Дагестан для меня — это что-то до боли родное, бескрайнее и, безусловно, красивое. Каждый город прекрасен по-своему. Сколько раз я бывала в Дербенте — не сосчитать, и это всегда восторг. Я обожаю море. Летом люблю проснуться с рассветом, выйти на пробежку в парке, а после — искупаться в прохладном море под первыми лучами солнца. Иногда я думаю о переезде куда-нибудь в большой город, но понимаю, что буду тосковать по родным местам, по этой безмятежности в воздухе…
Меня зовут Патимат (в переводе «оторванная от груди», — прим. Woman.ru), сокращенно Патя. В дагестанских семьях принято называть детей в честь предков. Имя, как правило, дает отец, особенно если речь идет о первенце. Мой папа назвал меня в честь своей бабушки, моей прабабушки.
Мне 18 лет, я родилась и живу в Каспийске.
Недавно окончила второй курс музыкального училища, куда поступила сразу после девятого класса школы. Родители были против такого решения: мама мечтала, чтобы я окончила 11 классов, после чего получила высшее образование в медакадемии. Но я сумела настоять на своем. И хочу сказать, что это скорее исключение из правил. В Дагестане слово родителей — закон, и перечить сказанному нельзя. Мне повезло: мама и папа у меня добрые, понимающие.
Для Дагестана характерны большие семьи — трое детей минимум. И тут моя семья тоже отличилась: я единственный ребенок. Так вышло, что родители развелись, когда мне было полтора года. Я осталась жить с мамой и бабушкой, но с папой поддерживаю хорошие отношения.
Внутри Дагестана немало народностей: лакцы, табасаранцы, кумыки, лезгины, аварцы и многие другие. Так, мой папа — кумык-чеченец, а мама — лачка.
Вообще народность ребенка определяется по отцу, но я все-таки больше склоняюсь к лакцам, потому что живу с мамой, и мне это ближе. Из языков я тоже лучше всего знаю именно лакский, на кумыкском понимаю далеко не все, а на чеченском вообще знаю всего несколько фраз.
В семье мы говорим друг с другом на русском языке, а вот если надо посекретничать, переходим на лакский.
К истокам
Дагестанцы исповедуют ислам, поэтому хочу рассказать о наших главных мусульманских праздниках. Мы отмечаем Ураза-байрам — праздник, посвященный окончанию поста в священный месяц Рамадан (на протяжении 30 дней мусульмане воздерживаются от еды и воды в светлое время суток, также запрещены курение, употребление алкоголя и интимная близость, — прим. Woman.ru). Через 70 дней отмечается Курбан-байрам (до его наступления у мусульман принято совершать хадж — паломничество к святым местам в Мекке, — прим. Woman.ru) — праздник милосердия, доброты и любви к людям.
В марте мы также отмечаем Навруз-байрам — праздник весны. Это не религиозный праздник, а наш национальный обычай, который корнями уходит во времена язычества.
На праздники мы готовим сладости: чак-чак, пироги и мучную халву, которая является нашим традиционным блюдом. К традиционным также могу отнести долму и, конечно, хинкал — основа основ дагестанского стола (вареные в мясном бульоне кусочки теста — прим. Woman.ru). Он является неотъемлемой частью любого застолья. В нашей семье хинкал готовят двух видов — аварский (пышный, прямоугольный — на кефире и соде) и лакский (мучные клецки в виде брусочков или «пальчиков»), который подается с соусами, бульоном, картошкой, тушеным мясом или традиционной домашней колбасой.
Дагестанцы верят в силу вещей. Про обереги можно рассказывать вечность, хотя многие ритуалы себя изжили или сохранились только в отдаленных селах. Однако обычаи, связанные с детьми, остались повсеместно до сих пор. Так, у новорожденного сбривают первые волосы, стригут первые ногти, кладут их в мешочек и подвешивают над люлькой — на удачу. Если родился мальчик, ему делают обрезание и крайнюю плоть также сохраняют в качестве оберега.
Встречают по одежке
Я религиозный человек: держу посты, читаю молитвы. Правда, какое-то время назад перестала совершать намаз, так как его сложно совмещать с учебой. Я ничего не успевала, злилась, а намаз нужно совершать с удовольствием, в радость. И тогда я решила на время остановиться, дав себе обещание, что позднее к этому вернусь.
Намаз — это цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемый произнесением молитвы на арабском языке. Порядок поз и движений строгий, не терпящий нарушений, иначе молитва считается недействительной. Намаз состоит из пяти ежедневных обязательных молитв.
