В наши дни самолет считается не только самым быстрым, но и наиболее безопасным видом транспорта. Неудивительно, что сегодня он пользуется таким большим спросом среди путешественников. В прошлом столетии все было совсем иначе и далеко не каждый мог себе позволить строить маршруты через небо.
На заре авиации самолеты выглядели не так, какими мы привыкли видеть их сегодня. Они были более длинными и узкими, а пассажирские сидения представляли собой обыкновенные кресла и стулья, которые располагались сразу за местами пилотов — никаких перегородок. К слову, ремни безопасности также отсутствовали. Зато с 1949 года на борту американского авиалайнера Boeing 377 Stratocruiser начали размешать полноценные спальные места. Сплошной комфорт да и только!
Что касается классов обслуживания, то примерно до 1950-1960-х разделения на бизнес и эконом не существовало. Тогда все воздушные перевозки осуществлялись первым классом. Само собой, позволить себе «воздушное путешествие» могли далеко не все — стоимость билетов была достаточно высокой. Именно поэтому, глядя на снимки прошлых лет, не стоит удивляться тому, что в самолетах многие выглядят слишком нарядно. Мужчины и женщины ступали на борт едва ли не в вечерних образах, поскольку появиться в салоне в чем-то обычном было неприемлемо.
Впрочем, не менее роскошной была и окружающая обстановка. Например, все блюда и напитки пассажирам разносили в фарфоровой и хрустальной посуде. Каждому предлагали алкоголь в неограниченных количествах, бутерброды с икрой и сливочным маслом, а также обед, который нередко состоял из пяти или даже шести блюд. От таких лакомств никто не отказывался, поскольку знал меру. Дебоши практически не случались.
Помимо бара и роскошной кухни, каждый путешественник мог позволить себе закурить прямо в кресле. И самое интересное, что практически никто этому не возражал, поскольку в те годы мало задумывались о вреде пассивного курения.
Но без минусов все же не обходилось. Так, например, путешествие на самолете занимало огромное количество времени. В 1938 году перелет из Лондона в Брисбен укладывался в 11 дней! Маршрут предполагал около 20 остановок.
Что касается экипажа, то к нему предъявляли не меньше требований, чем сегодня. Например, все стюардессы должны были обладать модельной внешностью, весом от 49 до 60 кг, возрастом от 21 года до 27 лет и статусом свободной женщины. Помимо этого, каждая кандидатка должна была иметь манеры представительницы высшего общества, навыки домработницы, официантки и даже медсестры.
Каждая из потенциальных стюардесс проходила строгий отбор. На собеседовании всех девушек просили перевести текст с французского языка на английский и продефилировать по комнате, чтобы оценить осанку и походку. Те, кому удавалось зарекомендовать себя, незамедлительно приступали к обучению в авиакомпании. Будущим бортпроводницам полагалось на зубок выучить этикет и национальные традиции разных стран, а также подтянуть навыки по географии.
А как обстояли дела в советской авиации? Многие начнут парировать, что никакого первого класса в те годы не существовало. На самом деле он был — и такой же единый. Впервые «оплот роскоши в воздушных перевозках» был спроектирован ТУ-104 и начал активно эксплуатироваться в 1956 году. Только вся роскошь и излишества там минимизировались, за счет чего увеличивалось количество посадочных мест. Таким образом, единственным намеком на «атмосферу шика» была возможность занять место в первом ряду, где расстояние между креслами было немного больше. Вот и весь комфорт! Плотных обедов, красной икры и шампанского не предлагали, зато разрешали курить.
Немного иначе обстояла ситуация на зарубежных рейсах. В этом случае авиакомпания старалась соответствовать своим заграничным коллегам и предлагать больше удобств для пассажиров. Полноценные спальные купе класса люкс на трех человек, где в обязательном порядке выдают подушки и одеяло, были настоящим прорывом для ТУ-114, который впервые ввел эту практику. Что до пассажиров, то они были под огромным впечатлением.
С развитием авиасообщения увеличивался и уровень комфорта. Так, в 1968 году состоялся первый рейс Москва-Монреаль-Нью-Йорк на ИЛ-62, где туристов первого класса угощали черной икрой с лимоном, мурманским палтусом, водкой и коньяком, а эконом-класс кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой и песочными пирожными-колечками в качестве десерта. Все кулинарные шедевры готовили прямо на борту в полностью оборудованной кухне.
Меню для самолета Ту-104, к слову, лично разрабатывала супруга известного авиаконструктора Андрея Туполева.
Само собой, такие поездки были не из дешевых. При средней зарплате в 125 рублей билет на рейс Москва-Токио первым классом обходился в 1658 рублей.
Фото: Legion-Media.ru, Getty Images