-Его создали русские парни. Есть фамилии с русскими окончаниями. Русская наука идет вперёд. А, не стоит как в 90-е годы.
06.11.2023
Ученые Уральского федерального университета (УрФУ) совместно с коллегами из Института химии твердого тела УрО РАН и Технического университета Малека Аштера (Иран) разработали термобарьерное покрытие из церата стронция для газотурбинных двигателей (ГТД). Покрытие не уступает аналогам по тепловым нагрузкам (выдерживает до 1200 ℃) и устойчиво при длительном высокотемпературном воздействии: не разрушается и не меняет форму, что предотвращает коррозию и быстрый износ деталей двигателя. Кроме того, покрытие из церата стронция обойдется в несколько раз дешевле аналогов. Разработка может быть использована в различных областях, где требуются высокопроизводительные и надежные ГТД, — в авиации, энергетике, кораблестроении и т.д. Подробная информация опубликована в журнале Surface and Coatings Technology. Исследование выполнено при финансовой поддержке Стипендии и гранта Президента РФ (№ МК-4058.2022.4). Экспериментальные работы проводились в рамках государственного задания № АААА-А19-119031890026–6.
Установка, которая распыляет термобарьерное покрытие на детали газотурбинного двигателя. Фото из личного архива Николая Барашева. Источник: УрФУ
«Современные газотурбинные двигатели являются дорогостоящими и технически сложными установками, которые используются в авиации, энергетике, военно-промышленном комплексе. Эффективность таких установок зависит от температуры рабочих газов перед турбиной — чем выше температура, тем меньше нужно топлива для создания той же мощности. Однако значительное повышение температуры приводит к быстрому износу ГТД из-за температурной коррозии. Одним из решений является разработка новых термобарьерных покрытий», — поясняет руководитель проекта, старший научный сотрудник лаборатории ионики твердого тела ИХТТ УрО РАН Роман Шишкин...
Русский препарат на основе кислоты лишайников способен замедлить размножение коронавируса.
Принцип работы ГТД выглядит следующим образом — из компрессора в камеру сгорания попадает сжатый атмосферный воздух, который, смешиваясь с топливом, начинает воспламеняться и высвобождать большое количество энергии в виде горячих газов. Они преобразуются в механическую работу и приводят в действие турбину. Чтобы защитить двигатель от перегрева и сохранить его производительность, на поверхность наносится термобарьерное покрытие, которое создает теплоизоляционный слой, защищающий ГТД от теплового удара. В настоящее время такие покрытия создают из диоксида циркония, однако и он имеет свои недостатки.
«Сегодня в качестве термобарьерных покрытий в основном применяется диоксид циркония, стабилизированный иттрием, который показывает сопротивление тепловому удару и тепловой усталости до 1200 °С. Тем не менее данный материал обладает рядом критических недостатков — при длительном высокотемпературном применении происходит ускоренное спекание вещества и его разрушение. Это мотивирует ученых по всему миру, в том числе и нас, искать новые материалы для термобарьерных покрытий. Церат стронция является наиболее перспективным материалом, который в будущем сможет преодолеть планку в 1200 °С и стабильно работать при температурах 1300 °С и больше, что будет выгодно отличать его от аналогов. Однако для этого потребуются дальнейшие исследования», — поясняет младший научный сотрудник лаборатории композитных материалов, пленок и покрытий УрФУ Николай Барашев.
Термобарьерное покрытие из церата стронция наносят методом атмосферного плазменного напыления. В этом случае порошок церата стронция попадает в плазменную струю, где быстро плавится, а затем распыляется на поверхность детали двигателя. Чтобы проверить жаропрочность покрытия, ученые нанесли его на никелевый суперсплав, который затем поместили в трубчатую печь и выдерживали при температуре 1200 °С в течение пяти минут, после чего вынимали и охлаждали в течение такого же времени. После 44 таких температурных циклов покрытие сохранило прочность и целостность.
В целом, отмечают ученые, устойчивость к высоким температурным нагрузкам и низкая теплопроводность делают термобарьерные покрытия на основе церата стронция перспективными для дальнейших исследований.
Да, материалы на основе диоксида циркония с добавлением оксидов редкоземельных металлов. ОДК Пермские моторы, разработали инновацию давно. Процветания им!