Гость
Статьи
Серафима (Пистемея) из …

Серафима (Пистемея) из Тени исчезают в полдень. Вы оправдываете ее?

Вы оправдываете ее поступки/помыслы в отношении сов. власти? Или она обязана была все же их простить за все что сделали с ее семьей и ее будущим?

Автор
256 ответов
Последний — Перейти
Гость
#1

Не оправдываю.

БОГ всем судья.

А она, считала себя ВЕРУЮЩЕЙ.

Так вот верующий человек, так себя не ведет. Лицемерная, безбожная мстительная, и НИКОГО не любившая ни когда (даже собственных детей)

Гость
#2

Оправдываю.Фильм смотрела давно.И помню когда смотрела думала,что на её месте вела бы себя точно также.Ни за что бы не простила тех,кто всё отнял у меня и моей семьи.

Ирина-краса
#3

Что значит оправдываю? Мне ее безумно жалко всегда было. Жила девка из богатого рода, как сыр масле каталась (как большинство современных особ хотят), а потом пришло ***, двух слов не умееющее связать, и разрушило всю ее жизнь, и скорее всего, уничтожившее весь ее род. Как она должна была к ним относиться? Любить? Уважать?

гость
#4

ну вы даете,фильм старый,ничего не помню.

Автор
#5
гость

Сообщение было удалено

У нас в Питере по 5 каналу его два раза в год гоняют) Уже наизусть выучили)

Гость
#6
Автор

Сообщение было удалено

А современная молодежь, такое смотреть никогда не будет.

Гость
#7

надо пересмотреть, все забыла уже. Вечный зов тоже любю

Автор
#8
Гость

Сообщение было удалено

Почему? Вечные истины, интриги, грызутся все в своей деревне, ничем не хуже латинского сериала только в миллион раз лучше - наложенное на наш менталитет.

Гость
#9
Гость

Сообщение было удалено

Не считала она себя верующей - все для спектакля. Ей Устин еще сказал-: ты б святых своих протерла, а то от пыли и глаз не видать...

Автор
#10

Верующей она не была никогда, это как камуфляж, чтоб творить темные дела под личиной святости

Гость
#11
Автор

Сообщение было удалено

Вот и я об чем.

Безбожница.

Лилия долин
#12

Ну, начнем с того, что образ Пистимеи Морозовой - Серафимы Клычковой в фильме и в книге несколько разнятся. Экранное воплощение намного беднее и проще, несмотря на великолепное актерское обаяние Александры Завьяловой.

В фильме сделан акцент на религиозности Пистимеи, а в книге Иванов недвусмысленно дает понять, что она - человек, по своей сути неверующий, который просто использует веру как последнее пристанище духа, как единственно доступный способ сохранить себя и выжить. По книге Пистимея из старообрядчества переходит в православие, затем становится баптисткой, а в конце примыкает к свидетелям Иеговы (то есть от пассивного сопротивления переходит к активной подрывной деятельности). При этом в фильм не вошли ее очень впечатляющие похождения во время гражданской войны (если помните, это именно она возглавляла банду Фильки Меньшикова, и именно ей Филипп завещал растить в душе посаженное им "деревце" мести) - один эпизод с поджогом старообрядческого скита и похищением золота чего стоит!

В фильме Устин кончает жизнь самоубийством, а в книге все гораздо драматичнее. Ведь это Пистимея, окончательно убедившись - "не помощник ты мне больше, Устинушка" - отравила мужа. Да еще при каких обстоятельствах - сама, не дрогнув ни одним мускулом, вместе с ним приняла яд... Потрясающий по своей силе эпизод! Поистине шекспировские страсти - леди Макбет нервно курит в сторонке(((((((((((

Между прочим, в эпилоге книги совершенно недвусмысленно дается понять, что исчезнувшая из Зеленого Дола Пистимея жива и продолжает действовать... саламандра, воскресшая из огня...

Фильм отличный, и я его люблю, понимая, что по-другому он в те времена снят быть не мог. И все же жаль, что столько экранного времени посвящено строительству моста (которого в книге нет вовсе), а не раскрытию образа Пистимеи. Он того заслуживает - на мой взгляд, это потрясающий по своей глубине и силе характер.

Гость
#13

Я ж говорю, никогда, ни кого не любила, ни мужа ни детей.

Автор
#14

Лилия долин, с языка сняли - всегда, с детства, сколько смотрю этот сериал - нет-нет, да поднименся в сознании мысль - мало Пистимеи, мало. Не раскрыли, не досказали, чувствуется что в ней буря бушует и естественно, была и деятельность черная. Но не показали(

Розовая роза
#15
Ирина-краса

Сообщение было удалено

Поддерживаю.

