Начальник — как много скрыто в этом слове. Многие из нас на дрожащих ногах заходят в кабинет своего руководителя, даже просто, чтобы поздороваться, не говоря уже о более глобальных целях. Нам кажется, что он строг и всесилен, а потому лишний раз стараемся не попадаться ему на глаза. Конечно, такая история далеко не у каждого, ведь у некоторых глава команды, напротив, старается общаться на равных, а порой и вовсе предпочитает неформальный язык. Тем не менее в обоих случаях очень важно уметь сохранять границы и все-таки принимать тот факт, что перед вами человек высшего ранга, а потому с ним важно соблюдать особые правила коммуникации. Wday пообщались с профессиональным управленцем, наставником и экспертом в сфере личностного роста Надеждой Баушевой и выяснили, как правильно строить диалог со своим руководителем, чтобы избежать неприятностей.
Что делать строго запрещается
Если вы не хотите поставить крест на своем карьером росте и лишиться работы, стоит раз и навсегда забыть о следующих поступках.
Отказ от выполнения поставленных задач повлечет за собой не только негативные последствия для компании, но и резкое снижение авторитета работника в глазах руководителя. Если вы выражаете свое несогласие и полную невозможность сделать то или иное дело, постарайтесь как можно более подробно это аргументировать и в обязательном порядке предложить что-то взамен. Помните, что ни один уважающий себя начальник не будет держать в своей команде того, кто не умеет качественно выполнять свои обязанности.
Фразы «Я не знаю», «Это не моя ответственность, не моя вина», «Мне за это не платят», «Это от меня не зависит» сразу вешают ярлык некомпетентности и выставляют вас далеко не в лучшем свете. В глазах окружающих вы будете выглядеть безынициативным, ненадежным и слабым работником, который не готов расти профессионально и брать ответственность за свои поступки. Руководителю крайне важно, чтобы вы приносили высокие результаты и демонстрировали эффективность своей работы, а в противном случае, вам просто найдут более качественную замену, при чем в самые короткие сроки.
Повышенный тон, грубые выражения и полное несоблюдение субординации до добра не доведут (даже, если руководитель предпочитает неформальность и ставит себя в относительно равное с вами положение). Это говорит не столько о вас, как о работнике, сколько о человеке как таковом. Если руководство отметит, что вы не умеет выстраивать деловую коммуникацию (это самых важный профессиональный навык), то значит вам нельзя доверить общение с клиентами и партнерами, а потому заинтересованность в том, чтобы продолжать с вами сотрудничество, попросту сойдет на нет.
Забудьте о лжи и любом скрытие проблем в рабочих вопросах. В данном случае даже единичный случай утаивания и обмана может стоит компании огромных финансовых и репутационных потерь, а вам неминуемое увольнение. Важно уметь открыто заявлять о всех неполадках и просить помощи в их устранении, если это не получается сделать самостоятельно.
Осуждать решения руководства не приветствуется ни наедине с ним, ни среди коллег. Вы можете сообщить, что вас что-то не устраивает, но чтобы тайком критиковать — нет, исключено! Начальники никогда не стремятся бороться с подчиненными за право принятия решений, а потому любое несогласие воспринимается им как неуважение к его личности и поступкам.
Как себя правильно вести
Помните, что главное — это спокойствие, размеренность и твердый ум. Научитесь открыто и деликатно сообщать своему руководству о том, что вы с чем-то несогласны или какая-то задача кажется вам не по силам. Не бойтесь просить помощи и искать альтернативные, более уместные и тактичные фразы.
Например, вместо «Я не знаю» нужно сказать «Сейчас я не готов ответить на этот вопрос, но я разберусь и дополнительно вам сообщу».
Замените отрицание «Это не моя ответственность, не моя вина» на утверждение «Я сделал выводы из данной ситуации и впредь приложу все усилия, чтобы она не повторилась».
Перестаньте акцентировать внимание на плате и вместо категоричного «Мне за это не платят», лучше намекните: «Так как это задание является существенной дополнительной нагрузкой к моему основному функционалу, я смогу выполнить его в определенные сроки. Но хочу обсудить возможность дополнительного вознаграждения в случае его успешного выполнения».
И не забывайте обосновывать свои отказы. Как вариант, вместо «Это от меня не зависит» используйте «Со своей стороны я приложу все усилия, но следует учитывать следующие факторы…»
Как наладить отношения с руководителем
Будьте открытыми и честными. Помните, что начальник — это такой же обычный человек, который может войти в положение и даже помочь, если заранее информировать его о проблемах и попросить консультацию.
При несогласии с решением руководителя деликатно намекните ему об этом. Не забудьте аргументировать свою точку зрения и предлагать иные варианты.
Научитесь принимать критику. Она поможет вам расти и развиваться, ведь как ни крути, но ваш начальник опытнее вас, а значит наверняка знает как будет лучше.
Относитесь к нему уважительно и не повышайте голос. Избегайте обвинений в его адрес и не бойтесь задавать вопросы, но только после того, как он окончательно закончит свою речь.
У кого есть все шансы зарекомендовать себя
Помните, что компании всегда дорожат грамотными сотрудниками. Профессионалы ценились во все времена, а дипломатичные и тактичные вдвойне.
Крайне важно быстро реагировать на запросы руководителя и уметь их качественно выполнять. Самодисциплина и уверенность в своих действиях никогда не пройдут незамеченными для глаз руководства. Умение выстраивать деловую коммуникацию и долгосрочные отношения с коллегами, клиентами и партнерами, обеспечивает хорошие отношения и с начальством.
Не останавливайтесь на достигнутом и стремитесь всегда расширять свои личные и профессиональные навыки.
Не забывайте о границах и учитесь адекватно оценивать результаты своей работы. Находя «плюсы» и «минусы» гораздо проще выстраивать дальнейшие траектории.
Никогда не обсуждайте личную жизнь руководителя и уж тем более не распространяйте секреты или сплетни. Рано или поздно это станет известно всем, а значит вы неминуемо упадете в глазах окружающих. Кроме того, коллеги также могут начать относиться к вам человеку с недоверием — перестать делиться рабочей и личной информацией, опасаясь тоже стать объектами обсуждений.
Помните, что за вами все фиксируется, а потому для дальнейший карьеры важно зарекомендовать себя в стенах одной компании, чтобы затем переместиться в другую. Все-таки силу характеристики с предыдущего места работы никто не отменял.
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru