26 апреля стало важным днем для всех российских кинематографистов, а также гостей из Румынии, Австрии, Германии, Сербии, Ирана и других стран — в столице подвели итоги 46-го Московского Международного кинофестиваля. Награды в разных категориях получили признанные мэтры профессии, а вот тех, кто только начинает свой путь в актерстве, отметили на премии «Аванс» журнала «КиноРепортер». Героями года стали Марк Эйдельштейн и Анна Пересильд, а бессменной хозяйкой вечера — главный редактор издания Мария Лемешева. В интервью Woman.ru она поделилась своими впечатлениями от итогов ММКФ и последней церемонии «Оскар», а также рассказала о самых ожидаемых фильмах года и сделала прогнозы о будущем нашего кино.
Woman.ru: Завершился 46-й Московский Международный кинофестиваль. Оправдал ли он ваши ожидания?
Мария Лемешева: Более чем! Кинофестиваль уверенно продолжил курс на поиск новых кинематографических территорий и свежих интересных лиц. В этом году он оказался не менее ярким, содержательным и интересным, чем предыдущие. Продолжает набирать обороты и фестиваль стран БРИКС, который проходит в его рамках. Неудивительно, что, несмотря на санкции, этот смотр стал рекордным по числу иностранных гостей.
За кого из лауреатов вы особенно рады?
Мария Лемешева: Всегда особенно приятно, когда жюри отмечает молодых кинематографистов. Я радуюсь за победу в конкурсе «Русские премьеры» драмы Юлии Трофимовой «Лгунья» с прошлогодней победительницей «Аванса» Лизой Ищенко в главной роли, а также призу жюри NETPAC картине Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви» с нашим уже новым лауреатом Марком Эйдельштейном. Но не менее радостно мне и за Сергея Урсуляка, получившего приз за вклад в кинематограф. На сегодняшний день это один из самых мощных российских режиссеров.
Вы упомянули вашу премию «Аванс», на которой принято отмечать наиболее перспективных представителей российского кинематографа. Что можете сказать об итогах церемонии?
Мария Лемешева: Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что наш выбор — Марк Эйдельштейн и Анна Пересильд — совершенно очевидный и оправданный. Они это заслужили! Марк поразил зрителей своей игрой и в фантастическом фильме Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед», и в военной ленте Сергея Урсуляка «Праведник». А Аня «выстрелила» с ролью Айгуль — героини с трагической судьбой. Она стала настоящей звездой, снявшись в сериале Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте».
Есть ли актеры и актрисы, которых не отметили члены жюри, но вы лично видите в них большой потенциал?
Мария Лемешева: Я, скорее, жалею о том, что есть немало актеров, которые продолжают развивать свою карьеру, но «Аванс» вручать им уже поздновато. К ним относится, например, Валентина Ляпина — героиня нашей майской обложки, спевшая на церемонии песни из фильма «Бременские музыканты», где сыграла главную роль. Да даже еще совсем юная Ева Смирнова! Ей всего 11 лет, но послужной список такой, что «открывать» ее уже странно.
Кто сегодня актриса и актер номер один?
Мария Лемешева: Сложный вопрос! По каким критериям оценивать? Популярность? Талант? И то и другое субъективно. Да и востребованность — вещь переменчивая. Еще недавно казалось, что Александр Петров буквально везде. А сейчас? Его почти не видно в больших проектах, но не думаю, что он стал от этого менее значимой фигурой в российском кинематографе. Кстати, нельзя не отметить его перформанс в роли Весельчака У в том же «Сто лет тому вперед»!
Два года назад все начали говорить, что с уходом западных компаний для российского кинематографа наступает время новых возможностей. Удалось ли использовать эти возможности?
Мария Лемешева: Безусловно! В прошлом году всего два российских фильма — «Чебурашка» и «Вызов» — собрали в прокате более миллиарда рублей. Еще один — мультфильм «Три богатыря и Пуп Земли» — стартовал перед самым Новым годом и собрал свой миллиард уже в этом. На данный момент есть уже четыре полноценных «миллиардника», вышедших на экраны в 2024 году, и еще две картины — «Летучий корабль» и «Сто лет тому вперед» — претендуют на такой же статус. Это свидетельствует и о повышении качества нашего кино, и о росте доверия зрителей и, конечно, является результатом снижения конкуренции со стороны зарубежных фильмов.
У такой ситуации есть и минусы: наши проекты теперь не могут появляться на иностранных стримингах. Например, «Эпидемию» в свое время купил Netflix, «Перевал Дятлова» — HBO Max. Из тех проектов, которые гремели в 2023 году, какие стоили того, чтобы их увидел и иностранный зритель?
Мария Лемешева: Прошлый год порадовал нас внушительным количеством ярких премьер, сложно выделить кого-то из этого списка. Хотя я уверена, что, например, «Балет» смогли бы понять и оценить во всех уголках света, тем более что Большой театр — бренд, известный и почитаемый во всем мире. Печально, что выходят десятки прекрасных сериалов, которые достойны того, чтобы их увидели за рубежом, но этого не происходит. Впрочем, у всего есть своя цена! Надеюсь, все вернется на круги своя. Кроме того, я рассчитываю, что в ближайшем будущем у нас появятся новые прокатные площадки. С каждым годом растет количество стран БРИКС, а это влияет и на отношения кинематографистов, импорт и экспорт кино.