Гость
#16

Так фильм по мотивам книги снят? Стыдоба, но спрошу, кто автор и книга так и называется "Тени исчезают в полдень"?

Анна, историк
#17

Сообщение было удалено

Анатолий Иванов, "Тени исчезают в полдень".

Гость
#18

Ну.. нам это все ТАК преподносили, в старых фильмах, именно с симпатией к Советкой власти, с целью пробудить всеобщую ненависть к царскому режиму, богатым, аристократам....

Сейчас, в тех же фильмах, нам же, все по другому преподносят.

Сейчас, все с точностью наоборот воспринимается.

Жидовня, породила революцию, сдвинув мозги набекрень, КОМУ? Самому отсталому и малограмотному слою общества. Разграбили, отобрали, разворовали..... а лучше то не стало.

+ повырезали весь цвет нации (аристократию, интеллигенцию, умы и таланты) Оставив управляемое ***....

Автор
#19
Ирина-краса

Сообщение было удалено

С одной стороны, конечно, жалко, что лишилась перспективного будущего, полного удовольствий, дольче виты, поклонников, всех перспектив, но с другой стороны, жалеть человека, который , если верить книге, вообще там людей сжигал, она же убийца и не одного загубила... Это как-то уже... Все равно что жалеть Чикатило, потому что ему мать в детстве увечила психику.

Гость
#20
Гость

Сообщение было удалено

Сын сейчас оторвался от компьютера, смотрит. Спрашивает: Что, так всё и было? Собрания эти... все дружно хлопали?)

Ага, говорю, хлопали. Ещё как хлопали. Всё прохлопали.

Мадам Грицацуева
#21
Лилия долин

Сообщение было удалено

Вы не забывайте в какое время было написано данное произведение и автору был дан госзаказ. Тогда все писали с одни уклоном .Тем самим во всех фильмах и произведения всегда об...сирали религиозность и делали ставку на соц. и коммунистический строй.

Не думаю, что прототип Пестимеи ( если он был таковой) была атеистом. Антирелигиозная пропаганда при СССР была везде от садика, школы, любого предприятия и это было воздействие на сознание людей с целью отторжения их от религии и выработки у них атеистического мировоззрения. Так что данный персонаж был отрицательным и явным примером для назидания массам, как же - богатая с приданным золотые прииски( не люмпен)+ вера в Бога + двуличность = враг народа. Схема известная.

Автор
#22
Гость

Сообщение было удалено

Да в России никогда хорошо не было. И не будет никогда.

Гость
#23
Автор

Сообщение было удалено

Ну... при Царском режиме, вполне процветала страна.

Только КОМУ ТО, это было не выгодно.

Вот и запустили засланных казачков (Ульяновых, Троцких...))

А с дкрьмократами, так ОДНОЗНАЧНО, ничего хорошего не будет...

Оса
#24
Розовая роза

Сообщение было удалено

Согласна! Молодая, богатая. красивая девушка! Ей бы в Европе образование получать и жить в Париже (как и было бы ,если бы не...), а тут что-то убогое отобрало все, убило ее родных, ее изнасиловало..и всю жизнь она в убогих платочках рядом с этим быдлом вынуждена была прожить в глухой сибирской деревне.... Ее озлобленность можно понять..

На самом деле- это один из самых сложных и трагических образов и в фильме и в книге..

Гость
#25

Ну, тут одни дворянские отпрыски собрались, понятно, её жалко, себя на её месте видят.

А мои предки были крестьянами. Один дед был священником. Отец получил высшее образование при советской власти. Умудрился ли бы выучиться, будь царизм, трудно сказать. Так что Пестимею мне не жаль.

Гость
#26
Гость

Сообщение было удалено

Не шутите?

Так процветала, что грамотных было менее 40 %, из самых оптимистичных источников.

Вика
#27
Гость

Сообщение было удалено

А что ее жалеть? Книгу-то многие здесь читали? Пистимея то из того же БЫДЛА. Ее папашка никак не мог подняться, пока в монастырской стайке клад не нашли. Любят у нас сейчас вопить о БЕДНОТЕ-БЫДЛЕ. А кто вкалывал на тех приисках, которые у Пистимеи отобрали? А как брезгливо она смотрела на раздавленного рабочего и благосклонно на купцов, лижущих сапожки. Хозяяяяйка! А вот когда власть взяли именно ТЕ, кто РАБОТАЛИ, то Серафима ядом наполнилась. Про банду тут уже упоминали. Про девчушку сожженную в книге почитайте. и это не выдумки: почитайте хотя бы про Ленский расстрел: доведенные до отчаяния рабочие получили пули, хотя их протест был АБСОЛЮТНО мирным. Не хотелось господам убытки терпеть. только вот забыли. что русские медленно запрягают, да едут быстро.

