Памела Андерсон и Ким Кардашьян

Памела Андерсон и Ким Кардашьян

Считается, что в кризисные моменты человеку принято впадать в «анабиоз»: экономить силы, экономить нервы, экономить деньги — из-за страха, что тот самый «черный день» может оказаться не за горами. Именно такое явление мы наблюдали, когда на мир обрушилась пандемия, однако с последним пунктом тогда вышла промашка. Еще весной 2020-го, понимая, что впереди маячит только тотальная неопределенность, многие избрали главным жизненным принципом установку «когда, если не сейчас». И поскольку спускать деньги на путешествия, ужины в ресторанах и иные дорогостоящие развлечения стало невозможно, они поддались другому искушению — шопингу, не ведающему границ.

Как мир (и даже Ким Кардашьян) учится считать деньги? Все о тренде на громкую экономию

С полок магазинов резко пропали не только антисептики и гречка, но и другие предметы далеко не первой необходимости. Одни тратили деньги на технику и мебель (раз выйти за пределы квартиры все равно было невозможно), другие — на косметику, третьи — на одежду. Так 2020-й стал годом не только коронавируса, но и перепотребления и самых стильных планерок в Zoom. Перья, стразы, красная помада — а как еще обсуждать рабочие планы на неделю?

Впрочем, этот тренд долго не продержался и плавно перетек в другую крайность. Когда стало понятно, что сидеть дома придется долго, все переоделись в пижамы и треники. Хрупкое равновесие установилось лишь летом 2023-го, когда в мире начала царить эстетика quiet luxury («тихой роскоши»). Ровно год назад все модницы облачились в бежевое и забыли о логомании, однако увлечение quiet luxury для многих все равно обернулось серьезными финансовыми потерями. Обновление гардероба оказалось делом затратным, а сам тренд — слишком мимолетным.

Как мир (и даже Ким Кардашьян) учится считать деньги? Все о тренде на громкую экономию

За последние месяцы ситуация в мире стала еще более напряженной, и многие опять вернулись к понимаю того, что зыбкое ощущение безопасности и уверенности в завтрашнем дне может подарить лишь финансовая подушка. «Мне это не по карману», «Я могу это себе позволить, но не хочу тратиться», — именно эти фразы стали маркерами нового времени и нового тренда на loud budgeting.

С английского loud budgeting переводится как «громкая» (или демонстративная) экономия. Это движение призывает нас взять свои траты под контроль — экономить не тайно, а с гордостью сейчас учится даже Ким Кардашьян!

Мода

Одним из главных модных событий первой половины 2024 года стал показ новой кутюрной коллекции Джона Гальяно для Maison Margiela — ее назвали гимном театральности и женственности. Критики после шоу наперебой писали о том, что именно так должна выглядеть высокая мода, а пользователи Сети восхищались талантом скандального дизайнера, но отмечали — в реальной жизни носить корсетные платья и полупрозрачные накидки будут далеко не все.

Это подтверждают и последние исследования: эксперты говорят, что как люксовые, так и бюджетные бренды стремятся к утилитарности и производят те вещи, которые понравятся большинству. Их продать гораздо легче, чем вещи сложного кроя и с необычным дизайном.

Maison Margiela Couture, Spring 2024

Maison Margiela Couture, Spring 2024

Maison Margiela Couture, Spring 2024

Maison Margiela Couture, Spring 2024

Еще 25 лет назад все было совершенно иначе, и чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть пару серий «Секса в большом городе». Кэрри там не носит практически ничего, кроме коктейльных платьев и каблуков — даже если просто идет выпить кофе с подружками. А вот в новых сезонах And Just Like That героиня Сары Джессики Паркер появляется даже в спортивных штанах и прекрасно иллюстрирует еще один тезис: чем более нестабильные наступают времена, тем к большей простоте стремятся люди. Другими словами — переживать зомби-апокалипсис мы будем в джинсах, а не мини юбках с пайетками.

Сегодня многие люди уже не видят смысла в том, чтобы покупать дорогую одежду просто для того, чтобы кому-то что-то доказать. Более того, популярным становится шерить гардеробы, то есть делить их с кем-то. Так часто поступают пары, которые покупают футболки, свитера и свитшоты с расчетом на то, что носить их будут двое. Как говорится, все мое — твое.

Звезды

«Громко» экономят сейчас не только простые смертные, но и звезды. Например, еще в 2022 году Кейт Бланшетт заявила, что больше не хочет покупать новые платья и будет появляться на красных дорожках в тех, что уже есть в ее коллекции.

Кейт Бланшетт

Кейт Бланшетт

Минимализм полюбила и Памела Андерсон. После смерти своей бессменной визажистки актриса заявила, что больше не хочет краситься, и поставила условие — на всех мероприятиях и на фотосессиях она приемлет только минимальное количество макияжа. Основной идеей спасательницы Малибу было то, что сидеть по три часа перед зеркалом ради пары фото — бессмысленная трата времени. Да и стоят услуги топовых голливудских визажистов немалых денег — потратить их можно на что-то более полезное.

Памела Андерсон

Памела Андерсон

Памела Андерсон

Памела Андерсон

Экономят селебрити не только на себе, но и на своих бизнесах, и что парадоксально — это позволяет зарабатывать им еще больше. Впрочем, не спешат расставаться с деньгами звезды скорее просто из-за популярности самого тренда, а не из-за того, что боятся бедности.

