В наше время открывать свои магазины стало модным. Молодые девушки заводят Инстаграмы (запрещенная в России экстремистская организация), закупают первые партии трендовых платьев и закрываются через несколько месяцев. Не спасаются от кризисов и экономических законов даже звездные бутики: проект Анны Заворотнюк в том числе просуществовал недолго. Но дело нашей героини успешно процветает который год: что же такого она делает, чего не могут другие?
Ничто в биографии Татьяны Фомичевой не располагало к карьере в моде. Она родилась в маленьком таежном городке, получила непрофильное образование. А потом взяла и стала основательницей нового для России тренда на одежду, который за шесть лет успешно завоевал свою нишу. Как — рассказывает сама Татьяна.
Woman.ru: Татьяна, хочется начать с того момента, когда, собственно, вы стартовали. Что стало той точкой отсчета, с которой вы создали свой бренд?
Татьяна Фомичева: Я отучилась в Екатеринбурге на юриста, а когда решила поступать на второе высшее, то поняла, что хочу заниматься чем-то еще. Как-то я сидела на сайте интернет-магазина и выбирала для себя вещи. А потом подруги начали спрашивать, где я их нашла.
И тогда мне пришла в голову идея сделать заказ не только для себя, но и для продажи. Я открыла небольшой шоу-рум и начала с пробной партии: 15 юбок. Ездила туда после учебы и продавала заказанные через свою группу «ВКонтакте» вещи. Получала где-то 100 тысяч — для девочки на четвертом курсе это было очень круто. Сначала я воспринимала это как хобби, а сейчас понимаю, что в 20 лет у меня уже появился свой бизнес.
Woman.ru: А потом?
Татьяна Фомичева: Когда мы переехали в Москву, я устроилась менеджером в российский бренд одежды. Но через полгода выгорела и поняла, что хочу не покупать, а шить одежду. Я стала интересоваться производством и рассчитала, сколько необходимо средств для запуска собственного бренда. Благодаря поддержке друзей и семьи я начала свое дело. Стала выпускать одежду, в которой сама хотела ходить и которую не могла нигде найти.
Woman.ru: Татьяна, сразу же вопрос про название. Откуда оно?
Татьяна Фомичева: 29 — магическое число для нашей семьи, оно всегда меня преследует. Я жила в доме 29, в нашем домашнем номере было это число, я была 29-й в классном журнале. Я родилась 29 мая, мама с папой — 29 декабря, в один день. У моей сестры день рождения 29 августа, а у брата — 29 ноября.
29 для меня — символ удачи, поэтому я назвала свой бренд именно так. И самое забавное, что мы до сих пор «ловим» друг на друга на этом числе, оно постоянно повторяется в жизни. У нас, кстати, сейчас 29 человек в команде, не поверите.
Woman.ru: И все, так и держите, никого не берете?
Татьяна Фомичева: Нет, конечно, так просто совпало (смеется).
Woman.ru: У меня вопрос на засыпку, вредный. Вы говорили, что решили создавать свою одежду, так как не могли найти что-то подходящее и удовлетворяющее вас. Но разве это могло быть, учитывая, насколько насыщен рынок?
Татьяна Фомичева: Шесть лет назад такого не было. На пике популярности было все обтягивающее, такая нарочитая сексуальность. Мне, наоборот, это было чуждо. Я хотела сделать то, в чем мне было бы удобно ходить каждый день.
Woman.ru: Можно ли сказать в таком случае, что с вас начался casual oversize в России?
Татьяна Фомичева: Тогда еще не было так много российских брендов и не было курсов, как создать свой собственный бренд. Сейчас ситуация уже не сравнится. Так что да, думаю, частично можно.
Woman.ru: А сейчас чем вы выделяетесь среди других брендов? Раз уж теперь есть конкуренция.
Татьяна Фомичева: У нас ограниченный выпуск вещей. Девушка, одеваясь у нас, не встретит никого в таком же платье, как это происходит с той же Zara: вышел в рубашке и увидел в ней 15 человек. И несмотря на то, что мы постоянно растем, мы стараемся сохранять цены почти на том же уровне, как это было на старте.
