Как открыть школьный ресторан?
Все началось в 2013 году со смелого общегородского проекта «Мой школьный ресторан». К началу 2017-го учебного года было только 20 таких заведений, но идея настолько понравилась самим школам, детям и их родителям, что проект продолжает расширяться. А его главная цель — повысить культуру питания детей и создать на базе старых столовых уютные «места притяжения», где ребятам будет приятно проводить перемены, общаться с друзьями и отдыхать между уроками.
Стиль оформления выбирают дети и учителя, причем превращение обычной столовой в современный «ресторан» произойдет только в том случае, если дизайн-проект поддержит большинство. Что вполне справедливо, поскольку именно преподавательский состав и ученики будут видеть эти стены каждый день, кроме выходных. В настоящее время проходит очередной конкурс на разработку школьных дизайн-проектов, а это значит, что скоро школ с необычными кафетериями станет больше.
Столовая как островок культуры
Как показала практика, фантазия ребят и учителей не имеет границ. Школьные креативщики не ограничиваются ремонтом, репродукциями известных (или созданных талантливыми отличниками по курсу ИЗО) пейзажей, картинами со знаковыми достопримечательностями Москвы или изображениями персонажей культовых мультфильмов. Каждый такой ресторан становится маленьким островком культуры определенной направленности.
Так в школе № 1179 появился обеденный зал «Гжель». Бело-голубое оформление полностью копирует знаменитую народную роспись по керамике. Благодаря дизайнерскому решению ученики уже точно не перепутают гжель и хохлому, а многие будут и через годы после окончания учебы помнить, что гжель живет и сейчас всего в нескольких десятках километров от столицы.
Столовая в школе № 2005 теперь называется «Маленькой Италией» (отличное место для сиесты после контрольной по математике). Центр инклюзивного образования «Южный» воссоздал у себя атмосферу парка «Царицыно», а школа № 1287 воспроизвела в мелочах классический дворик старой Москвы. Ученики школы № 1619 имени М.И. Цветаевой решили посвятить обеденный зал поэтам Серебряного века. При создании уникального кафетерия школы № 1363 вдохновляющими примерами выступили гениальные работы Леонардо да Винчи. В Курчатовской школе учителя и ученики захотели окружить себя творчеством Сальвадора Дали. В школе № 1234 в ЦАО столовая уже несколько лет похожа на волшебную библиотеку — помещение декорировано под книжные полки с изображенными на них бюстами известных российских писателей XIX — начала XX века.
Индийская тематика на общем голосовании победила в школе № 1399, здесь бывшая столовая получила новую жизнь и теперь носит название «Тадж-Махал».
И все же дети остаются детьми: в школах № 1434 и № 1273, а также в школе «Глория» завтраки и обеды ребята проводят в компании героев отечественных мультфильмов режиссеров Владимира Попова («Каникулы в Простоквашино»), Инессы Ковалевской («Бременские музыканты») и Федора Хитрука («Винни-Пух и все-все-все»).
«В нашей школе два ресторана: „Маленькая Италия“ и „Прованс“. Учащиеся школы разработали дизайн-проекты обеденных залов, а профессиональные дизайнеры, строители и художники-декораторы претворили их задумки в жизнь. Отличается от привычного и меню. Оно составлено с учетом вкусовых предпочтений и пожеланий родителей. В каждом ресторане есть свои фирменные блюда. Нашим детям пришлись по вкусу национальные блюда Италии и Франции. Также в ресторанах работают буфеты для полезного перекуса. Учащиеся могут приобрести йогурты, кисломолочные напитки, попробовать свежие фрукты и овощи из фреш-линии. Благодаря школьным ресторанам повышается культура питания школьников, обеденные залы превратились в место общения и отдыха учеников, куда они с удовольствием приходят на переменах», — рассказала Татьяна Сизова, председатель комиссии по питанию школы № 2005.
Особенные меню по СанПиНу
Слова Татьяны Сизовой касаются каждого учебного заведения, ставшего участником проекта «Мой школьный ресторан». Так, в обеденном зале «Тадж-Махал» можно попробовать индийские блюда с поправкой на здоровое питание (скажем, острых блюд вы здесь не найдете). В школе № 1259 в Замоскворечье кафетерий проникнут карнавальным духом Бразилии. Здесь, помимо привычной еды, готовят буррито и безалкогольный мохито — полезный цитрусовый напиток с листьями мяты, подается с трубочкой. А в школе № 1468, где есть предпрофильные медицинские классы, обеденный зал «Аптекарский огород» включает в меню, помимо прочего, фруктовые пюре и ягодные напитки. Кое-где в школьных кафетериях можно попробовать лапшу в азиатском стиле, приготовленную на воке.
Меню составляется на вкус детей и их родителей, причем все блюда разрабатывают квалифицированные технологи в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм и правил. Финансовая сторона вопроса — реконструкция столовых, закупка продуктов и приготовление еды — возложена на комбинат питания, который получает школьные кухни и столовые в безвозмездное пользование. Соблюдение санитарных норм контролируют сами школы: за поставкой продуктов и процессом приготовления блюд следят комиссии по питанию, созданные при управляющих советах учебных заведений, Роспотребнадзор и МосГИК.
Если в школе вашего ребенка уже появился тематический кафетерий, не упустите возможность войти в комиссию по питанию и увидеть жизнь «ресторана» изнутри. Для этого нужно обратиться в управляющий совет учебного заведения. Допускаются к работе в комиссии, конечно, только обладатели медицинской книжки. Кроме того, родители имеют полное право выставить лимит на траты своих детей в кафетериях, что довольно разумно. Согласитесь, в приятной атмосфере так и тянет съесть лишний кусочек, а потом еще один, и еще один… Ни родители, ни администрации учебных заведений, создавая комфортные современные кафетерии, не забывают, что дети ходят в школы, в первую очередь, за знаниями.