Практически каждый родитель может вспомнить свою школьную пору: кто-то стремился в школу скорее всех увидеть, пообщаться, рассказать новости, а кто-то, наоборот, тяготился от будущей школьной рутины будних дней и тяжело вздыхал, заводя будильник на ранее утро. Как бы там ни было, желание помочь своему ребенку (и себе в том числе) спокойнее или проще пройти переходный период с лета и отдыха на школьные будни — явление распространенное, поэтому давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
Адаптация первоклассника связана с новой ролью, перестройкой социального контекста, новыми функциями, ожиданиями взрослых и т. д. Отчасти похожий процесс проходят пятиклассники и десятиклассники, где также есть обязательные изменения в виде нового состава учителей или переформирования классов, но больше ясности — школьник уже знает «Что такое школа и с чем ее едят». У девятых и одиннадцатых классов тоже есть небольшая специфика — важные экзамены в конце учебного года, поэтому школьники могут испытывать дополнительное эмоциональное давление с самых первых дней школы. В других классах, если нет смены школы, то основная задача периода адаптации — восстановить рабочий режим, привыкнуть после лета и отдыха к графику недели. Конечно, единого рецепта успешной адаптации не существует, ведь в каждом возрастном периоде будут свои особенности. Но общие закономерности есть, вот их и рассмотрим.
Адаптация проходит проще, когда она постепенная, то есть начинать нужно было еще вчера. Это я про режим и рутинные ритуалы. Резкие изменения режима дня требуют больших усилий в первые дни. Поэтому, если получается заранее и постепенно выстроить похожий график сна-бодрствования, приемов пищи и времени на отдых, то это значимо сокращает расход ресурсов на адаптацию к учебному году. Это же относится и к выходным — старайтесь сильно не сдвигать график сна. Качественный сон — важный компонент хорошего самочувствия, а недостаток сна сказывается на когнитивных функциях (памяти, внимании, мышлении), которые очень нужны в школе. К тому же режим и рутина — составляющие предсказуемости, а детям она нужна и важна.
Школа — это серьезная работа, где нужно долгое время быть собранным, внимательным, развивать свои навыки и приобретать новые. В связи с чем очень важно эту нагрузку разбавлять отдыхом. Если вспомнить известную фразу «Лучший отдых — это смена деятельности», то доля истины здесь безусловно есть. Поиграть в планшет после школы — это эмоциональный отдых, но нагрузка будет похожа на учебную: сосредоточено внимание, идет мыслительная активность, работают те же анализаторы, а значит сразу сесть за уроки после игры будет сложно. Попробуйте включить в расписание после школы немного физической активности, прогулку, игру на площадке, творчество в дозированном времени, а уже потом уроки. Что больше всего нагружалось («устало»), тому и нужно отдохнуть: ребенок устает от большого количества новых людей (одноклассников, учителей) — дайте пространство для уединения и тишины; усталость от мыслительной деятельности и умственной нагрузки — физическая активность, хобби, творчество; физическая усталость — полежать, потянуться, повисеть на турнике, массаж.
На контрасте с летними месяцами, наполненными впечатлениями, событиями, маленькими и большими путешествиями, яркими эмоциями осень может представляться не столь яркой и красочной, не такой насыщенной на впечатления и приятные эмоции. Попробуйте запланировать интересные, увлекательные события, не связанные со школой и новым статусом, на выходные или вечер буднего дня вместе с ребенком, чтобы продолжить замечательную череду приятных впечатлений. Школа — это часть жизни ребенка, но не вся жизнь, поэтому не сводите все только к школе и урокам. А для родителей первоклассников может быть полезно договориться с родителями других детей о совместных встречах-прогулках, чтобы поддержать формирование дружбы с одноклассниками и объединять их приятным, совместным опытом.
Будьте готовы к тому, что ребенок может испытывать разные эмоции от школы и, например, грусть и нежелание идти в школу могут быть вполне уместны (см. п.2 школа=работа, а мы (взрослые) тоже иногда грустим и сожалеем о быстро завершившемся отпуске). Хоть ваш ребенок и становится взрослее, самостоятельнее, он все еще может нуждаться в вашей поддержке и вере в него. Будьте внимательны к своему ребенку, поговорите с ним о его эмоциях и чувствах, поделитесь своим похожим опытом («Кажется я понимаю, о чем ты говоришь, я чувствовал что-то похожее, когда …»). Если у вас есть ваши варианты помощи себе, когда вам грустно или тоскливо, не жадничайте и поделитесь этими способами со школьником («Когда мне грустно, я достаю свою коробку с мелками и начинаю рисовать маленькие цветочки. Не хочешь попробовать, вдруг и тебе подойдет этот способ?»). Если школьник озвучивает страхи и опасения, попробуйте разобрать их вместе: с какими-то дать веру в ребенка, где-то помочь найти варианты и пути решения, на что-то посмотреть с другой стороны, а что-то можно будет развеять на практике. Будьте внимательны к своему ребенку, его словам и эмоциям, поддержите там, где нужна поддержка, транслируйте веру в него и вашу любовь, транслируйте вашу готовность помочь, если в этом будет необходимость (и постарайтесь сдержать эту позицию, если будет потребность).
Ассимиляция опыта и обсуждение — еще одни ключи успешной адаптации. Новый опыт нужно встроить в картину своего мира, к новой роли нужно привыкнуть, найти место этой идентичности в представлении о себе, разобраться в характеристиках этой роли и многое другое. Для всех этих процессов нужна рефлексия, а в младшем школьном возрасте для этого нужна помощь взрослого. Общайтесь со своим ребенком, задавайте вопросы о его дне, впечатлениях. Формальный вопрос «Как в школе?» замените на более детальный вопрос: «Что тебя сегодня удивило?», «Что запомнилось из сегодняшнего дня?», «За что ты себя сегодня хвалишь или чем доволен?». Эти и другие вопросы помогут лучше понять вашего ребенка, а ему структурировать впечатления и развивать рефлексию. Хвалите и поддерживайте его успехи и помним про искусство маленьких шагов.
Адаптация — процесс, то есть имеет свою динамику. Адаптация может проходить разнообразно, вариативно еще из-за индивидуальных особенностей детей: кто-то более открыт новому, кто-то стеснителен и застенчив, кому-то тяжело даются перемены, а другому наоборот рутина. Пробуйте наблюдать за вашим ребенком и задавать себе вопрос «Нужна ли ему сейчас помощь? Если да, то какая и в чем?» Вероятно, вы найдете ответ на свой вопрос. А если возникнут сложности, сомнения или подозрения, что что-то идет не так, то специалисты Поговорим.Онлайн помогут разобраться со всеми вопросами и взрослым, и подросткам, и детям.
С новым учебным годом и приятного путешествия в школьный мир!
Фото: Shutterstock/FOTODOM