До сих пор имя Алисы Тепляковой вызывает бурные споры и смешанную реакцию в Сети — девятилетняя москвичка сдала ЕГЭ и поступила на платное отделение факультета психологии МГУ.
«Мы не прошли на бюджет, но наших баллов достаточно, чтобы поступить на контрактную основу. Мы поехали на факультет, и сегодня я подписал договор со своей стороны. От нас осталось только оплатить первый семестр, и все», — рассказал РБК отец девочки Евгений Тепляков.
Казалось бы, все прекрасно — девочка поступила, у нее большое будущее и множество планов. Но у ее родителей амбиций, связанных с наследниками, еще больше. Как выяснилось, гением они стараются воспитать не только Алису, но и в целом всех своих детей, а их у пары семеро.
Однушка на Юго-западе Москвы и «идеальные» кадры
Большая семья, в состав которой входит 9 человек, ютится в скромной квартирке в Котловке. Их не интересуют материальные блага, бизнес, мировое господство. Знания — вот главная ценность в этой семье. Маленькие Алиса, Лейя, Хеймдалль, Терра, Айлунг, Фейлунг и Тесей знают об этом с пеленок.
Наталья в свои 36 лет закончила сразу два вуза — МГУ и магистратуру Финансового университета при правительстве РФ. Супруг, 37-летний Евгений, — счастливый обладатель сразу двух красных дипломов МГУ (психфак и факультет вычислительной математики и кибернетики), ученой степени в области молекулярной биологии и массы спортивных разрядов. Они живут, выбиваясь из стандартов современного мира, чем и вызывают неоднозначную реакцию общества. С трудом добивавшиеся поставленных целей, родители не ищут легких путей и для своих детей. Каждый из семи малышей Тепляковых заслуживает отдельного внимания.
Следующий по старшинству, Хеймдалль, в 7 лет сдал ОГЭ за 9-й класс, а пятилетняя Лейя окончила 4-й класс, что подарило ей титул самой юной школьницы России.
Малышке Терре всего четыре, но она уже с энтузиазмом собирается в школу, в то время как Айлунг в 2 года учится читать — правда, пока что по слогам. Только годовалому Фейлунгу и месячному Тесей пока удалось избежать суровой родительской системы — им позволено быть маленькими.
По словам мамы, ее главная задача — «вырастить очень высококвалифицированные кадры», именно поэтому дети не отвлекаются на пустяки, а сидят за книжками и грызут гранит науки практически с рождения.
Парк аттракционов, «Сказочный патруль» и запрет на велосипед
Несмотря на внушительную образовательную программу, для малышей не существует каких-либо запретов на простые радости, доступные детям всего мира. Правило лишь одно — смотреть телевизор с определенного расстояния, дабы не повредить зрение. Вот только на телевизор у Тепляковых просто-напросто не остается времени: ведь надо успеть выучить дневную программу, погулять на свежем воздухе и не забыть о развивающих играх.
Потребляемый контент, доступный детям, к слову, не регулируется: младшие особенно выделяют развивающие мультфильмы. Старшие же дети отдают предпочтение стандартному набору среднестатистического российского ребенка: «Сказочный патруль», «Фиксики», «ПинКод».
Тепляковы часто посещают парк — дети любят проводить время на всевозможных аттракционах, а родители смиренно соглашаются, как они говорят сами — им так проще. Известно, что мама семейства не любит играть с детьми — ей гораздо удобнее, если в их общении присутствуют цифры и элемент обучения. К слову, чтение детям в семье тоже не приветствуется.
«Если он сам умеет читать, зачем ему читать вслух? Нам не нужно выдумывать совместный досуг с детьми. Это если вы мало времени проводите с ребенком, если он у вас в садике, в школе, а вы на работе, то да — в те несчастные два часа вечером имеет смысл как-то дополнительно налаживать контакт с ребенком, например читать ему», — рассказал отец семейства.
