О том, чтобы в этом году поехать в Европу, я даже не думала. Планировала в августе слетать на море в Турцию и тем самым закрыть вопрос с летним отпуском. Но уже в мае путевки в Аланию и Белек начали дорожать, как яйца к Новому году, то есть предсказуемо, но стремительно, в июне обновив исторический максимум — 130 тысяч за путевку на двоих. И это даже не за «пятерку»!
Пока туры в Анталию нещадно дорожали, доллар и евро так же нещадно дешевели, и с этой перспективы поездка в Европу стала казаться невероятно заманчивой. Посмотреть Париж и не умереть, потому что евро — 67 рублей, ох, это же еще на шопинг останется. Тем более жег карман действующий шенген. А все мы наслышаны, каких трудов теперь стоит получить новый.
Но как до Европы добраться? Все вокруг говорят, что билеты в любое туристическое направление стоят, как чугунный мост, а я раскатала воображение на самое что ни на есть туристическое, на Париж. Так-так, посмотрим. Мониторинг сайтов-агрегаторов показал, что билеты в столицу круассанов и бонжура на конец июля обойдутся в 54 тысячи рублей, при этом ночь придется еще посидеть в аэропорту Анкары. Обратно еще 43 тысячи. Итого — 97 тысяч рублей. Хм, а напомните, сколько сейчас стоит чугунный мост?
Люди на форумах тем временем делились мудростью, предлагая три варианта сэкономить. Первый — доехать на поезде до Минска, потом сесть на маршрутку до Вильнюса и оттуда уже лоукостером улететь в Европу. Второй — доехать из Санкт-Петербурга до Хельсинки на автобусе и потом уже улететь дальше. Третий — на наземном транспорте добраться до Таллина и оттуда уже пересесть на рейс до нужного направления. Все направления хороши еще и тем, что из трех этих европейских столиц летают лоукостеры, где билеты можно купить за 20-30 евро. Но тут меня ждала первая засада — рейсы из Вильнюса на даты моего отпуска были выкуплены полностью (а на что я вообще надеялась в конце июля?).
Рейс Хельсинки-Париж услужливо мигал не распроданными билетами за 7 тысяч, но и тут случилась западня — петербуржцы после открытия сухопутных границ 15 июля выкупили все билеты на автобус Санкт-Петербург — Хельсинки на месяц вперед. Надо ли уточнять, что это единственный способ сейчас добраться до Финляндии?! Значит, я еду в Таллин.
На маршрутах между РФ и Эстонией работают несколько перевозчиков — Ecolines, Baltic Shuttle, Lux Express.
А вот из Питера дорога займет всего 6 часов, а стоимость билета составляет всего 2600 рублей. А поскольку у меня в Санкт-Петербурге живет мама, я решила поберечь силы для Парижа, переночевать у нее, а на следующий день свежей и отдохнувшей уехать в Таллин из Северной столицы.
В этот же день через
Оказывается, несмотря на то, что официальный курс евро — 67 рублей, в российских банках рубли на европейскую валюту готовы обменивать только по курсу 80-81 рубль. Более того, некоторые еще берут комиссию 300-400 рублей за банковскую конвертацию. Немного даже зажмурилась от такой радости.
Обменники оказались более гуманны, там евро готовы продать по курсу 75 рублей, где я их быстро и прикупила. Память подкинула воспоминание, как в 2019 году я ездила в Апулию по курсу 80 рублей за евро и не возмущалась нисколечко: ну да, все дорожает! Зато Альберобелло посмотрю.
Итак, вооруженная евро, ваучером и билетом в 23:30 я стояла на питерском автовокзале.
Огляделась, вокруг автобуса суетятся люди в куртках Kenzo, кроссовках Prada, в соломенных шляпах и с чемоданами Mandarina Duck. Благосостояние народа, однако, растет. Оказалось, что все они мои соседи и все таким нескучным путем едут в Европу. Кто-то летит до Лиссабона, кто-то направляется в Венецию, в Марбелью, а кто-то из Таллина полетит сначала в Хельсинки, потому что тоже не успел купить прямой финский билет.
Водитель при входе сурово спрашивает:
— У вас какой паспорт?
— А какой надо? Есть российский и загран.
— Все пригодятся!
Моей соседкой оказалась 84-летняя жительница Таллина Элина, которая объяснила, что про паспорта водитель интересовался не потому, что вежливый. На эстонской границе тщательно проверяют людей с украинскими паспортами.
— В прошлый раз, а я ехала неделю назад, мы стояли на границе 5 часов!
Н-да, хорошо, что я взяла следующий рейс с запасом времени. И, если вы тоже соберетесь, закладываете время на пересадку не менее 10 часов. Время отпускное, на всех границах просто не справляются с потоком пассажиров, отсюда опоздание автобусов и очереди.
Кроме того, заранее позаботьтесь о всех деталях, которые завязаны на интернете. Билеты лучше распечатать, медицинскую страховку сделать и тоже распечатать, закачать Google Maps, чтобы работали и офлайн,
Так вот, уже в Нарве у меня пропал интернет, и, когда на эстонском паспортном контроле меня попросили показать билеты дальше, электронная почта просто не открылась. У моей соседки по очереди сотрудники таможни настоятельно требовали медстраховку, хотя она не входит в список обязательных документов при прохождении границы. Просто к этому надо быть готовым!
Российскую границу мы прошли довольно быстро, всего за час, кроме нас, других рейсов на таможне не было. Как, впрочем, и частного автотранспорта.
А вот на эстонской — пришлось подождать. Процедура такая: вы вместе со всеми вещами выходите из автобуса и идете проходить контроль. Допрашивают на границе тщательно: куда едете, какая цель, сколько валюты везете с собой, у тех, у кого нет обратных билетов, просят назвать точное время пребывания в стране.
У меня даже поинтересовались, почему в моем паспорте так много виз и штампов.
— Я просто люблю путешествовать! — пожала я плечами.
Самое утомительное — ждать, когда подъедет автобус, когда контроль уже пройден. Наше ожидание заняло около 2,5 часов. Когда только открыли границу две недели назад, пассажиры могли ждать и по семь.
— Зато не за сто тысяч рублей билет! — обнял рядом мужчина в соломенной шляпе уставшую жену. — Зато вечером будем гулять по Римини.
Поскольку заняться ночью на таможне без интернета совершенно нечем, я прикинула, сколько я сэкономила на билетах:
Билет Москва — СПБ — 3200 рублей;
Билет СПБ — Хельсинки — 2600 рублей;
Билет Таллин — Париж лоукостером Ryanair — 11700 рублей.
Итого: 22100 рублей. Учитывая, что рейс на самолет в одну сторону стоил 54 тысячи рублей, чистая экономия составила 32 тысячи рублей. Рейс обратно получился чуть дороже, в общей сложности 29 тысяч рублей. Получается, моя общая выгода — больше 50 тысяч рублей. Стоит ли это тех неудобств и дискомфорта, который связан с таким тяжелым маршрутом? Тут уж каждый выбирает для себя.
Ловите промокод на скидку 10% на
YT-ADM-96970398
Фото: Ксения Алексеева, Shutterstock/Fotodom.ru