Машину трясло на бездорожье так, что все бились головой о потолок.
- Да что же у вас асфальт не проложат!
- А смысл? — привыкший к таким вопросам водитель был спокоен. — Сделают хорошую дорогу — туристы начнут ездить самостоятельно, мы зарабатывать перестанем. Лучше посмотрите, какие виды вокруг!
Не поспоришь. Ни с логикой таксиста, ни с роскошью пейзажей Алтая. Зеленым бархатом лесов покрытые горы, альпийские луга на километры. Извивающиеся реки, словно на ходу собирающие пестрые цветы по берегам. Вольно скачущие табуны лошадей и непуганые коровы, с удивлением оборачивающиеся на проезжающих мимо. Огромные водопады в скалах издалека кажутся ручейками. Да ты и сам чувствуешь себя песчинкой в просторах таких масштабов.
На лобовом стекле машины покачивался оберег.
Действительно на Алтае есть настоящие шаманы?
- Мне шаманка помогла, от нее оберег, — поделился водитель. — Мария зовут. Двенадцать сглазов с меня сняла.
- Ого! И как вы почувствовали, что помогла?
- Болел я, но после ее ритуала стало легче.
Алтай вообще весь окутан мистикой, она будто в воздухе витает. Сюда едут со всей страны и, как выяснилось, не только за красотами. Чиновники и бизнесмены просят удачи в делах. Девушки мечтают о счастливом замужестве. Да что там, даже Рерих в свое время тут искал вход в Шамбалу. А шаманы и знахари здесь до сих пор в почете.
Шаман Валера и сенокос
Вот вам кажется, чего проще: приехал в какую-нибудь алтайскую деревню, где шаманы — каждый второй, по дыму из аила запросто узнаешь. Но в конце лета тут не до вас. Потому что сенокос. Время, когда шаманы превращаются в обычных людей, откладывают амулеты, меняют бубны на косу — и в тайгу. Очередь из жаждущих не закончится никогда, а траву на зиму соседи за тебя не соберут.
- Наверняка вы знаете главного шамана, — спросили мы у местных и получили один ответ:
- Валера из Кош-Агача.
- Валера, к нему все едут.
- Валера. Он моим одноклассником был. Никто подумать не мог, что шаманом станет. Вот как жизнь повернулась…
Оказалось, Валере из Кош-Агача можно набрать на мобильный. Ну а что, шаманы — не люди? Дозванивались три дня. За это время уже и Марсовые горы посмотрели, и Гейзерное озеро, и Мажойские каскады, и Чулышманскую долину…
- Валера сенокосит, — трубку взяла шаманская жена Соня. — Приезжайте осенью.
На осень у нас другие планы. Эх, Валера, пришлось другого поискать.
С запросом к Леониду Ильичу
Кто в небольших поселках знает все? Конечно, продавщицы в магазине и официантки в кафе. Официантки относительно здешних мест — это громко сказано. Как и про кафе. На юге Горного Алтая хорошего сервиса не найти, как шамана в сенокос.
В придорожной столовой меню написано от руки на листочке в клетку. Пельмени, три вида пирожков, чай и облепиховый морс. Может, тут и не знают про ассортимент блюд, зато точно ориентируются в шаманах:
- Поезжайте к Леониду Ильичу, его тоже очень хвалят!
- Вы сами верите в силу шаманов?
- Конечно, местные тоже к ним обращаются. Только придумайте, с каким запросом пойдете.
- Разве шаман не должен почувствовать, с чем к нему приходят?
- Ну… Надо все же придумать свое желание.
Облепиховый морс на удивление был отличным. Повезло и с Леонидом Ильичом, он не уехал на сенокос и назначил встречу:
- Если не получится с таксистом, позвоните моему брату, он вас привезет ко мне.
- Спасибо, мы уже заказали трансфер!
Накануне поездки в одиннадцать вечера наш водитель сказал, что его внезапно отправили в командировку. Как не поверить в ясновидение шамана? Пришлось будить его брата Владимира.
Чиновник из центра занятости
Владимир оказался разговорчивым. Пока ехали, объяснил смысл традиции — останавливаться на перевалах и повязывать ленты на деревья. Оказалось, это подношение духам, способ попросить здоровья или хорошей дороги. Туристам, правда, повторять не рекомендуют: обряд должен быть выполнен по правилам, иначе духи разгневаются. Потому местные не любят, когда около священных мест фотографируются полуобнаженные девушки или горланят нетрезвые мужчины. Это все равно что прийти в церковь и устроить там вечеринку.