Например, еще недавно для того, чтобы сделать один рекламный пост в соцсети, знаменитости нанимали целые продакшн-команды. Сейчас для того, чтобы отработать контракт с Balenciaga, Ким Кардашьян достаточно просто невзначай выйти из машины с их сумкой в руках. Или в ботфортах марки сводить дочку в парк аттракционов.

Ким Кардашьян

Ким Кардашьян

Такой подход действительно имеет куда больше шансов на успех. Люди больше не хотят смотреть на то, как Кайли Дженнер красит губы блеском собственной марки, восседая с идеальным макияжем на искусственном облаке, которое для нее соорудили в студии. То ли дело Хейли Бибер: ей для того, чтобы заработать очередной миллион, достаточно сделать утром селфи и продемонстрировать всем свою сияющую кожу. Тонеры и умывалки с ее сайта после этого разлетаются мгновенно.

Кайли Дженнер

Кайли Дженнер

Хейли Бибер

Хейли Бибер

«Социальные сети больше не место, где можно проявить творческий подход: все удачные ракурсы давно просчитаны. Люди просто хотят снова сделать какие-то вещи более личными», — говорит создатель консалтинговой компании по прогнозированию трендов Шон Монаган.

В 2024 году к тренду на loud budgeting присоединился и Канье Уэст. Для того, чтобы прорекламировать новую коллекцию своего бренда Yeezy, он за 7 млн долларов выкупил один из слотов регионального эфира в финале Супербоула, но на самом ролике сэкономил — записал его на фронтальную камеру телефона, пока ехал в машине.

«Привет всем, это Йе, и это моя реклама. Мы потратили все деньги на рекламный слот. Из-за этого на саму рекламу мы не потратили ничего. Но идея в том, что я хочу, чтобы ты зашел на yeezy.com. Я напишу адрес внизу, у меня там есть кое-какая обувь и… Это все», — лаконично заявил рэпер.

Кроссовок из новой коллекции он тогда продал на 20 млн.

Канье Уэст

Канье Уэст

Канье Уэст

Канье Уэст

В том, как в громкую экономию играют звезды, есть и подвох. Селебрити стараются сокращать личные команды, но все же не отказываются от них совсем. Той же Хейли Бибер продавать косметику помогают грамотные (и очень дорогие!) маркетологи, а Кейт Бланшетт нет-нет, но заглядывает в бутики вместе со стилистами. Звезды стремятся к простоте, чаще носят масс-маркет и отказываются от бриллиантов, но не потому, что копейка рубль бережет, а потому что так им проще достучаться до основной аудитории. Одно дело покупать бюджетные БАДы у блогерши, с головы до ног обвешанной Cartier, а другое дело у той, что приобрела сережки в ближайшем H&M и не стесняется этого.

Сара Джессика Паркер

Сара Джессика Паркер на съемках And Just Like That

В нулевых кататься на спортивных машинах, тратить на одежду и аксессуары сотни тысяч долларов и жить в роскошных домах тоже могли не все, но звездам (например, иконе гламура Пэрис Хилтон) не было за это стыдно. Теперь же эксперты говорят о другой закономерности: демонстративное потребление умерло вовсе не потому, что у верхней прослойки общества стало меньше денег, а просто потому что маркетологи осознали — надо учитывать возможности большинства.

Лайфстайл

Тяга к демонстративной экономии, которая была объявлена глобальным трендом Pinterest в прогнозе на 2024 год, объясняется текущей экономической ситуацией. Однако надеяться на то, что на смену тяжелым временам придут более беспечные, не стоит. Экономисты прогнозируют: в ближайшем будущем нас могут ждать еще более глобальные кризисы, поэтому если вы еще не начали осваивать loud budgeting — пора к нему присмотреться.

Как мир (и даже Ким Кардашьян) учится считать деньги? Все о тренде на громкую экономию

Однако важно помнить, что главный принцип этого тренда заключается вовсе не в том, чтобы экономить каждую копейку — нужно просто внимательно отслеживать, чего хочется вам самим, а что вам навязывает общество. Чашка капучино утром — не бездумная трата, если она делает вас счастливее. А вот стирающие ноги в кровь туфли, купленные за десятки тысяч по совету не самого авторитетного фэшн-инфлюенсера, можно заменить на модель из Mango.

Тренд на loud budgeting взял начало в моде, но распространился и на другие сферы жизни. Люди охотно рассказывают в социальных сетях, как ведут дневники трат, делятся лайфхаками и учат подписчиков экономить. Большой популярностью пользуются аккаунты с промокодами и актуальными акциями магазинов, а в торговых центрах больше никто не стесняется с интересом смотреть на желтые ценники.

Как мир (и даже Ким Кардашьян) учится считать деньги? Все о тренде на громкую экономию

Девушки хвастаются в соцсетях джинсами за 800 рублей, больше не спускают все деньги на туфли, а интересуются выгодными вкладами в банках. При этом копить можно не только на ипотеку, но и на Birkin, главное, покупать ее из искренней любви, а не потому, что сумка уже есть у «всех» и им хочется соответствовать.

Фото: Shutterstock/FOTODOM, Legion Media, соцсети