Для тех, кто говорит, что неделя для кинофестиваля — это слишком много, со всей уверенностью заявляем: глупости! Это только со стороны кажется, что 11 дней звездных выходов в Венеции и почти две недели в Каннах длятся бесконечно долго, мол, ну кто придумал четверть или половину месяца потратить на наряды и красные дорожки? На самом деле жизнь на кинофестивалях бурлит и днем, и ночью, и недели для этого котла эмоций и впечатлений очень мало.
Представьте: по приезде на «Кинотавр» вы получаете небольшую книжку, в которой указано расписание всех премьер. И большой альбом весом минимум в килограмм, в котором уместились их анонсы. И посмотреть хочется каждый фильм! Что ни сюжет, то загадка и интрига, что ни имя, то легенда.
Картина Киры Коваленко «Разжимая кулаки», например, была представлена на Каннском кинофестивале и получила гран-при в программе «Особый взгляд». А теперь ее можно посмотреть в Сочи и даже услышать комментарии продюсера Александра Роднянского в живом формате, встретить актеров и поучаствовать в дискуссии о женщинах в Северной Осетии. Ну разве не здорово?
Самое сложное заключается в том, что таких фильмов в расписании в день минимум 10. Часть из них — короткометражные ленты, часть — эпизоды сериалов, остальные — полнометражные картины, которые идут почти два часа. И как между ними выбирать? Не смотреть же все подряд! Хотя жюри основного конкурса приходится именно этим и заниматься: оставаться в зале Зимнего театра с утра до вечера и внимательно следить за сюжетом, актерской игрой и режиссерской работой.
Честно говоря, не знаем, как жюри это выдерживает. Наверное, поэтому Чулпан Хаматова как председатель конкурсной комиссии редко выходит к фотографам — просто некогда. Каждый фильм на «Кинотавре» переворачивает, разрывает вклочья, надламывает и сжимает частички сознания обратно, придавая ему новую форму.
Как переживать такое три-четыре раза подряд, мы не представляем, поэтому для себя выбрали иную стратегию: посещать по одному избранному фильму в день и в оставшееся время размышлять о нем. А потом рассказать вам.
«День мертвых», режиссер Виктор Рыжаков
Художественный руководитель Московского театра «Современник» привез в Сочи свой первый фильм. И тем удивительнее было смотреть дебют Рыжакова, понимая, что до этого он не снимал полномасштабное кино. По большому счету, в картине два героя: мать в исполнении Агриппины Стекловой и сын, изображенный Александром Палем. Зритель наблюдает за их диалогами, вслушивается в многозначительные паузы и присматривается к деталям.
Их в фильме «День мертвых» очень и очень много, и оттого приятнее замечать каждую мелочь: брелок на лобовом стекле, двух братьев на сельской тропинке, направление бесконечной дороги, по которой едут мать и сын.
Сюжет построен на путешествии этой маленькой семьи по могилам родственников, разбросанным по области. Герой Александра Паля давно обещал матери устроить этот своеобразный вояж, но все не находил времени. И желания, ведь он не хочет встречаться со своим прошлым.
Но когда сын почувствовал, что готов посмотреть в глаза ушедшим, персонаж Агриппины натолкнулся на свой самый потаенный страх. Мертвых она не боится и любит, кроме одного — того, о ком они с сыном заговорили только под конец фильма. И этот погибший человек, как ни странно, дает этим двоим шанс на новую жизнь.
«Владивосток», режиссер Антон Борматов
Мы уже говорили, что фильм произвел на нас двоякое впечатление. Вообще, когда после просмотра единственное, что хочется пересказать — это сюжет, это можно считать не очень хорошим знаком. В начале в диалоги актеров совсем не верилось, даже учитывая, что в завязке истории участвует персонаж Ивана Шахназарова.
Критики отмечают, что «Владивосток» был призван стать квинтэссенцией морского города со своими законами, отточенными пандемией, но на деле он стал воплощением 1990-х годов. Причем очень схематичных и местами карикатурных. К герою Андрея Грызлова зрители прониклись скорее из-за самого актера, чем из-за сюжетной линии и проработанных диалогов. Его персонаж уверен в том, что убил двоих — нечаянно.
