Как только девица аристократического сословия начинала взрослеть и достигала возраста 12–13 лет, ей отводили или несколько комнат боярского дома, или отдельно стоящий флигель, иногда он располагался над крепкими воротами. Входить внутрь было запрещено мужчинам старше 12 лет, посетить светелку могли только отец или батюшка. На женской половине дома разрешено было находиться только детям (младшим сестрам и братьям), кормилицам и сенным девкам.
С основной частью дома терем был соединен сенями или несколькими переходами. Чтобы сделать одинокое пребывание в тереме менее грустным, флигель старались максимально украсить: резными наличниками, вензелями, занавесками, выкрасить в яркий цвет.
Однако, это не отрицало того «кислого» факта, что девушка должна провести там от 3 до 5 лет, пока ее не выдадут замуж. А если учесть, что этот возраст приходился на пубертат, девушкам нередко буквально сносило крышу от пребывания в четырех стенах. Те самые многочисленные обмороки, нервозность, чрезмерная бледность, головокружения были частными симптомами «комнатных болезней» высокоранговых девиц. По сути, девушки сидели на том самом карантине, который мы с таким трудом пережили в прошлом году во время пандемии. Только мы сидели два месяца, а они несколько лет. При этом у них не было интернета. Только книги, список которых тоже был ограничен.
Так зачем же с девушками поступали так строго? Такие ограничения жизни подростка были связаны с тем, что главной добродетелью девушки считалась невинность. И высокие терема служили гарантом и окружающим, и свидетельством для жениха, что цветок расцвел только для него и никто ранее не пытался его сорвать. Девица-то постоянно под замком.
Тот факт, что за время жизни в тереме девушки становились немногословными, тихими, вялыми (при таком-то режиме дня и уровне коммуникабельности), никого не волновал. Семейная жизнь все исправит. Хотя брак был заменой одного терема на другой. Та же тюрьма, только теперь с мужем. Поэтому редко какие замужние матроны доживали до 50 лет. Невозможность показать женщину врачу, ограниченные условия быта, патриархальный, жесткий уклад семьи сильно бил по психике дам, рано старил.
Осознавая это еще в юности, каждая девушка мечтала хлебнуть свободы и хотя бы ненадолго сбежать из-под замка.
Отсюда такой популярный миф, не раз тиражируемый в сказках и фильмах, про побег из дворца. В русских сказках принцесс похищают, чтобы они вышли замуж по любви, в «Женитьбе Бальзаминова» богатую невесту крадут, чтобы сделать свободной, а в «Римских каникулах» — чтобы королевская особа увидела и другую жизнь, без скучного дворцового церемониала.
Но если в сказках царевн освобождал добрый молодец, то в реальности невестам из царской семьи было еще хуже: выйти замуж они могли только за принцев, а их на всех не хватало (проблеме, оказывается, не одно столетие). Если же девушка не могла найти себе представителя монаршей фамилии, она обязана была уйти в монастырь. Считалось, что там она обретет и новый смысл жизни, и в служении Богу оправдает свое существование.
Многие невесты голубых кровей завидовали простым крестьянкам — те могли свободно общаться с мужчинами, ходить на рынок, в гости, просто выйти прогуляться на улицу. Аристократки же выйти за порог усадьбы могли только для того, чтобы поехать на службу в храм, и то ехать они могли только в каретах с плотно задернутыми шторами. И не дай Бог, кто-то увидит лицо девушки, когда она будет проезжать по улице.
Первой женщиной, которая решила, что, пожалуй, хватит с нее теремов, стала царевна Софья, сестра Петра Первого. Ей как шестому ребенку в семье ничего не светило в монаршей иерархии, но Софья показала характер из стали и огня. Она с детства отказывалась сидеть с няньками, носить платья и вести образ жизни примерной царевны. Не интересовали ее ни рукоделие, ни молитвы. Тогда Алексей Михайлович нанял ей лучших педагогов, обучил языкам, а когда девочка подросла, стал брать с собой на государственные дела.
После смерти отца Софья Алексеевна реформировала армию и налоговую систему, поощряла торговлю с иностранными державами, приглашала в Россию зарубежных специалистов, развивала отношения с европейскими странами, заключила выгодный мирный договор с Польшей и Китаем. По сути, Софья стала и первой женщиной с активной жизненной позицией, которая начала менять русскую ментальность в отношении места женщины в обществе. Чуть позже, беря именно жизнь Софьи в пример, Петр издал приказ, который запретил изолировать в теремах женщин знатного рода. И с этого момента началась совсем другая глава российской истории.
Фото: кадр из фильма, Getty Images, Legion-Media/Splash news