Будущее российского кинематографа за стриминговыми сервисами?
Мария Лемешева: То, что сделали стриминги для нашей киноиндустрии, невозможно переоценить. Их появление перевернуло игру. Во-первых, произошел колоссальный рост общего количества, а вместе с тем и качества контента. Во-вторых, как следствие, стало намного больше рабочих мест для специалистов самых разных кинопрофессий, а значит, и возможностей для практики и творческого роста. Все это повлияло и на качество полнометражного кино, в котором появляется все больше новых ярких лиц — не только актеров и режиссеров, но и членов съемочных групп. За стримингами будущее, но они не вытеснят кинопрокат и телевидение. Это параллельные ниши. Всем хватит места!
А что ждет классическое телевидение?
Мария Лемешева: Как говорится, слухи о его смерти слегка преувеличены. Сколько бы ни говорили, что ТВ никто не смотрит, на деле оказывается, что лишь фильмы с широкомасштабной рекламной поддержкой на ТВ собирают внушительную кассу в кино. Это ли не показатель того, насколько телевидение продолжает влиять на умы? Да и какими бы громкими ни были те или иные картины, какими выдающимися ни были там актерские работы, самыми большими звездами в плане народной популярности были и остаются те, кто громко заявил себя в популярных телепроектах.
Полтора месяца назад в Лос-Анджелесе прошла церемония «Оскар». Как вы оцениваете ее итоги?
Мария Лемешева: Это, пожалуй, была первая со времен ковида церемония, представлявшая здоровый интерес. Академики сделали выводы из своих ошибок, постарались быть ближе к народу. Секрет успеха — в номинантах. Победили фильмы, за которые искренне болели зрители, а не артхаус, который никто толком не видел, но который не раз побеждал в последние годы. Кстати, это тот путь, по которому много лет идет премия «Золотой орел». «Оскар» наконец дошел до того, до чего мы — уже очень давно.
Какие фильмы из номинантов этого года впечатлили вас больше всего?
Мария Лемешева: Не буду оригинальной: конечно, «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — мощнейшее высказывание. Снять настолько впечатляющий и вместе с тем кассовый байопик мог только действительно выдающийся режиссер! Также я рада за успех «Американского чтива» и «Мальчика и птицы». Хаяо Миядзаки десять лет молчал, чтобы сделать очередной шедевр.
Сейчас в российском кино прослеживается тренд на экранизацию классики: «Мастер и Маргарита», «Онегин», «Преступление и наказание». С чем связан интерес продюсеров и режиссеров именно к этому материалу?
Мария Лемешева: Опыт показывает, что люди охотнее выбирают что-то знакомое. А значит, либо сиквелы, либо фильмы, основанные на известных произведениях — книгах, играх или даже песнях. Тут же не только всем известные романы, но и, безусловно, драматургия, с уровнем которой ничто не сравнится. А крепкий сценарий — основа успеха фильма.
С другой стороны, мы видим на экранах и много сказок: «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «По щучьему велению»… Куда будет двигаться наш кинематограф дальше?
Мария Лемешева: Здесь работает все тот же тренд — ставка на уже хорошо всем знакомое и любимое. Сказки вшиты в наш культурный код. И сейчас их очень много в проектах — «Волшебник Изумрудного города», «Огниво», «Сказка о царе Салтане», «Финист. Первый богатырь» и другие. Но, думаю, нас также ждет и появление тренда на фильмы, которые будут понятны, близки, а значит, и востребованы за рубежом. С героями-космополитами, как, например, тот же Майор Гром, новые приключения которого мы увидели на закрытии ММКФ.
Какие самые слабые и самые сильные ниши в современном российском кинематографе?
Мария Лемешева: У нас традиционно очень мощные драмы. Это подтверждает большое количество наград, полученных нашим кино на международных кинофестивалях до отмены. Неплохо удаются комедии, хотя юмор — это сложно, у каждого свое представление о смешном. Очевидное слабое место российского кинематографа — хорроры. В формате сериала их снимать научились, а вот в полном метре пока не очень.
Самые ожидаемые проекты 2024 года лично для вас.
Мария Лемешева: Жду давно обещанный «Декабрь» Клима Шипенко, «Огниво» Александра Войтинского, «Самую большую луну» Алексея Попогребского, «Любовь Советского Союза» Никиты Высоцкого. Из западного — дилогию «Горизонты» Кевина Костнера.
Для вас кино — это работа. А какие фильмы и сериалы вы смотрите просто ради удовольствия?
Мария Лемешева: Прежде всего, те, которые могу посмотреть вместе с дочерью. Например, «Бременских музыкантов» мы не просто смотрели с ней вместе, но и хором подпевали героям. Такое кино — настоящая связь поколений!
Фото: пресс-служба