссера с ''Мосфильма'' поделились: ''Ты идеально подходила для многих фильмов. Но действовал негласный запрет на приглашение в кино артистов балета. Дескать, мы ее снимем, потратим миллионы, а она сбежит из страны, и фильм закроют? Нет уж! ''Конечно, было обидно», — вспоминала Наталья в одном из интервью.
Сейчас Трубникова продолжает выходить на сцену театра МАМТ, но уже не как танцовщица, а как актриса. Она играет в спектаклях «Каменный цветок», «Майерлинг» и «Манон» и помогает молодым драматическим артистам этого театра. Правда, несмотря на успех на сцене, в свои годы она по-прежнему мечтает о кино…
«Это остается моей любовью. Продолжаю ходить на пробы, и меня… по-прежнему не утверждают. Сетуют, что для своего возраста я слишком молодо выгляжу. Смеясь, отвечаю: ‘’Неудивительно. Я хорошо сохранилась, совсем как принцесса Мелисента, которая в один миг перенеслась из XII в XXI век’’», — делится Наталья.
Ирина Азер
Благодаря своей привлекательной внешности Ирина Азер построила блестящую карьеру манекенщицы, но втайне мечтала о кино. На экраны эта роскошная натуральная блондинка все же попала, вот только интересных работ у нее было немного. Одной из самых ярких у Азер в итоге стала роль Люськи в фильме «Большая перемена».
Ее карьера могла стать сногсшибательной. Только взгляните на ее внешность — ну чем не советская Скарлетт Йоханссон? Возможно, как раз таки природная эффектность сыграла с Азер злую шутку, ведь, как мы помним, «в СССР секса не было». Главных ролей красавице с огромными выразительными глазами не давали, и после череды второстепенных Ирина навсегда ушла из кинематографа. В девяностые, когда вся страна выживала, как могла, Азер подалась в малый бизнес. Она обзавелась палаткой на территории рынка и начала торговать нижним бельем. Чтобы скрыться от поклонников, пряталась за париком и черными очками. В настоящее время Ирина Азер живет в США, там же находится и ее дочь Виктория с мужем-американцем и сыном с очень символичным именем Оскар.
Матлюба Алимова
Благодаря своей яркой внешности (у актрисы узбекские, русские, грузинские и польские корни) и необычному имени Матлюба Алимова стала настоящей звездой 1980-х. Еще будучи студенткой, она часто снималась в кино. Самые популярные фильмы с актрисой: «Возвращение Будулая», «Маленькие трагедии» и «Василий Буслаев». Она могла бы стать отечественной Анджелиной Джоли, играя экзотичных и темпераментных героинь. Однако успешная карьера Алимовой оборвалась с распадом СССР.
Во время перестройки Матлюба перестала получать роли в кино — к слову, как и большинство российских актрис. Ничего не оставалось, кроме как уехать в родной Узбекистан. Там Алимова занялась делом интересным и необычным — реставрацией национальных ковров. В начале 2000-х актриса все же вернулась в Москву. Сейчас она изредка снимается в кино и сериалах. Увидев ее хоть раз, забыть невозможно.
Анна Стэн (настоящее имя — Анна Фесак, умерла в 1993 году)
Настоящая дива черно-белого кино, звезда не только СССР, но и Европы и США. Дочь русского танцора и шведской балерины. Достоверных данных о начале ее карьеры почти не сохранилось. По одной из версий, после смерти отца Стэн подрабатывала официанткой и играла в любительском театре. В один из дней на 15-летнюю Анну обратил внимание Константин Станиславский, благодаря которому она и попала в Московскую киноакадемию.
Кинокритики прочили Анне Стэн славу Греты Гарбо, поклонники считали ее самой красивой женщиной в мире. Некоторые фильмы с участием актрисы успешно шли и в иностранном прокате. Так, в 1930 году Анна отправилась на съемки в Германию и в СССР больше не вернулась. С этого момента в советских журналах и газетах ее имя вмиг оказалось под запретом.
В 1932-м на Анну обратил внимание продюсер Сэмюэль Голдвин и пригласил в Голливуд. Она не знала языка, поэтому, прибыв в Америку, около года упорно осваивала английский, чтобы свободно говорить на нем и избавиться от акцента. На счету у актрисы были десятки успешных картин. В 1936 году Стэн снялась у своего мужа Френке в мелодраме «Одинокая женщина», после чего резко исчезла с экранов.
В 1960-х Анна изредка снималась во второстепенных ролях, а затем и вовсе закончила карьеру. Причина ее ухода из кино весьма необычна: Стэн не хотела, чтобы зрители видели ее старой. До конца жизни актриса жила в Америке. 12 ноября 1993-го в возрасте 85 лет Анна Стэн скончалась от сердечного приступа.
Александра Завьялова (умерла в 2016 году)
Александра Завьялова — девушка из Тамбовской деревни, которая смогла стать известной на весь Советский Союз. Учась в театральном институте, она даже не видела себя актрисой кино: ее привлекал театр. Она наотрез отказывалась от предложений сниматься в фильмах, однако режиссеру Александру Зархи все же удалось уговорить артистку: он считал, что девушка идеально подходила на роль своенравной Лены в его картине «Люди на мосту».
После дебюта на 23-летнюю актрису посыпались предложения о съемках. Так, к 1960 году в копилке Завьяловой было уже пять картин, включая мелодраму «Алешкина любовь» с Леонидом Быковым. Популярность накрыла Александру с головой: ее лицо не сходило с первых полос журналов и газет. В 1961 году фото Завьяловой даже попало на обложку американского таблоида Life, а в 1963-м, во время Московского международного кинофестиваля, она была единственной среди советских актрис, получивших приглашение на званый ужин в американское посольство, где хозяином вечера был помощник президента США по особо важным делам Гарриман.
