13 июня в Москве пройдет XI Премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), ведущими которой будут актеры Гоша Куценко и Елизавета Базыкина, а также Анна Снаткина и Виктор Васильев. Лидером по количеству номинаций в этом году стала криминальная драма «Слово пацана. Кровь на асфальте» — проект представлен в 15 категориях, а комедийный сериал «Волшебный участок» и драма «Балет» претендуют на победу в девяти номинациях.
Впрочем, на Премии АПКиТ по традиции не только чествуют победителей, но и много говорят о российской киноиндустрии в целом. О том, в каком направлении она развивается прямо сейчас, что интересно зрителям, и о главных проектах последнего времени нам в преддверии церемонии рассказали продюсеры Нелли Яралова («Убить Риту», «Без правил», «Казанова»), Инесса Юрченко («Невский», «Шеф», «Первый отдел», «Наш спецназ») и Анастасия Шипулина («Любопытная Варвара», «Эффект домино», «Я знаю твои секреты»).
Woman.ru: В 2022 году российское кино оказалось отрезано от остального мира. В каком направлении оно развивается сейчас?
Инесса Юрченко: «Отрезано от остального мира» — это преувеличение. Если говорить о совместном производстве и дальнейшем продвижении проектов с другими странами, то направление, как и в целом во всех отраслях экономики, поменялось с западного на восточное. Что касается внутреннего развития российской киноиндустрии, то оно динамично во всех форматах. Мы видим, что наша сериальная продукция в настоящее время может конкурировать с зарубежной, а в чем-то даже быть лучше. Сегодня российскому зрителю есть из чего выбрать. И хочу отметить, что «народность» сериала совсем необязательно определяется его бюджетом. Зачастую дорогие проекты, пользующиеся популярностью в онлайн-кинотеатрах, не работают на телеканалах, а малобюджетные — и там, и там смотрит вся страна.
Анастасия Шипулина: Я считаю, что для российского кино это время стало серьезным толчком к развитию. Иностранный контент оказался недоступен, и все усилия были направлены на российский рынок. В производство стали вкладывать большие деньги, стали снимать очень сложные и смелые проекты. Мы перестали соревноваться с Голливудом, мы теперь сами себе Голливуд. Появились платформы, которые производят все больше оригинальных фильмов и сериалов, причем их количество с каждым годом только увеличивается. И все эти усилия окупились: зрители поддержали российское кино. Так что, считаю, российскому кино происходящее пошло только на пользу.
Нелли Яралова: Если мы говорим в контексте большого зрительского кино, то оно фокусируется на своих задачах и целях — лучше и точнее пытается слышать аудиторию. Наращивает объемы и занимает существенную долю рынка. В свое время это произошло с сериалами, когда иностранные проекты ушли из телеэфира.
«Папины дочки. Новые», «Букины», «Универ. 13 лет спустя» — с чем связано то, что в российской киноиндустрии наступила эпоха ностальгии?
Анастасия Шипулина: Не думаю, что вопрос только в ностальгии. Объем контента вырос, а одними оригинальными фильмами и сериалами рынок было не насытить. Это все-таки штучный товар, нельзя снять в год тысячу знаковых проектов. Поэтому продюсеры стали искать возможности заинтересовать зрителя по-другому. И решили: почему бы не развить истории, которые уже имели успех у зрителя, не снять их заново? Ведь «Папины дочки» чем хороши? Тем, что пересказаны современным языком для нового зрителя. Старая история на новый лад объединила поколения: у старшего вызвала ностальгию, а младшие заинтересовались, чем жили родители, когда были в их возрасте. Мой сын, к примеру, очень любит смотреть старые советские мультики. Спрашивает меня: «Ты тоже это смотрела?» И я говорю: «Конечно, я на этом выросла».
Нелли Яралова: Это не про ностальгию, а про доброе, родное, к чему у зрителей годами вырабатывается привычка. И это происходит не только в нашей стране. В США также делают ремейки либо продолжения мировых хитов, например «Секс в большом городе». Сейчас в целом идет дискуссия про старые сериалы и новые «ориджиналс», потому что люди даже на платформах с большим удовольствием смотрят старые сериалы. Это нормально. По сути, это ничем не отличается от длинных сериалов, которые как в России, так и во всем мире идут по 25–30 лет.
С какими проектами интереснее работать продюсеру: с продолжениями знакомых всем историй или с чем-то еще никому не известным?
Инесса Юрченко: Кинокомпания «Триикс Медиа» единственная в России производит такое количество длинных франшиз. Это сериалы «Литейный», «Невский», «Шеф», «Чужой район», «Условный мент», «Великолепная пятерка», «Наш спецназ», «Крепкие орешки» и многие другие. То есть мы специалисты по созданию многосерийных картин, состоящих из нескольких сезонов. Да, нам это удается. В то же время лично мне интереснее работать с новыми проектами. И для меня имеет важное значение, когда заказчики хотят придумывать идеи вместе. В этом отношении мне безумно интересно создавать проекты с Пятым каналом, с его мощной творческой командой. Очень вдохновляюсь работой с креативными коллегами из «Газпром-Медиа Холдинга», которые всегда готовы вместе генерировать новые идеи.