Когда я озвучила родным свое решение, бабушка, конечно, расстроилась. Мама лишь отметила, что не стоило бы бросать, однако отговаривать и тем более принуждать не стала.
Если вы зададите один и тот же вопрос разным дагестанцам, то, как правило, получите диаметрально противоположные ответы. Например, девушки в Дагестане придерживаются разных взглядов в одежде: одни носят хиджаб, другие ограничиваются косынкой и длинными платьями и юбками, третьи же носят современную одежду и ничем не покрывают голову. Несмотря на свою религиозность, я отношусь как раз к третьей категории.
Из нарядов предпочитаю джинсы, футболки, юбки и платья могу позволить себе любой длины, ничего не имею против умеренного декольте. К счастью, родные меня в этом вопросе не стесняют и не диктуют, что носить. А, например, есть глубоко религиозные семьи, где ношение хиджаба даже не обсуждается.
Несмотря на то, что семья лояльно относится к моему стилю в одежде, это не спасает меня от немых укоров окружающих. В основном я говорю о представителях сильного пола.
Бывает даже так, что мужчины или молодые люди могут крикнуть вслед: «Это харам! Девушке нельзя носить такое».
От себя скажу, что не считаю такие комментарии уместными и тем более культурными. Каждый из нас вправе носить то, что он хочет. Я в этом убеждена и потому на такие непрошеные советы стараюсь не обращать внимания.
Тем не менее есть мероприятия, на которые я одеваюсь в соответствии с нормами: покрываю голову, достаю из шкафа длинное платье. Например, на проведение мавлидов: в дом из мечети приглашается мулла и читает молитву по особому случаю — рождение ребенка, на удачу дома, после смерти кого-то из родственников.
Если говорить о традиционном лакском костюме, то его сейчас и вовсе можно встретить только на праздниках, на сцене или в музее. Лично я надевала такой только на выступлениях.
Лакский костюм представляет собой туникообразное платье и шаровары, на голову девушка надевает чохто (головной убор, похожий на продолговатую трубу с завязками вокруг головы, — прим. Woman.ru), которое сверху покрывает большим платком, ниспадающим на плечи. Такой наряд, как правило, дополняется массивными украшениями.
Замуж девушки в нашем крае выходят в традиционном для всех белом платье. Отличие лишь в том, что невесты из глубоко религиозных семей обязательно надевают хиджаб. О свадьбе (и вообще выборе спутника жизни) я хочу рассказать поподробнее.
Смотрины
Как я и говорила выше, любая фундаментальная тема в дагестанских семьях рассматривается по-разному. Например, я училась в смешанном классе, общалась и с девочками, и с мальчиками. И спутника жизни мне разрешено выбрать самой (с некоторыми поправками, но об этом позже).
Сегодня вы легко можете встретить семью, где девочке строго запрещено общаться и дружить с мальчиками, смотреть им в глаза. Как нетрудно догадаться, мужа такой девушке тоже выбирают родители.
У меня в окружении есть такие пары, и, увы, не все из них счастливы. Иногда родители угадывают, но случается и так, что жених и невеста не нравятся друг другу. Тем не менее, если родители строгие и старой закалки, свадьба все равно состоится. Потом, если спустя время ситуация не меняется, супруги могут развестись.
Правда, тут тоже есть свои нюансы. Инициатором развода, как правило, является мужчина. Женщина может изъявить такое желание, только если ее супруг ведет разрушительный образ жизни, поднимает на нее руку. Хотя с годами ситуация все больше выравнивается и женщина уже чувствует, что имеет право голоса. После развода родители стараются поскорее выдать дочь замуж вновь, чтобы она не была одна.
В целом к разводам в Дагестане относятся спокойно, хотя старшее поколение чаще всего, конечно, осуждает подобное решение.
Вернемся к семье, где девушка вправе сама себе выбрать жениха. В этом случае есть вероятность столкнуться с другой проблемой: родители могут не одобрить национальность или народность избранника.
Например, моя бабушка такая: она категорически против некоторых национальностей, что мне очень не нравится. Я считаю, что далеко не это главное и уж точно не определяет личность и характер человека. Если в моем случае произойдет так, что мужчина не устроит мою семью, я все равно буду за него бороться.
На мой взгляд, нельзя принуждать девушку быть с тем, кого она не любит, как и нельзя разлучать с тем, кого она любит, только из-за национальности.
Рядом с собой я вижу дагестанца (народность не имеет значения) просто потому, что у нас будут схожие взгляды на жизнь, а для меня это важно. Например, я убеждена, что мужчина в семье главный, а женщина должна быть слабой, покорной и любящей.
