12 мая 1979 года на советские экраны вышла картина, которая стала новой вехой отечественного кинематографа и открыла публике неизвестный до этого жанр кино — фильм-катастрофа. А благодаря переплетению любовных страстей и семейных историй, которые разыгрываются на фоне страшных событий, картина произвела фурор среди зрителей.
В те времена было снято уже немало зрелищных голливудских фильмов, а Советский Союз не мог этим похвастаться, и режиссер Александр Митта решил восполнить данный пробел. Рабочим названием фильма было «Запас прочности», но уже в ходе съемок режиссеру посоветовали придумать что-то новое — иначе в прокате не избежать провала. На это у киношников ушло 2 недели. Митта предлагал сто долларов тому, кто придумает что-то яркое и запоминающееся. В итоге вариант «Экипаж» он придумал сам.
«Экипаж» вошел в историю советского кино как трижды первый.
Это была первая картина в жанре катастрофы. Первая картина, которая была снята не только на государственные деньги, но и на средства «Аэрофлота». Также в этой картине впервые в отечественном кино была показана откровенная постельная сцена.
На производство фильма с голливудским размахом Госкино одобрило всего 1 млн 250 тыс. рублей, что почти в 15 раз меньше, чем выделяли в том самом Голливуде на съемки обычного блокбастера. Правда, директор картины Борис Криштул не набрался наглости просить больше: попросил всего 1,5 млн рублей. Обещали дать всю сумму, но в итоге выдали на 250 тысяч меньше.
Рассказывали, что в один из визитов в СССР голливудские кинематографисты были так впечатлены «Экипажем», что поинтересовались, сколько же миллионов долларов стоили столь высококвалифицированные съемки? Каково же было их удивление, когда они узнали сумму… И поинтересовались, нельзя ли попросить советских киноспециалистов поработать на их всемирно известной студии?
Одной из самых больших трудностей было найти самолеты для съемок. Снимать настоящие авиалайнеры было недопустимо дорого, а списанных Ту-154 нигде не было. Но Митте повезло: в Новосибирском аэропорту Толмачево из-за халатности загорелся Ту-154А: верхняя часть фюзеляжа прогорела, но хвостовая почти не пострадала. По железной дороге самолет был доставлен в Москву, где и сняли все «воздушные» сцены ликвидации неисправности самолета.
Еще одним самолетом, используемым для съемок, был лайнер, на котором во время выполнения рейса разлили ртуть…
Интересно, что для постельных сцен была построена специальная квартира-декорация. Ее постарались обустроить так, как выглядело бы типичное жилье одинокого донжуана, по мнению советских зрителей. Огромная кровать, цветомузыка, аквариум (рыбок, кстати, взяли напрокат из зоомагазина) и другие артибуты жилплощади молодого ловеласа.
Леонид Филатов, который сыграл красавца и героя-сердцееда, после выхода «Экипажа» стал секс-символом нашего кино. Но образ этот был ему абсолютно чужд. Ведь он был любящим супругом, а прилюдно обнажаться стеснялся даже на пляже. В интимных сценах с Александрой Яковлевой он снимался в брюках. Зато юная и прелестная Саша Яковлева, студентка Ленинградского театрального, ничуть не смущалась наготы и разгуливала по квартире-павильону в таком виде абсолютно свободно. Осветитель, засмотревшись на нее, упал со своей «точки» во время съемки.
Когда большинство эротических эпизодов было отснято, женщины, проверявшие пленки на фокус, тут же понесли материал в дирекцию и обвинили Митту в том, что он по ночам устраивает и снимает оргии.
«Это нужно немедленно смыть! Это позор — снимать такое», — возмущались работницы киностудии.
Волна возмущения дошла до худсовета и других околокиношных начальников, именно поэтому в фильм вошла лишь пятая часть отснятых откровенных материалов.
Но в то время и этого хватило, чтобы произвести фурор среди непривыкших к таким вещам советских зрителей.
Самую главную сцену взрыва Александр Митта задумал снять без использования макета, то есть по-настоящему. На кладбище самолетов был найден настоящий фюзеляж Ту-114. Декорацию соорудили вокруг него, пиротехники привезли 6 тонн горючего, все было обвешано проводами, съемки должны были начаться уже через несколько часов. И вдруг пожар!
Оказалось, при контакте с воздухом в салоне самолета взорвались пары бензина, и он загорелся. Митта с Филатовым кинулись к огню, у режиссера обгорели волосы, ресницы, актер метался на фоне огня. Слава богу, никто не погиб… Взрыв самолета в кадре чуть не обернулся для Митты инфарктом.
Александр Наумович отснял столько материала, что хватило бы на 11 серий. Фильм должен был заканчиваться совсем другой сценой. По сюжету командир экипажа в исполнении Георгия Жженова умирает от сердечного приступа после пережитого стресса. Но министры кино заставили режиссера сделать концовку счастливой. Целый месяц Митта спорил с министрами, но в конце концов сдался и снял новый финал.
Кинолента «Экипаж» стала феноменально успешной, а актеры, сыгравшие в ней, мегапопулярными. Кстати, за первый год фильм посмотрели почти 72 млн человек, она стала одним из абсолютных лидеров проката среди отечественных картин.
В 2016-м по мотивам «Экипажа» 1979 года вышел новый фильм режиссера Николая Лебедева.
Фото: Legion-Media.ru, East News, кадры из фильма