Но после громкого успеха на Александру обрушилась тишина. В один момент актриса вдруг оказалась в изоляции. Ей больше не предлагали ролей, не приглашали на светские мероприятия. Все это привело к тому, что на фоне переживаний у Завьяловой началась депрессия. В попытках выйти из этого состояния актриса посещала киностудии с просьбой дать ей работу, но никто так и не дал ясного ответа о причине негласного бойкота.
В 2016 году, накануне 80-летия, Завьялову нашли убитой в своей квартире. Смерть наступила от ножевого ранения. Как выяснили следователи, сын актрисы Петр присваивал деньги, которые выделяли Александре в качестве материальной помощи, а затем во время ссоры убил ее ножом.
Елена Метелкина
Мечта стать актрисой преследовала Елену Метелкину с юности. Она дважды пыталась поступить в театральный вуз, но все было безуспешно. В 21 год актриса стала моделью: работала на показах в ГУМе и снималась для каталогов одежды. Однажды писатель Кир Булычев и режиссер Ричард Викторов, просматривая модный журнал, наткнулись на ее фото и поняли, кто может сыграть инопланетянку Нийю в их будущем фильме «Через тернии к звездам». Фильм произвел настоящий фурор, а молодую актрису стали узнавать на улице.
На волне успеха Елена сыграла Полину — сотрудницу Института Времени в фильме «Гостья из будущего». После этого у Метелкиной были эпизодические роли в картинах «Прикосновение» и «Война», и на этом ее актерская карьера закончилась.
В начале 1990-х Елена устроилась на работу секретарем к бизнесмену Ивану Кивелиди. Через пять лет на мужчину было совершено покушение: его заместитель обработал трубку телефона отравляющим веществом. Актриса чудом избежала смерти, ведь она в любой момент могла дотронуться до аппарата! После трагического инцидента Елена работала воспитателем в школе-интернате, а затем продавцом обуви в бутике. В 2013 году она снялась в короткометражном фильме «Простое женское счастье». Сейчас Метелкина преподает в хоре приходской церкви.
Нонна Терентьева (умерла в 1996 году)
Советская Мэрилин Монро — именно так называли Нонну Терентьеву. Из-за своей яркой и эффектной внешности актриса стала заложницей одного образа. Чувственная и утонченная красавица не была похожа на других советских актрис, игравших работниц и тружениц полей. Нонне в основном доставались роли авантюристок и искательниц приключений.
В 1966 году Нонне одновременно поступило два предложения: роль в экранизации рассказа А. П. Чехова «Ионыч» и в фильме «Женя, Женечка и ''Катюша''». Из-за любви к творчеству Чехова Терентьева выбрала первый проект. Эта картина принесла Нонне головокружительный успех. После выхода картины на экраны на актрису обрушилась такая слава, что после занятий в театральном вузе она была вынуждена сбегать домой через черный вход, потому что возле главного ее поджидала толпа поклонников.
В 23 года Нонна вышла замуж за сына министра Бориса Терентьева, а через некоторое время у них родилась дочь Ксения. В Киеве, откуда родом был ее супруг, во время работы в русском драмтеатре актрисе доставались только главные роли. Коллеги по сцене злились и завидовали Нонне, считая, что ведущие партии ей доставались исключительно по блату, а не за ее талант. Неизвестно, совпадение это или нет, но после развода с супругом у актрисы отобрали все роли. Причиной расставания с Борисом стало то, что мужчине хотелось домашнего уюта, а Нонна жила творчеством.
Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Терентьевой пришлось выступать на концертах по всей стране: все дело в том, что она, ко всему прочему, еще и прекрасно пела. В последние годы жизни Нонна сочиняла либретто для своей рок-оперы, но осуществить мечту ей так и не удалось… О том, что у Терентьевой обнаружили рак груди, не знали даже ее близкие родственники. Более того, свою дочь Ксению Нонна отправила в Америку, чтобы та не увидела ее последних дней. 8 марта 1996 года актриса скончалась.
Додо Чоговадзе
Грузинская красавица с утонченной, изысканной красотой Додо Чоговадзе на экраны кино попала совсем ребенком. В возрасте 13 лет ее утвердили на роль Бэлы в экранизации романа Лермонтова «Герой нашего времени». Она была счастлива, но ровно до того момента, как режиссер Станислав Ростоцкий узнал, сколько Додо на самом деле лет. У мужчины в прямом смысле слова волосы встали дыбом, когда он понял, что собирался снимать в любовных сценах ребенка.
Однако юной Чоговадзе горевать долго не пришлось. Через год ее пригласили на роль царевны Будур в фильме «Волшебная лампа Алладина». Наученная горьким опытом юная Додо прибавила себе год и на пробах сообщила, что ей 15 лет. Но, к сожалению, после этой работы дальнейшая карьера девушки в кино не заладилась. Фильмы, в которых планировали снять Чоговадзе, были заморожены. Додо пришлось вернуться на родину в Грузию.
Сейчас Чоговадзе работает детским психологом в родном Тбилиси. Иногда ее приглашают на съемки в рекламе. В одном из интервью Додо призналась, что с радостью бы согласилась еще раз сыграть в кино.
Фото: Ковтун А./ТАСС, Getty Images, Legion-Media.ru