Вика
#28
Гость

Сообщение было удалено

Мои предки тоже были зажиточными крестьянами. И при этом боролись ЗА советскую власть. Смогли потом всех детей вырастить-выучить, честно работали. А ДО революции. увы, не было у них таких возможностей. по 2 класса школы и мешки ворочай. НИКТО по царю-батюшке не плакался.

шумелКа мышь
#29

Почему-то мне не нравится этот фильм. А вот " Вечный зов" - это да!

Вика
#30

Кстати, а настоящих Пистимею и Устина, убитых клычковской бандой из-за паспортов не жаль? Или они права на жизнь не имели, ведь у них приисков не было?

Анна, историк
#31
Оса

Сообщение было удалено

Вот уж не думаю, что она бы училась...:)

Гость
#32
шумелКа мышь

Сообщение было удалено

А они похожи. И режиссёры одни. Усков и Краснопольский.

Вельяминов снимается и тут, и там. Может, ещё кто-то.

Вика
#33
Анна, историк

Сообщение было удалено

В книге ясно показано: Серафима злобилась из-за отнятой ВЛАСТИ, а не семьи потерянной. Она своих-то детей чуть не угробила.

Гость
#34
Вика

Сообщение было удалено

Персонаж, конечно, жуткий. И Завьялова, с её безумными глазами, очень удачно вписалась в эту роль.

Анна, историк
#35
Вика

Сообщение было удалено

Однажды я призадумалась: а какой она была бы матерью, не случись в ее жизни революции - и явилась реинкарнация Кабанихи. На Вассу не тянет.

Лилия долин
#36

Ну понятно, что Серафима Клычкова, дочь Аркашки Монаха, никакой аристократкой не была, она и гимназию-то не закончила - стеснялась, что ее считали "таежной хамкой". Я не могу сказать, что мне ее жалко, потому что она во всех перипетиях, выпавших на ее долю, не сломалась и не утратила своего неукротимого духа. Да, этот дух питался по большей части ненавистью, но сила характера от этого не стала меньше. Человек всю жизнь боролся, как мог, за свои убеждения. Мы можем их не разделять, но лично у меня этот персонаж вызывает уважение, в отличие, например, от Устина - человека сломанного, смятого, без всякого стержня в душе и потому противного и жалкого. Устин, кстати, чем-то сродни тому же Федору из "Вечного зова" и даже Прохору Громову из "Угрюм-реки" - скорпион, в бессилии кусающий свой хвост. А вот Пистимея не имеет аналогов, даже в том, как она фактически приносит в жертву собственных детей - не в исступленном отчаянии, а осознанно. Сильный образ, что ни говори... и большинство положительных героев на ее фоне выглядят бледно.

Гость
#37

У неё отняли ВСЁ - и прииски, и любимого человека. Она мстила и ненавидела. И детей от нелюбимого тоже.

Гость
#38

Это из книги. В фильме все упрощеннее.

Maria
#39
Мадам Грицацуева

Сообщение было удалено

Хм, прочла сей коммент, и вспомнилось одно интервью с А. Ивановым. Оно в общем все было посвящено писательскому труду. И вот в нем упомянул А. Иванов следующий эпизод о том, что часто к нему обращаются начинающие писатели с просьбой дать совет - Как писать? О чем писать7 И приводит он пример, что одному из таких начинающих он рассказал о том, что в соседнем районе в колхозе бухгалтером трудится бывший владелец всех колхозных земель и другого имущества. Начинающий на это прореагировал вопросом "Ну и что?" - и всё. А.Иванов был, по меньшей мере, удивлен такой безразличной реакцией "коллеги".

К чему я всё это? Да к тому, что настоящий талант не станет ждать "госзаказ" и, тем более, на него оглядываться. И А. Иванов умел создавать вещи, к которым ни в коем случае невозможно приклеить ярлык "конъюнктура." и которые преспокойно переживут ещё и не одну смену режима и перевороты на 180 градусов в стране России)))))))))))))

Maria
#40
Анна, историк

Сообщение было удалено

Так Васса - созидатель! А на что потратила свою жизнь Пистемея?? Что оставила после себя? Пардон муа, но одно дело оставить людям Морозовскую больницу или хотя бы коллекцию картин, а другое дело всю жизнь носиться с "деревцем" мести непонятно ради чего или кого, ну разве что ради собственного эгоизма.

Maria
#41
шумелКа мышь

Сообщение было удалено

"Вечный зов" - книга нравится больше фильма, с "Тенями..." - чуть наоборот, фильм интереснее смотрится, хотя и книга очень хороша....

Анна, историк
#42
Maria

Сообщение было удалено

Именно - и потому оставшись Серафимой, тоже прожила бы мерзкую жизнь. Уже начинала.