Но не так представляется человек, которого мучает совесть: вместо сокрушительных монологов он гуляет по Владивостоку с внезапно появившейся возлюбленной, вместо боя с внутренними демонами убегает от вполне реальных бандитов, как будто других антагонистов не найти. В начале фильма звучит фраза: «Это история о любви». Но в любовь между персонажами Андрея Грызлова и Анастасии Талызиной, честно говоря, не верилось.
Тронет ли вас судьба главного героя? Да. Перевернет ли фильм весь ваш внутренний мир? Вряд ли.
«На близком расстоянии», режиссер Григорий Добрыгин
А вот это было приятное открытие нашего путешествия на «Кинотавр». Картину в кулуарах прозвали «Раппопорт на карантине», и в этом случае тема пандемии была отыграна совершенно небанально. Но пусть динамичный трейлер не собьет вас с толка: фильм Григория Добрыгина получился тягучим, как искусственный снег в шарах-сувенирах, и даже гипнотическим.
Герои Ксении Раппопорт и Нурбола Уулу Кайтарбек почти не разговаривают. Им не за чем и о чем общаться, ведь они принадлежат мирам, которые никогда не соприкасаются. Хотя нет, соприкасаются только при одном обстоятельстве: когда курьер из Киргизии привозит знаменитой актрисе доставку из продуктового магазина. В разгар пандемии у него одна цель — пожить где-то. У нее тоже есть свои планы на курьера, и еще неизвестно, кто кому будет более полезным.
А еще интереснее, кто из них первым догадается, что игра в «ты мне, я тебе» закончилась. И не факт, что зритель окажется быстрее.
«Общага», режиссер Роман Васьянов
Не надейтесь, что в «Общаге» речь будет идти об общежитии. Оно будет только декорацией, формой муравейника, который рисует нам режиссер. История Васьянова основана на романе Алексея Иванова «Общага-на-Крови» и рассказывает об одном-единственном — о правде. Только вот кому она в итоге будет нужна?
Очень реалистично, жестко, мрачно. Забудьте о традиционной борьбе добра со злом: тут не просто война, а концлагерь, где как такового сражения нет, но есть дорога на убой. Не переживайте, это не спойлер сюжета: каждому из пяти героев (Геннадия Вырыпаева, Ирины Старшенбаум, Марины Васильевой, Никиты Ефремова, Ильи Маланина) придется пройти свой путь к эшафоту и распрощаться с чем-то. С чем — выбирать им самим.
Критики подчеркивают, что Васьянов долгое время был оператором и только теперь попробовал поработать из режиссерского кресла. Поэтому кадры в «Общаге» получились очень живыми и символичными, видны отсылки к классике и мифологии, которые очень интересно разгадывать. Кто-то из зрителей разглядел в пятерке главных героев персонажей пьесы Максима Горького «На дне», так что дно у «Общаги» точно не двойное, а многомерное.
«Герда», режиссер Наталья Кудряшова
Лера учится на социолога и проводит соцопросы соседей, чтобы получить пятерку. Жизнь окружающих, которые не могут даже ответить на вопрос, счастливы ли они, пугает студентку. Еще один ее страх — лишиться матери, которая после ухода отца «переехала» в вымышленный мир, подстегиваемый таблетками. Курсируя между мамой-лунатиком, стриптиз-клубом и попыткой выбрать свое будущее, Лера становится Гердой.
Вместо Кая ей приходится спасать всех вокруг: маму, подругу из клуба, отца, который так и не может решить, с какой семьей он останется. На себя нет ни времени, ни сил. Но в сказке Кудряшовой нет Снежной Королевы — отсутствует она вовсе или спряталась в одном из персонажей, которого все до последней минуты считали положительным?
«Герда» Натальи Кудряшовой — это артхаус в классическом его понимании, где больная фантазия смешивается с реальностью, и не ясно, Герда ли перед нами или Лера, а может, последней никогда и не было? Финал у картины открытый, а значит, провоцирующий разный интерпретации. В отличие от «Дня мертвых», у него нет конечной точки, к которой подводит режиссер, но есть множество микросюжетов, которые по отдельности заслуживают внимания.
Трудно пока что предположить, какая из картин заберет главный приз «Кинотавра», тем более, что мы описали для вас далеко не все работы, представленные на кинофестивале. Но этот небольшой список может стать подспорьем при выборе кино — не на вечер или для расслабления, а для размышлений, причем глубоких и запутанных. Зато просмотр этой небольшой подборки даст ответит на животрепещущий вопрос: а что вообще снимают у нас в России?
Еще больше новостей в нашем