Руководитель группы новых продаж ЮMoney (входит в экосистему Сбера) Елена Зернаева рассказала, чем отличаются траты в онлайн- и офлайн-магазинах и где можно больше сэкономить.
Шопоголики выбирают онлайн
По данным аналитиков ЮKassa, весной 2021 года количество онлайн-покупок одежды и обуви увеличилось на 11% по сравнению с весной годом ранее. Средний чек снизился на 14%, до 1733 рублей. Выросло количество покупателей и число онлайн-магазинов — на 29% и 22% соответственно. Летом этого года количество онлайн-покупок одежды и обуви выросло на 72%, а число покупателей — на 56%. Средние затраты снизились на 2%, до 1800 рублей.
За восемь месяцев 2021 года в премиум-сегменте одежды и обуви также наблюдается повышенный спрос. Товары стоимостью от 50 до 80 тысяч рублей покупали в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Покупки одежды и обуви стоимостью от 80 до 100 тысяч рублей выросли в 2,5 раза, от 100 до 500 тысяч рублей — в 2,3 раза.
Пользователи оценили преимущества онлайн-шопинга в пандемию, когда офлайн-магазины были закрыты. Среди очевидных плюсов: в онлайн-пространстве выбор одежды всегда больше, чем в конкретном бутике или ТЦ, а заказать понравившуюся вещь можно даже из магазина, которого нет в вашем городе или стране. Еще одно преимущество: скорее всего, вещь из интернет-магазина никто до вас не примерял, что важно в условиях пандемии.
Многих по-прежнему настораживает невозможность примерить вещь, покупаемую в интернете. Из-за того, что фигуры у всех разные и одежда может просто не сесть по размеру, приходится заказывать сразу несколько моделей или оформлять возврат. Но fashion-ритейл постепенно решает эту проблему. Сейчас в индустрии есть тренд на создание виртуальных примерочных и видеопоказ товара, что позволяет пользователю сэкономить время и деньги на поездку в магазин.
«В некоторых интернет-магазинах уже появилась возможность увидеть товар лицом. Для этого используют чат-бот: нужно через него позвонить в магазин и попросить консультанта продемонстрировать вам товар», — поясняет эксперт ЮMoney Елена Зернаева.
Кроме того, в онлайне можно успеть «поймать» свой размер во время сезонной распродажи. Для этого шопоголики наполняют корзины заранее, за день до старта распродаж, а потом оплачивают.
Среди преимуществ онлайн-шопинга — многообразие систем оплаты, в том числе с помощью сервиса BNPL (buy-now-pay-later — купи сейчас, плати потом).
«Онлайн-кредитование позволяет брендам продавать сразу несколько товаров, а клиентам — заплатить за покупку в следующем месяце», — отмечает эксперт.
Еще одно преимущество онлайн-магазинов перед офлайном — это скидки на определенные виды товаров, которые бренды делают только в своих онлайн-магазинах, соцсетях и т. д. Как правило, это временные скидки: на первую покупку, по промокоду от блогера, при оплате в день праздника и пр.
Также сэкономить на покупках в интернете можно, если покупать товары на кэшбэк-сервисах, которые есть у любого банка. Со скидкой можно приобрести одежду из последних коллекций и аксессуары. Экономия на каждую вещь составит от 5 до 20% в зависимости от бренда и условий площадки.
«Важный плюс онлайн-шопинга, добавляет Елена, — возможность собрать корзину, но в последний момент передумать и отложить покупку до следующего дня. Кроме того, в онлайне проще всего собрать капсулу — пять-шесть сезонных вещей, которые идеально сочетаются друг с другом».
Безусловным плюсом для шопоголиков будет и отсутствие толп в примерочных, а также тот факт, что интернет-магазин работает круглосуточно.
Чем хорош офлайн-шопинг
Покупки в офлайне дают совсем другое ощущение. Например, если вы купили какую-то вещь в магазине люксового бренда, товар упакуют в коробку, повяжут ее бантом, положат в большой пакет. Такой подход создает у покупателя ощущение, что ему преподносят подарок.
Несмотря на то, что онлайн-магазины осваивают виртуальные примерочные, такая опция есть далеко не у всех брендов. А в обычном магазине или в торговом центре покупатель может сразу отмести ненужный фасон.
Также при знакомстве с новым брендом шопоголику важно оценить качество, фактуру, ткань, фурнитуру вещи, что можно сделать только офлайн. Даже не самая качественная одежда на модели в лукбуке будет смотреться идеально за счет правильно выставленного света и ретуши. При этом в жизни та же вещь может выглядеть весьма посредственно.
Кроме того, иногда приобрести желаемый товар можно только офлайн. Так, крупные коллаборации могут собирать очередь из желающих купить брендовые кроссовки или другие вещи.
Еще один важный момент для тех, кто экономит и приобретает люксовые вещи в аутлетах, таких как «ЦУМ-Дисконт», — в этих магазинах можно покупать только офлайн. Люксовые бренды стараются не рекламировать скидки, чтобы не отвлекать внимание от новых коллекций.
На чем можно сэкономить
Если сравнивать, какой шопинг более выгодный и где шопоголик сможет потратить меньше, нужно учитывать количество скидок, акций и других возможностей, которые предлагают площадки.
В офлайн-магазинах можно сэкономить, если покупать вещи люксовых брендов из прошлых коллекций в аутлетах и дисконтах, а также если участвовать в их программах лояльности. Скидки в таких магазинах могут составлять до 80% от первоначальной цены. Кроме того, вам не придется ждать товар, платить за доставку и оформлять возврат, если вещь не подошла.
В интернете возможностей сэкономить на шопинге еще больше. Во-первых, многие бренды устраивают распродажи только на своих онлайн-площадках или дают скидку до 10% при оплате онлайн. Во-вторых, некоторые устраивают распродажи только в приложении для членов клуба или участников программы лояльности. Члены клуба получают возможность первыми увидеть новую коллекцию. Они могут раньше других заказать вещь на сезонной распродаже или посетить Sample Sale — распродажу образцов новой коллекции.
Также в соцсетях часто можно найти промокоды, которые действуют ограниченное время при оплате онлайн. Еще можно сэкономить при покупке товаров на витринах со специальными предложениями от разных магазинов и на кэшбэк-сервисах.
К тому же онлайн-шопоголики в меньшей степени склонны к спонтанным покупкам и меньше подвержены влиянию продавцов, для которых важно продать как можно больше.
Фото: Getty Images