Рассказал Владимир и о брате. Шаманом может стать только тот, у кого в роду уже были люди с утхой — даром. У Леонида Ильича врачеванием занимался дед. У отца способности тоже были, но в СССР их предпочитали скрывать. Сам Леонид Ильич долго не хотел заниматься этим: денег шаманы не просят, берут кто сколько даст, а вот на бубны и амулеты тратиться приходится изрядно. Но, когда у него отказали ноги, врачи развели руками.
- Так часто бывает с теми, кто уходит от своего предназначения, — констатировал Владимир. — Пришлось пообещать помогать людям. И тогда недуг отступил.
Леонид Ильич работал замом главы УВД и адвокатом, теперь руководит центром занятости. Мы уже представили чиновника в костюме, который принимает в кабинете с портретом президента и строго спрашивает, какова цель визита. Но тут машина остановилась на окраине села около строения, напоминающего шалаш.
Водка для духов
К нам вышел улыбчивый мужчина в свитере с изображением волка и спортивных штанах. Не в шкурах и не в перьях.
- Извините, я не в парадной форме, жарко в ней около костра, — пригласил он внутрь шалаша — шаманского аила.
Мы достали дары, о которых Леонид Ильич говорил накануне: печенье, конфеты, молоко, чай и две чекушки водки. Признаемся, когда покупали, хихикали: наверное, алкоголь нужен шаману, чтобы войти в транс. Но это были подношения духам.
Шаман развел огонь в центре аила, сделанного из лиственницы. Искры улетали вверх, лучи солнца пробивались сквозь трещины и освещали помещение. Было в этом что-то мистическое. Пока Леонид Ильич отправлял в костер печенье и молоко, разглядывали сооружение. На стенах висели полотна: красное — символ огня, желтое — Луны и Солнца, синее — воды, белое — добра. Рядом на веревке болтались лапы медведя, волка и коршуна.
- Духи приняли угощения и разрешили остаться. Значит, с добром пришли. Недавно телевизионщики из Москвы несколько дней ждали. Но им пришлось отказать, — объяснил шаман. И протянул мутную жидкость в деревянных пиалах — молочную водку. Мы почувствовали себя ведущими «Орла и решки», которым довелось пить скорпионовку. Ну, раз духи угощают, кто мы такие, чтобы перечить?
Танцы с бубном
Для каждой из нас Леонид Ильич провел обряд: окуривал дымом можжевельника и просил глубоко вдыхать, чтобы очиститься изнутри (легкие вышли из чата, а наш кашель было слышно на другом конце села). Страшно и неприятно было, когда он водил вокруг тела подожженными ветками («Хоть бы волосы не загорелись и подошва на кроссовках не расплавилась», — переживали мы), а потом достал нож и со словами «не бойся» (как будто это работает) стал «счищать» лезвием «все дурное» с лица, рук, шеи.
После этого начался ритуал камлания: шаман взял бубен из мараловой кожи и бормотал что-то на местном.
- Просите, чего больше всего хотите, духи исполнят, — пообещал он.
Из аила мы вышли в растрепанных чувствах. Никаких тебе «вижу, что хочешь домик на Фарерских островах, — будет!». Но и назвать это представлением для туристов язык не повернется: шамана мы искали долго, провел он с нами пять часов и не попросил ни копейки. В другое бы время за нами выстроилась очередь, причем по записи, но тут сенокос сыграл нам на руку.
При нас шаману звонили москвичи и родственники местной девушки, попавшей в жуткую аварию (она, кстати, выжила, мы узнавали). Чтобы связаться с духами, в наше время не обязательно лично приезжать в аил, можно устроить сеанс связи по телефону. Гаджеты теперь связывают совершенно разные миры.
Руководитель компании Stylish Travel Club
В этом году на Алтай приехало огромное число туристов, бронировать жилье на лето начали еще в феврале, — отмечает Ольга Медведева, руководитель компании Stylish Travel Club. — В гостиничном бизнесе уже сейчас говорят, что в 2022-м поток увеличится в два-три раза из-за строительства новых туристических кластеров. Местные жители при всем радушии и гостеприимстве опасаются, что отдыхающие будут вредить природе. А к ней у алтайцев особое отношение: они обожествляют ее, просят силы и за все благодарят. Не мусорите и не пишите имена на камнях, давайте сохраним то, что так дорого жителям Алтая и чем восхищаемся мы, туристы.
Подготовила Татьяна Черникова
Фото: личный архив