Дети в семье Тепляковых не катаются на велосипедах, роликах, самокатах… по мнению Натальи, Москва просто не приспособлена для подобного рода активности.
Конечно, запрет на ролики и отсутствие близости во время чтения родителями — не приговор. А вот ускоренное обучение, отсутствие контакта с «коллегами» по учебе и освоение несоответствующих возрасту наук могут серьезно сказаться на будущем детей. Об этом красноречиво говорят синяки под глазами девятилетней Алисы, измученный вид и принятие, с которым она следует согласно составленному родителями-экспериментаторами плану.
Не обязательно быть профессионалом для того, чтобы понять, что не только профессия психолога, но даже сама учеба в университете для ребенка 8-12 лет может перерасти в серьезную психологическую травму.
Всячески подгоняемая родителями, Алиса будет тянуться за более старшими студентами, покорно штудируя труды Юнга, Фрейда и погружаясь в анатомию центральной нервной системы. Не каждый способен понять это и в тридцать. Все ресурсы, необходимые для постепенного созревания психики и освоение нового опыта, будут тратиться девятилетней девочкой на стремление быть выше, лучше и умнее более взрослых студентов. Чем это грозит? Полным выгоранием и отсутствием интереса к взрослой жизни, к сожалению.
Теория Никитиных и будущее детей Тепляковых
Кстати, это не первая семья, решившая создать свою собственную методику воспитания гениальных детей. Очень похоже, что отец Алисы всерьез увлекался изучением небезызвестной методикой воспитания. В советское время еще Никитины сформулировали ряд гипотез, относящихся к условиям формирования творческих способностей малыша. Особенность раннего развития по Никитиным была проста — начало развития младенца со времени вступления родителей в брак, зачатия, родов. Авторы утверждали: чем раньше начнется «активное развитие», тем лучше.
Никитиными были разработаны методики воспитания и авторские развивающие игры. Семья активно использовала спортивные тренажеры и весьма радикальную систему закаливания, якобы позволяющую свести к минимуму различные простудные заболевания у детей, ну а если дети не дай Бог заболевали — в семье было принято обходиться без вспомогательных средств.
Вот только после выхода первой же книги «Правы ли мы?» (1963 год) «методы Никитиных» были подвергнуты критике как отклонение от педагогических и медицинских норм.
Однако главе семье было абсолютно все равно на стороннюю критику — Никитин отдавал детей в школу сразу в старшие классы или переводил из класса в класс с опережением. Все дети действительно почти не испытывали проблем с учебой, вот только разница в возрасте (от 1 до 3 лет) создавала сильное психологическое напряжение и негативно сказывалась на общении с одноклассниками.
Дополнительное давление создавала растущая слава семьи, новости о которой поражали весь Советский Союз. Еще бы! Пятеро детей ушли в высшие учебные заведения после 8 класса, двое — после 10 класса. В университетах дети учились уже со сверстниками. Сами потомки Никитиных, став взрослыми, рассказали, что многое перенесли из методов раннего развития и воспитания детей на свои собственные семьи.
Неизвестно, скажут ли дети Тепляковых «спасибо» родителям в будущем, оценив их методику, лишившую их нормальной социализации, однако факт остается фактом — Алиса в сентябре начнет посещать лекции факультета психологии, чтобы в будущем обрести профессию. У Евгения есть отличное объяснение столь ускоренного темпа жизни наследников. По его мнению, обучение отнимает слишком много времени у детей.
«А жить когда? Карьеру строить, семью заводить, детей рожать?» — вопрошает отец семейства, отправляя 9-летнюю дочь на факультет психологии главного вуза страны.
Вот только вместе с его дилеммой, возникает и другой вопрос — сможет ли девятилетний ребенок обучаться специальности, в основе которой лежат не только отточенные знания, но и жизненный опыт. Поживем — увидим.
Использованы материалы:
Фото: личный архив Тепляковых