Анастасия Шипулина: Интересно и то, и другое. Но, конечно, новые истории — это очень здорово. Открыть новый мир, придумать что-то новое… Но и продолжать знакомые, любимые проекты классно! Продюсерский успех ведь и состоит в том, чтобы история продолжалась как можно дольше. Если получается завоевать любовь зрителей, если они хотят продолжения — это награда для продюсера.
Нелли Яралова: Если у тебя как у продюсера есть проект, который телеканал или платформа продлевает на новые сезоны, — значит, ты молодец, ты успешный продюсер, и, конечно, это круто, значимо и приятно. С новыми же проектами — это азарт, все новое всегда будоражит, мотивирует: ты вместе с командой создаешь какую-то новую классную историю для аудитории, стоишь у истоков новых идей и реализации, конечно, это очень вдохновляет.
Чего хочет современный российский зритель?
Инесса Юрченко: Зритель во все времена был разным. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому востребованы все жанры. Но приоритет в любом случае остается за детективами. И мы это видим из исследований компании Mediascope, «Индекса Кинопоиск Pro», а также Всероссийского центра изучения общественного мнения. Согласно их данным, франшизы остросюжетных детективов кинокомпании «Триикс Медиа» входят в топ-10 самых популярных сериалов у россиян.
Анастасия Шипулина: То, чего хочет зритель, напрямую зависит от конкретного момента, в котором он находится. Сегодня он хочет плакать, завтра — смеяться. Правильней говорить не о каком-то конкретном жанре, а о качестве истории. А в каком она жанре — это второстепенно. Зрителя ведь не обманешь: если история интересная, искренне рассказанная, ее будут смотреть.
Нелли Яралова: Зритель хочет не напрягаться, как мне кажется. Думаю, что сейчас в целом не время тяжелых темных историй, и неважно, современные они или исторические. С другой стороны, хорошо написанная и круто реализованная история в любом жанре работает всегда, главное, чтобы это было интересно сделано.
С чем можно сравнить работу продюсера на этапе создания нового фильма или сериала?
Инесса Юрченко: С человеком, открывающим ящик Пандоры. Ты никогда не знаешь, что тебя ожидает на любом этапе создания фильма или сериала. Возможно и хорошее, и плохое. Плюс ко всему никогда не знаешь конечный результат. Да, профессионально он от тебя зависит, но есть еще самый главный момент — любовь зрителя, которую очень трудно предугадать. Конечно, на нее можно попытаться повлиять через маркетинговые ходы.
Например, когда посредственный сериал красиво упаковывают за счет серьезных вложений в рекламу, сквозящую отовсюду. Все это научились делать в России не хуже, чем за рубежом. Но все это недолговечно. То есть при наличии соответствующего финансирования можно устроить информационный шум или хайп, вызвав сиюминутный интерес у зрителей. А дальше, как ни старайся искусственно поддерживать ажиотаж, их уже не обманешь. Практика показывает, что зрительское признание хороших сериалов подтверждают только франшизы.
Анастасия Шипулина: В метафорическом смысле — это как рождение нового дитя. В более приземленном — как стартап. Новый проект — всегда что-то интересное, необычное и особенное. То, что зажигает в продюсере искру, интерес, вызывает желание донести это до зрителя. Это новый мир, и ты в нем первооткрыватель.
Нелли Яралова: Я дирижер по первому образованию, и глобально ничего не изменилось! Ты координируешь множество различных процессов, чаще сам являешься инициатором и креатором многих из них. У тебя есть команда, но глобально ты планируешь, управляешь и несешь ответственность как за творческое видение, так и за финансы и стратегическое мышление. Это касается как отдельных проектов, так и в целом компании.
Долгое время продюсирование считалось мужским делом. Тяжело женщине пробиваться в киноиндустрии?
Инесса Юрченко: Нет, не тяжело. Нужно просто оставаться женщиной в мире мужчин. Главное, чтобы был ум и умение играть в шахматы.
Анастасия Шипулина: Лично мне ни разу не отказывали только потому, что я не мужчина. Мне кажется, нет разницы, какого пола продюсер. Если ты человек интересный, энергичный, готовый к тяжелой работе и способный зажечь других — все получится! Продюсер живет своими проектами, пропускает их через себя. Вообще, в киноиндустрии все больше женщин: операторов, режиссеров, даже осветителей. Успех в продюсировании не вопрос гендерной принадлежности, это вопрос любви к профессии. Буквально: вижу цель, в себя верю, иду вперед! Так что «нет возможности прорваться женщине» — это не про киноиндустрию.