Экспериментируем с цветовыми сочетаниями, стилизацией и в этом проявляется наша индивидуальность. Сегодня, чтобы выделиться бренду одежды, нужно сохранить грань между коммерцией и дизайном, что мы и делаем. К каждой трендовой модели в этом сезоне добавляем свое видение, свои характерные детали. STUDIO 29 — это осознанность, комфорт и интеллектуальная сексуальность.
Woman.ru: Вот это интересно, как так получается? Кризисы не случаются из-за этого?
Татьяна Фомичева: Мы ищем фабрики, где можно заказать большую партию, сохранив при этом прежнее качество. А чем больше партия, тем ниже себестоимость, к чему мы сейчас и идем. То есть мы, проявляя гибкость, можем вполне реально удерживать комфортную для клиентов цену.
Woman.ru: Кстати, по поводу кризисов. Вы пережили пандемию, а это получилось не у всех. Как справились? Были ли сложности?
Татьяна Фомичева: Были, да. Была нестабильная ситуация и непонимание, что делать. Тогда у нас выросли продажи в интернет-магазине, и мы сразу стали его расширять, улучшили дизайн. Но и от офлайна мы не отказываемся — у нас в шоу-руме создана более камерная атмосфера, чтобы человек мог проникнуться тем, что мы транслируем.
Woman.ru: Тогда встречный вопрос: а что вы транслируете?
Татьяна Фомичева: Во-первых, это комфорт. Во-вторых, уникальность и избранность. Девушку в нашей одежде хочется рассматривать.
Woman.ru: Сейчас Россию и вообще мир моды захлестнул тренд на sustainability, устойчивое развитие. Как к нему относитесь, внедряете?
Татьяна Фомичева: Да, мы как раз недавно начали сортировать бумагу в нашем офисе — сортируем батарейки и крышечки. Еще хотим сделать коллекцию из экологичных тканей. Планируем полностью переделать офис на зеленый, уже сделали там энергосберегающее освещение.
Сейчас ведем переговоры с фондом, который перерабатывает ткани и забирает одежду на благотворительность. Плюс на производствах мы запрашиваем остатки тканей после кроя, чтобы использовать их для переработки.
Woman.ru: Люди в вашем бренде обязаны верить в эти ценности?
Татьяна Фомичева: При выборе сотрудников мы ищем единомышленников. Стараемся, чтобы люди поддерживали наши идеи.
Woman.ru: Я слышала, когда одна ваша сотрудница назвала вас «боссиком». Как вы строите отношения с сотрудниками, есть ли какое-то расстояние между ними и вами?
Татьяна Фомичева: Ну, вообще «боссик» пошло от того, что я очень маленького роста (164 см), и при этом таскала огромные рулоны, решала вопросы с мужчинами по транспортировке. Поэтому девочки назвали меня так — я вроде и большой босс, но в то же время хрупкая девушка. Теперь я — Татьяна Андреевна.
Woman.ru: Давайте вернемся к вашей личности в работе. Какой у вас график, фиксированный или вы работаете 24/7? Это тяжело?
Татьяна Фомичева: Я работаю всегда, и в отпуске тоже. Команда знает, что я всегда на связи. Я не знаю, что такое тяжело. Если есть задача, я ее беру и решаю.
Woman.ru: Тогда, наверное, бывают выгорания?
Татьяна Фомичева: Ну… Нет, не бывают. Думаю, выгорание — это отчасти надуманная тема. Это мой проект и мне нравится то, что я делаю. Все идеи, которые у меня появляются, связаны с брендом.
Ведь вначале около восьми месяцев я вообще была одна. Сама вела Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация), была моделью, организовывала съемки. Это сейчас у нас есть на производстве закройщик, технолог, а тогда я могла выехать в один конец Москвы за лекалами, потом поехать на производство, купить ткань, фурнитуру, поехать на другое производство. Я занималась всем параллельно. А потом поняла, что у меня слишком много времени уходит на обслуживание клиентов, и я не могу заниматься коллекцией.
Тогда наняла одного продавца, потом — дизайнера.
