Обычно, если речь заходит о барбершопах, многие представляют эдакое мужское царство: брутальные мастера, спартанская обстановка, отсутствие лишних деталей и ни одной представительницы прекрасного пола рядом — как среди персонала, так и среди клиентов. Да, так было раньше. Но времена меняются, и профессию барбера все чаще выбирают для себя женщины.
Кукольные жертвы
Прежде чем полностью посвятить себя работе с мужскими прическами и стилем, я прошла длинный путь. В индустрии красоты я работаю более 9 лет. Кем только не была: и парикмахером-универсалом, и визажистом на свадьбах, и стилистом на съемках!
С самого раннего детства я мечтала делать людей красивыми. Вдохновившись примером двоюродной сестры, которая стала парикмахером, я пыталась стричь кукол, причесывала и красила сестер и подруг.
Конечно, поначалу получалось просто ужасно. За испорченных кукол мне доставалось от родителей, а покрашенная в ярко-оранжевый цвет сестра не разговаривала со мной целый месяц! Но чего можно ожидать от ребенка?
Постепенно, с опытом, с каждым новым пройденным курсом обучения, ко мне приходило понимание того, как и что нужно делать. Пока я училась, моим родным и близким часто приходилось терпеть на себе мои бесконечные упражнения — удачные и не очень. Зато теперь, когда я стала квалифицированным мастером, они спокойно (и даже с радостью) доверяют мне свой внешний вид.
С мужчинами легче?
Я неслучайно выбрала именно профессию барбера. Во-первых, у меня всегда было много клиентов-мужчин. Мне с ними комфортнее работать в эмоциональном плане. Женщины более непредсказуемы: их реакция очень сильно зависит от настроения, часто они хотят получить невозможное — но, что главное, зачастую не прислушиваются к советам мастера.
Мужчины же более рациональны, последовательны. Кроме того, с технической точки зрения работать барбером интереснее. Ведь мужская прическа гораздо сложнее, чем женская: волосы короткие, и если ошибешься, это будет очень заметно.
Есть и необычные чисто мужские процедуры, при выполнении которых необходимо учитывать множество нюансов, о которых мало кто знает. Как, например, камуфляж бороды: нужно понимать, как правильно подобрать цвет (цвет бороды подбирается под цвет бровей, а не волос), каким участкам уделить больше внимания, потому что они сильнее других выгорают на солнце, и многое-многое другое.
Цена вопроса
Мало кто знает, но у мастеров салона красоты нет зарплаты как таковой. Фиксированный оклад бывает только у стажеров: они смотрят, как работают профессионалы, учатся и получают совсем небольшие деньги (в Москве это 15-20 тысяч рублей). Заработок специалиста же складывается из процентов от тех денег, которые заплатили салону клиенты (от 30% до 50%, в зависимости от салона), а также чаевых. Поэтому не нужно забывать их оставлять, если у вас есть такое желание и возможность.
Чаевые — весьма существенная часть зп мастера. У меня на данный момент доход от чаевых составляет примерно 20% от всех денег, что я зарабатываю. Но так было не всегда: с тех пор, как я стала работать барбером, мой доход от чаевых вырос в разы!
Кстати, у меня есть один постоянный клиент, который каждый раз оставляет «чай» в размере 5 тысяч рублей! Даже если эта сумма оказывается больше тех денег, которые он заплатил за стрижку.
Интересный факт: в окружении представительниц прекрасного пола посетители барбершопов становятся в три раза щедрее на чаевые барберам. Так, по данным CloudTips — первого банковского сервиса для безналичных чаевых, донатов и адресных пожертвований от Тинькофф и CloudPayments — в салоне, где работают исключительно девушки-барберы, средняя сумма онлайн-чаевых составляет 431 рубль. А вот мужчины-барберы в среднем получают от клиента 158 рублей в качестве чаевых..