Ах, эта свадьба
Если девушке позволено самой себе выбрать жениха, она обязательно должна сначала познакомить его с семьей — это традиция. Молодой человек вместе со своими родителями идет к родителям девушки (где она накрывает на стол) и берет слово, то есть согласие, на дальнейшие отношения с избранницей. Если родителям девушки он нравится, они дают свое благословение.
Вторая встреча происходит уже тогда, когда молодой человек хочет взять любимую в жены.
Семья девушки также накрывает стол, а семья потенциального жениха приходит с подарками — как правило, это корзины со сладостями, косметика, одежда, но чаще всего деньги и золото. У нас это называется калым. В случае согласия семья невесты также дарит подарки.
Конечно, бывает и такое, что родители невесты всячески против жениха или же его семья небогатая и он не может позволить себе оплатить свадьбу (что для нашего народа неприемлемо).
Что ему остается делать? Как вы думаете? Правильно: воровать невесту.
В этом случае, если ему удалось выкрасть любимую, родители девушки перестают сопротивляться и препятствовать браку.
Традиционная дагестанская свадьба — это всегда очень весело, многолюдно и вкусно. Начинается она с того, что жених едет домой к невесте, где теща кормит его сладостями со своей руки, после чего он может забрать любимую. В ЗАГС они едут с друзьями, потом катаются по городу.
В это время родители жениха и родители невесты встречают гостей — каждые своих и в разных залах.
После прогулки молодожены приезжают сначала к ее гостям: их встречают лезгинкой, сажают на свои места, и начинается застолье. Спустя время приходят родные со стороны жениха, дарят подарки и забирают молодоженов к себе, там их также ждет застолье, после чего герои дня отправляются домой, а гости веселятся до поздней ночи. Наутро свекровь приходит к молодоженам, и невестка показывает ей простынь, подтверждая, что на момент заключения брака была девственницей.
В нашей республике многоженство имеет место быть. Таких семей мало, но они есть. За себя могу сказать, что я бы не смогла стать второй или третьей женой, как и не потерпела бы того, если бы мой муж изъявил желание взять еще одну супругу.
Музыка не для всех
Как и рассказывала в самом начале, я с детства увлекаюсь музыкой. В школьные годы занималась танцами, эстрадным вокалом, училась игре на фортепиано. В музыкальном училище продолжила петь, танцевать, участвовать в различных активностях, конкурсах. Такая среда мне по душе, учиться очень интересно. Но самое главное — меня восхищают люди: они более открытые, раскрепощенные, творческие, свободомыслящие. Мы нередко посещаем различные спектакли, ходим в оперу, и у меня есть возможность иначе посмотреть на привычные вещи.
Не стану скромничать: пою я хорошо и одно время даже думала стать певицей (собственно, поэтому и поступила в музыкальное училище), однако со временем пересмотрела свои планы. Дело в том, что далеко не все дагестанцы принимают музыку: многие считают, что это харам — за исключением исламских песен. Хотя, безусловно, есть и другое мнение, отсюда большое количество певцов, музыкантов, композиторов.
Парадокс в том, что нередко те, кто осуждает музыку, сами приглашают артистов на свои свадьбы и другие праздники.
Кстати, у нас есть немало традиционных музыкальных инструментов, каждый из которых звучит по-разному, но одинаково волшебно. Например, дагестанский барабан, зурна, кумуз, тар или домра. Очень люблю их звучание и мечтаю обучиться игре на одном из них.
Что касается будущего, для себя я пока определила два пути. Первый: окончить музыкальное училище и пойти работать учителем музыки в местную школу в родном Каспийске. Второй: все-таки получить высшее образование, как и хотела мама. Я подумываю поступить в консерваторию в Санкт-Петербурге: у меня там живут родственники, да и сам город мне очень нравится.
А по окончании, кто знает, может, я останусь там жить и найду работу по душе. Хотя, скорее всего, вернусь на родину, так как очень люблю свой край, людей вокруг, наши обычаи и устои.
Конечно, как девушка современная, я что-то не принимаю, но и забывать свои корни не считаю правильным. Мне кажется, здесь очень важен баланс. Одеваться, как нравится, но уважать чувства других и историю своего народа. Быть религиозным человеком, но смотреть в будущее с любопытством, а вокруг — без предубеждений. Почитать родителей и старшее поколение в целом, но не позволять им нарушать твои личные границы, управлять твоей судьбой. Говорить на любых языках мира, но родной держать ближе к сердцу.
Фото: личный архив героини, Антон Апостол/ТАСС, Getty Images