Нелли Яралова: Если говорить в целом, то во многих индустриях безусловное преобладание мужчин, и это нормально. Я сама долгое время избегала работы, например, с женщинами-режиссерами и только пару лет назад открыла для себя несколько интересных, талантливых женщин. Возможно, в нашей индустрии очень сильный количественный перекос в сторону мужчин-продюсеров, но в то же время никто не ставит никаких заслонок женщинам. Для меня продюсер в первую очередь предприниматель, возможно, поэтому наш круг более узок, особенно продюсеров, которые совершенно самостоятельно ведут бизнес, не входят в холдинги, не являются частью какой-то системы.
Продюсер — это человек, разносторонне занятый в проекте. Что дается сложнее всего, а что кажется наиболее интересным?
Инесса Юрченко: Для меня в профессии продюсера довольно сложной является техническая составляющая. Поэтому у кинокомпании «Триикс Медиа» два сооснователя — я и мой партнер Сергей Щеглов, который знает все тонкости и нюансы, связанные с оборудованием и техникой. А наиболее интересным мне кажется кастинг. То есть самое интересное — это творить чудеса, когда ты берешь неизвестного актера и делаешь из него звезду. Представьте, вот он играет на сцене регионального театра, а вот он в одну секунду становится известным на всю страну, потому что ты как продюсер в него поверил и дал ему шанс проявить себя.
Анастасия Шипулина: Все не просто, но все очень интересно. Не могу выделить конкретный этап, который нравится больше других. Наверное, самое сложное — придумать идею. Если ты загораешься ею, если есть интерес и желание ее развивать, становится проще искать единомышленников, собирать команду, реализовывать проект. Главное — искра.
Нелли Яралова: Могу сказать о себе — я не полевой продюсер. Мне нравится с командой находить крутые идеи, придумывать, кто поможет нам качественно и талантливо реализовать их. Но глобально я за бизнес-процессы, меня никогда особо не мотивировало стремление оказаться победителем какого-то авторского фестиваля.
3 лучших фильма, снятых в России за последний год.
Инесса Юрченко: Есть коммерчески успешные проекты, но я пока не могу назвать ни одного фильма из снятых и вышедших в широкий кинопрокат за последний год, который бы меня впечатлил.
Анастасия Шипулина: «Вызов» — уникальный проект! Вот как раз пример того, что, если загореться, можно реализовать самое нереальное. Казалось бы, кино в космосе! Утопия же! Но все получилось. Потому что в кино нет ничего невозможного. «Чебурашка» — идеальный пример семейного кино. В нем все как в старом советском фильме, только на новый, современный лад. Мы ходили на него вместе с сыном, и оба в восторге.
Лично для меня важен наш фильм «Расправляя крылья». Я всегда очень хотела снять кино про женщину на войне, подчеркнуть роль женщин в Великой Отечественной войне и тот неоценимый вклад, который они внесли в Победу. У этого фильма женщина-режиссер Ольга Музалева, женщина-продюсер и все главные героини — тоже женщины.
Нелли Яралова: «Вызов», «Кентавр», «Мастер и Маргарита», «Сто лет тому вперед».
3 лучших сериала, снятых в России за последний год.
Инесса Юрченко: Это, конечно, остросюжетный детектив «Невский». К слову, в марте 2023 года пятый сезон сериала получил награду за лучший многосерийный телефильм (более 24 эпизодов) на Х Премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), там же команде «Триикс Медиа» был вручен специальный приз «За проявленный героизм при создании фильмов в горячих точках». Для меня на сегодняшний момент Премия АПКиТ — самая честная и реальная премия в нашей киноиндустрии. Тут нет клановости, тут никто никого не лоббирует: все продюсеры голосуют тайно, и никто не знает, кто за кого проголосует, а потом результат просто суммируется по цифрам. Судейство объективное. Никаких сомнений. Также считаю лучшими сериалами, снятыми за последний год в нашей стране, «Убить Риту» и «Пилигрим».
Анастасия Шипулина: Среди сериалов отмечу «Золотое дно» — суперсериал! Нереальная картинка, потрясающее все: сюжет, актерская игра, даже интерьеры. Нет «эстетики грязных ногтей» — все очень красиво. И невероятно захватывающе. Очень понравились «Беспринципные» — дерзкие, откровенные и очень правдивые. Бывает, что сценарист пишет о том, чего не знает. Так что он додумывает, фантазирует… Но здесь абсолютно другой случай: автор отлично понимает, о чем рассказывает. Все очень узнаваемо!
Хочу отметить и наш проект — «Эффект домино». Мы снимали его на море: хотели, чтобы картинка была яркая, сочная. Но съемки начались в тот момент, когда было полностью закрыто авиасообщение. Перевезти в таких условиях группу, актеров, оборудование было почти невозможно, но мы справились. Когда смотришь сериал, никогда не подумаешь, какой кровью он нам дался. Сделан он просто замечательно, видно, что актеры и группа кайфуют от работы.
Нелли Яралова: «Слово Пацана», «Волшебный участок», «Убить Риту».
Фото: личный архив