Woman.ru: У вас ведь тогда не было своего пространства, были аккаунты «ВКонтакте» и Инстаграм (запрещенная в России экстремистская организация). Как привлекали клиентов?
Татьяна Фомичева: На первом этапе я «отжала» часть офиса у своего мужа, и когда он заканчивал работать в шесть вечера, я приводила туда своих клиентов. Убирала его рабочие столы, доставала примерочные и встречала покупателей.
Woman.ru: Это ведь немного странно, что люди шли не в магазин, а прямо к вам, где вы быстро ставили какую-то ширму, примерочную. Как это вообще получилось?
Татьяна Фомичева: Я, честно, не могу это объяснить! Ко мне даже приходила блогер, у которой сейчас миллион подписчиков, и я удивлялась, как она в таких условиях меряет одежду. Наверное, потому что рынок не был так перенасыщен, не было разных концептов и атмосфер. Но сейчас на это смешно смотреть, правда.
Woman.ru: Я еще помню в одном из ваших интервью звучала цифра 50 тысяч, которые вы попросили у мужа на старт. Все началось с этих денег?
Татьяна Фомичева: Да, я ему сказала, что хочу отшить пару вещей и мне нужны 50 тысяч руб. Потом я их отдала, конечно. Коллекция продалась, выручку мы внесли в дело. Какое-то время я все возвращала в производство, вообще ничего не забирая себе. Я не наглею и не забираю большие суммы — только то, что мне нужно в пределах жизни. Когда я думаю, купить себе сумку или два рулона ткани, я выбираю два рулона.
Woman.ru: Давайте попробуем сделать небольшой блиц: короткие вопросы — короткие ответы. Ваша любимая вещь в этом сезоне?
Татьяна Фомичева: Голубая рубашка. Очень люблю рубашки, у меня их много в гардеробе. И мы выпустили эту хлопковую вещь с идеально голубым цветом. Чувствую себя в ней суперкомфортно!
Woman.ru: Бестселлер в бренде за всю историю.
Татьяна Фомичева: Когда-то все клиенты знали нас по брючным костюмам и жакетам. Сейчас это — стеганая куртка.
Woman.ru: Что бы вы хотели забыть в своей карьере?
Татьяна Фомичева: Наверное, я бы хотела на первом этапе меньше сомневаться в том, что я все делаю правильно. Даже мой папа хотел видеть меня юристом, но быстро понял, что это не мое.
Woman.ru: Чем гордитесь больше всего?
Татьяна Фомичева: Горжусь тем, что я из маленького города — поселка городского типа Магистральное, Иркутская область, с населением 16 тысяч человек. И, конечно, там нет возможности получить дальнейшее профильное образование, хотя я и закончила художественную школу. У нас не было ни театров, ни кинотеатров, и мне кажется, что из такого места быть человеком со вкусом — это редкость. Горжусь, что я теперь в Москве и у меня есть свой бренд.
Woman.ru: Ваши лучшие и худшие качества?
Татьяна Фомичева: Внутренний позитив, мотивация и трудолюбие. Из плохих — мягкость, мне это мешает.
Woman.ru: Как устроен ваш день?
Татьяна Фомичева: Утро начинается со спорта, я бегаю или тренируюсь. Варю кашу ребенку, собираюсь на работу, еду в офис. Обычно все расписано: коллы, встречи, примерки, съемки. Где-то в шесть часов я забираю ребенка и с этого момента я с семьей. Но всегда бывают активные чаты, я в них участвую. Если есть возможность остаться на работе подольше, я останусь. Раньше могла пройти мимо склада и зависнуть там на пару часов, уходила ночью.
Woman.ru: Кем вы себя ощущаете? Вы дизайнер, предприниматель, чудо-женщина?
Татьяна Фомичева: Кстати, я часто думаю о том, что во мне преобладает больше — творчество или предпринимательство. Важно не только творить, но и уметь делать коммерцию. Если в моей одежде живут и людям нравится, то что я делаю — я думаю, что это и есть тот баланс, который я для себя нашла.
Фото: личный архив