Кстати, на росте доходов от чаевых крайне положительно сказывается возможность оставлять их безналично. Наличные в наше время есть с собой далеко не у всех. К тому же многие чувствуют себя неудобно, оставляя дополнительную благодарность наличными после стрижки: деньги нужно достать, положить на рабочий столик в присутствии мастера или попросить администратора передать такую благодарность. Сейчас у нас над каждым рабочим местом размещены QR-коды. Достаточно просто отсканировать их, выбрать сумму чаевых и оплатить со своего смартфона. Все чаевые я получаю на личную карту, привязанную к сервису. Это удобно и клиентам, и мастерам.
«Многие приходят стричься в сопровождении своих избранниц»
С моей профессией точно не стоит выбирать в спутники жизни ревнивых мужчин. Все потому, что клиенты часто оказывают девушкам-барберам знаки внимания: дарят цветы, присылают фрукты и сладости, делают комплименты. А иногда даже зовут на свидания.
Конечно, я стараюсь разделять работу и личную жизнь, определяю четкие границы, которые никогда не перехожу. Для меня романтические отношения с клиентом — табу. Я видела много таких историй у коллег, и редко у кого они заканчивались хорошо. Ведь когда отношения заканчиваются, работать с бывшим возлюбленным уже не получится. Мастер теряет постоянного клиента и деньги, а клиент — хорошего мастера.
Мастер на все руки: возлюбленным Ким Бесинджер был ее парикмахер
Бывают ситуации, когда жены и подруги наших клиентов ревнуют их к девушкам-барберам. Некоторые приходят на стрижку в сопровождении спутницы, которая внимательно следит за процессом.
Правда в подавляющем большинстве случаев это обусловлено не ревностью: мужчина приводит с собой супругу скорее для улучшения коммуникаций с барбером, когда ему самому сложно объяснить мастеру, что он хочет, и в этом процессе ему помогает спутница.
Найти контакт
Часто барбер выступает не только мастером, который занимается внешним видом клиента, но и настоящим психологом. Ведь никогда не знаешь, какой путь проделал человек до того, как он сел в твое кресло. У него могут быть неприятности на работе, проблемы личного характера или просто череда случайностей, которые испортили настроение.
Мастеру важно максимально быстро «считать» состояние клиента и решить, как вести себя с ним на этот раз: оставить в покое или, напротив, дать выговориться. Если выбрать правильную тактику, человек выходит со стрижки обновленным не только внешне, но и внутренне!
Вообще, я к своему удивлению обнаружила, что мужчины довольно суеверны. Ведь на то, вернется ли к тебе клиент в следующий раз или будет искать другого мастера, влияет не столько результат стрижки, сколько то, что с ним происходило после того, как он вышел от тебя.
Если с ним случилось что-то хорошее, то с большей вероятностью он к тебе вернется. А если произошла неприятность, пусть даже вообще никак не связанная с внешним видом, скорее всего, в следующий раз он пойдет к другому.
Бывает, что мастер выступает для клиента своеобразным талисманом. Так, у меня есть постоянный клиент, который перед собеседованием на новую работу всегда приезжает ко мне. Я привожу его в порядок, он едет на встречу и занимает желаемую должность. Еще ни разу эта тактика его не подводила!
Планы на будущее
Как и многие, кто работает в индустрии красоты, я мечтаю о своем собственном салоне. Причем скорее не о барбершопе — я хочу открыть студию маникюра! У меня много знакомых мастеров, я понимаю, как устроен этот бизнес, что нужно клиенткам. И, конечно же, клиентам.
Кроме этого, я планирую и дальше расти в профессиональном плане. Моя мечта — получить главный приз на Russian Hairdressing Awards. Я уже была в списке финалистов, но мне этого недостаточно.
Люблю подобные конкурсы — и особенно процесс подготовки к ним. Вот где настоящее творчество! Ты выбираешь модель, продумываешь образ, начинаешь сотрудничество с фотографом или оператором, ищешь вдохновение во всем, что тебя окружает. В итоге от всей этой титанической работы остается лишь одна фотография или короткое видео. Но ты понимаешь, какие они потрясающие. И когда тебя выбирает жюри, твою работу публикуют, это ни с чем несравнимое ощущение. В этот момент ты — творец, настоящий художник.
Фото: личный архив