В чем разница между трудоголиками из 1990-х и теми, кто сейчас составляет элиту общества, бизнесменов, появившихся в 2000-х? Посмотрим на это с точки зрения бизнес-психологии.
Бизнес-коуч и клинический психолог Полина Большакова рассказала, как установки родителей и особенности воспитания могут повлиять на доход на примере теории поколений.
Бизнес-психолог
Почему трудоголики 1990-х так и не стали миллионерами?
Психологи и социологи доказали: на наше будущее влияют все события, которые происходят в детстве и подростковом возрасте, даже если они случаются не лично с нами, а мы их наблюдаем со стороны. Это касается и семьи, и событий в обществе.
На людей из 1990-х значительно повлияли их родители, жившие в военное и послевоенное время. Вспомните установки, которые существовали тогда (может, кстати, и в вашей голове они есть): «терпение и труд все перетрут», «без труда не вытащить рыбку из пруда», «труд человека кормит, а лень портит». В тяжелый период страна вернулась к жизни только благодаря труду. Люди, жившие в то время, буквально обменивали свои личные ресурсы (время, усилия) на третий ресурс — деньги. Чем больше работаешь — тем больше шанс выжить. Обратите внимание — выжить, а не жить так, как хочется, и ставить перед собой какие-то «расслабленные» цели типа: повидать мир, заработать на лучшую версию того, что у меня уже есть.
Ученые провели исследование и выяснили, что целых 5 поколений людей показали один и тот же результат: чем беднее была их семья, чем больше приходилось работать на износ и выживать, и, как следствие, не думать о воспитании и моральных ценностях, тем хуже складывалась их жизнь и тем меньшего успеха они добивались.
Похоже на наше послевоенное поколение? Конечно. Именно поэтому в 1990-е процветало поколение трудоголиков, людей, которые не искали каких-то бизнес-идей, а старались выжить по той схеме, которая им досталась от родителей. В то же время, у этих людей не было привычки отдыхать, потому что конкурентные и непредсказуемые 1990-е быстро научили: на том свете отоспимся. Нужно было успевать и брать от жизни все. Поэтому такие люди быстро выгорали, так как не понимали, что такое отдых. Тест «диваном» — просто полежать 15 минут и ничего не делать — они никогда бы не прошли.
Итог: иллюзия, что много работать — много зарабатывать и жить лучше. Неумение делегировать, хронический трудоголизм, быстрое выгорание, консерватизм больше всего присущи таким людям. И эти качества очень редко сочетались в одном человеке с хорошим доходом и умением зарабатывать и расти финансово и лично.
А что с миллионерами из 2000-х?
Это дети трудоголиков 1990-х, родившиеся в период 1980-х годов, которые получили от своих родителей те же установки. Но они застали в своем детстве и юности крах системы и поняли — советское прошлое им точно не поможет. Их родители жили плохо, и им не хотелось повторять такой путь.
Они выросли более эгоистичными, «наше» заменилось на «мое». Они поняли, что карьера, деньги и рост благосостояния — это хорошо. Плюс рынок изменился, появилось многое, чего не было у их родителей. И ценности поколения X позволили им перейти из трудоголиков в миллионеры.
Многие семьи во времена перестройки не могли похвастаться достатком, и дети быстро усвоили: хочешь выжить — будь смелым, умей рисковать, проявляй инициативу. Они стали эгоистами. Но при этом научились справляться со сложностями в одиночку и рассчитывать только на себя.
Правда, при этом никуда не делось неумение отдыхать, выгорание и страх делегирования. «Я сам добился успеха — поэтому только я смогу справиться лучше всех» — с этой установкой чаще всего сталкиваются коучи и бизнес-психологи при работе с успешными, но смертельно уставшими миллионерами из 2000-х.
Как поможет бизнес-психолог?
В отличие от бизнес-обучения, куда люди идут за инструментами, которые они могут применить в своем деле, так называемыми hard skills, в трансформационные программы приходят за прокачиванием soft skills — ментальных навыков. На первых порах они важнее: 80% успеха лежит именно в понимании, как настроить свое мышление на успешное использование инструментов. Как и в любом деле, важно не то, что за инструмент у вас есть, а как вы его применяете. Самая крутая дрель может быть бесполезна, если вы боитесь сверлить дырку в стене.
Людьми руководят установки и определения: что такое успех, счастье, любовь, как выглядит хороший бизнесмен, что нужно сделать, чтобы разбогатеть и удержать успех. Большая часть людей не доходит до желаемой точки Б из-за ограничивающих установок, страхов и ложных убеждений.
Сравните установки трудоголиков из 1990-х и миллионеров из 2000-х. Одни верили что труд = деньги, другие, что возможности = успех. Бизнес-психолог научит найти и правильно встроить успешные установки в жизнь и перестроить мышление так, чтобы видеть новые возможности и расти лично и финансово без искусственных ограничений.
Фото: Getty Images, Козюля Евгений/ТАСС, Зинин Владимир/ТАСС