#43

25, 28, приятно знать, что я тут не единственный пейзанин среди кучи высокоблаародиев)

"Тени", пожалуй, это мой любимый многосерийный советский фильм. Даже Штирлиц только на втором месте.

Maria
#44
Theer

Сообщение было удалено

Штирлиц - он весь вокруг Штирлица и вертится, а "Тени" - настоящая энциклопедия жизни страны на определенном этапе. Ну, много ли среди наших родных-близких-знакомых разведчиков-нелегалов? Хм, весьма сомнительно, если и есть таковы - то только очень хорошо шифрующиеся, а вот персонажи из "Теней" - нет-нет, да и встречались и до сих пор встречаются среди нас....

Гость
#45

Я согласна с Мадам Грицацуевой. Был госзаказ или нет не суть важно. Иванов конечно мастер характера, но прекрасно понимал, что писать надо так, чтоб не придрались. И Серафима наделена исключительно негативными качествами, с тем багажом, который при советской власти клеймился (происхождение, богатство, вера).Это меня всегда раздражало в фильме. "Тени" в этом смысле более коньюнктурны, чем "Вечный зов". Хотя и в "Вечном зове" есть подобные куски. Например очень скучно все, что связано со старшим братом, революционером Антоном Савельевым, пропагандистская муть о "правильном" человеке, а его антагонист Полипов (предатель и мерзавец) без положительных черт. Зато на Федора и Ивана любо дорого смотреть, шикарный Кирьян и его жена. Вот где непростые характеры, без основы на идеологическом замесе.

Maria
#46
Гость

Сообщение было удалено

А кто придирался? Сусловские идеологи? Так им на бездарях коих при любых режимах - тьма можно было оторваться.

В конечном счете самым придирчивым судьёй остается читатель, а завладеть внимание читателя (а не только зрителя) - тут на одной идеологии не выедешь. Ну даст какому-нибудь лизоблюду, строчащему правильные характеры, власть медальку или премию, но ведь читательские симпатии от этого не зависят, талант все-таки нужен. В том-то и мастер А. Иванов, что умел так нарисовать своих героев, что они оставляли след в душе читателя. А нынешние сериалы или Духлессы только откроешь или включишь - немедленно бросить хочется, хотя вроде как никаких идеологических натяжек и нет. Безвкусно и пресно ...

Лилия долин
#47

Анатолий Иванов, как ни крути, большой мастер. Достаточно сказать, что ныне всем известные пророчества, намертво вошедшие в народное сознание как "план Даллеса" по уничтожению СССР, принадлежат перу Иванова и вложены им в уста Лахновского, откровенничавшего перед Полиповым)))))))))

Есть закономерность: отрицательные герои в литературе и кино, как правило, на порядок живее, достовернее и - как это ни парадоксально - более любимы автором, нежели положительные. У Иванова галерея злодеев такая колоритная, что каждый из них заслуживает отдельного обсуждения. Пистимея и Устин Морозовы, братья Меньшиковы, Кафтанов, Лахновский, Полипов, Федор Савельев, Вера Инютина - о каждом можно долго размышлять и горячо спорить. Есть еще категория неоднозначных персонажей - Фрол и Митька Кургановы, Иван Савельев, Кирьян и Анфиса, Яков Алейников. Они у Иванова тоже заслуживают внимания. А вот сугубо положительные герои, как, впрочем, и везде, бледные, ходульные и в общем-то неживые - Захар Большаков, Поликарп Кружилин, Антон Савельев. Не люди, а проводники линии...

Гость
#48
Гость

Сообщение было удалено

На сцене встречи безногого Кирьяна с Анфисой я плакала.

Maria
#49
Лилия долин

Сообщение было удалено

Захар Большаков - неживой? Это когда же он был неживой? Когда его Стешка-стерва драпанула к Фролу -стервятнику? Или когда ему пришлось возвращать матери мальчишку эвакуированного, которого он у себя поселил и к которому всей душой прикипел? Кто угодно неживой - только не Захар Большаков. ИМХО, несомненная удача П. Вельяминова.

Вика
#50
Лилия долин

Сообщение было удалено

Это кому как кажется. Подобных Антону людей было ОЧЕНЬ много. Они показаны и у Вересаева в "Записках" и у Рыбакова в "Детях Арбата" (Будягин, Марк и др.) . Это были их современники. А о Большакове и Кружилине Вельяминов уже в 90-е говорил:"Я играл таких коммунистов, каких встречал в жизни сам". А его не назовешь ярым приверженцем того строя, учитывая судьбу актера. И эти герои в книге выглядят не ангелами. а простыми . но очень достойными людьми. Разве их в жизни нет? Конечно, всегда были и будут.

иванов говорил, что даже о суконном комбинате нельзя писать суконным языком. А научили его этому простые журналисты местных газет, когда он только начинал свою работу.