Гость
Статьи
Как люди исказили …

Как люди исказили смысл сказки про Русалочку

Из урезанной советской цензурой сказки Андерсена и большинства её экранизаций 90% людей воспринимают "Русалочку" как поучительную историю о том, что влюбляться и слепо следовать за своей мечтой, бегать за объектом обожания и жертвовать собой ради него - это в высшей степени неразумно, что нужно уважать чувства других людей и уметь отпускать их, если им и без тебя хорошо. Но так ли это на самом деле?

Я Вас огорчу: на самом деле, никакой любовью там даже и не пахло, а если она и была, то явно не на первом месте. Вопреки общепринятому мнению, в оригинале так вообще героиня этой сказки озабочена скорее не поисками личного семейного счастья, а исключительно бессмертия. Это прослеживается в диалоге Русалочки с её Бабушкой, как раз после сцены спасения утопающего Принца во время шторма, когда главная героиня всего лишь поинтересовалась у неё, УМИРАЮТ ли люди на земле или живут вечно. Андерсен отвечает утвердительно на этот вопрос, а затем объясняет читателям, что дело вовсе не в наличии хвоста и ножек, как мы предполагали ранее, а в бессмертной душе, которая является залогом для попадания в Рай/Царствие Божие и имеется ТОЛЬКО у людей. #сказка #русалочка #андерсен

18 ответов
Последний — Перейти
Гость
#1

Что курите ?

Гость
#2
Гость

Что курите ?

Да не, это классический культурный стык язычества и христианства!
Ещё можно Фею-крёстную вспомнить. То есть магическое существо, по определению языческое, пришедшее к спасению души через христианство и даже допущенное к крещению человеческих детей.
Сто раз это разбиралось искусствоведами всех мастей.
Русалка, кстати, тоже преуспела — по крайней мере переродилась в сильфиду (духа воздуха), то есть, вероятно, её самопожертвование её «одушевило».
Таких культурных стыков в классике литературы того времени — за пучок пятачок.

#3
Гость

Да не, это классический культурный стык язычества и христианства!
Ещё можно Фею-крёстную вспомнить. То есть магическое существо, по определению языческое, пришедшее к спасению души через христианство и даже допущенное к крещению человеческих детей.
Сто раз это разбиралось искусствоведами всех мастей.
Русалка, кстати, тоже преуспела — по крайней мере переродилась в сильфиду (духа воздуха), то есть, вероятно, её самопожертвование её «одушевило».
Таких культурных стыков в классике литературы того времени — за пучок пятачок.

Не было у неё никакого самопожертвования изначально. Ведь она не сразу выкинула нож, который ей дали сёстры, а таки взяла его и попёрлась в спальню Принца убийство совершать! То есть, она решительно была настроена на это, а в последний момент смалодушничала, передумала. И не высокоморальными ценностями и любовью руководствовалась, а отсутствием мотивации. Если бы она действительно любила Принца, то нож бы сразу выкинула и головой покачала отрицательно, смиренно стала бы ждать неотвратимого конца, раз вся такая добрая и благородная.

#4

Далее сказка повествует о том, каким образом Морские Девы могут получить возможность обрести эту самую душу:

"– Можешь, – сказала Бабушка, – пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу.Тогда частица его души сообщится тебе, и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою".

Иными словами, Русалочке завуалированно предлагалось не просто добиться взаимности чувств, но и совершить Таинство Венчания! А поскольку она была не крещёная, то данный план также потерпел крах. Русалочка, естественно, испугалась смерти, намотала на ус бабушкины нравоучения и начала действовать. То есть сама родительница собственными руками подтолкнула любимую внучку на принятие необдуманного решения и невольно даже поспособствовала той трагедии, которая случилась потом с героиней! Ох, не той даме Ведьма отрезала язык, получается! Тогда, как в экранизациях обычно Русалочка додумывается до этого сама.

Но, стоит заметить, что с самого начала героиня была описана тихой, задумчивой, погружённой в мечты, которая постоянно стремилась куда-то ввысь - сперва в мир надводный, к людям, а потом - и в заоблачный. Даже сад у неё был оформлен в виде Солнца! Экранные интерпретации данного персонажа слишком далеки от книги.

#5

С самого начала Русалочка была вынуждена терпеть боль - когда в день её совершеннолетия ей надели венок из белых лилий и нацепили на хвост шесть или восемь устриц. Этот момент в экранизациях также был опущен. Затем - неизменная встреча с Ведьмой, которая сказала Русалочке всё в точности, как Бабушка, но при этом добавила свои условия и в уплату за напиток отрезала героине язык, а не просто лишила голоса. Так, Ведьма здесь являлась исключительно посредником, тогда как в большинстве экранизаций, кроме советского фильма, ей выделялась роль отрицательного персонажа, антагонистки и даже узурпатора в диснеевской версии.

Далее по сюжету снадобье обжигало хуже серной кислоты вплоть до обморока, каждый шаг отдавался болью, ноги кровоточили. Но Русалочка терпела это всё ради получения желаемого. И лишь когда ей предложили либо совершить уголовное деяние - убить Принца из ревности и обрести прежний облик, либо умереть с восходом Солнца, та выбрала последнее и совершила суицид, бросившись с корабля в море. Но выясняется, что всё это было лишь её испытанием на проявление светлых чувств, и Русалочке дали второй шанс обрести бессмертную душу, триста лет творя добро вместе с Дочерьми Воздуха и напрямую зависеть от поведения детей. Андерсен в финале сказки говорит: ведите, дети, себя хорошо, и лишь от этого зависит благополучие Русалочки в достижении своей сокровенной мечты. И всё, никакой трагедии, оказывается, и нет с точки зрения религии!

#6

С другой стороны, эта погоня за Принцем ради бессмертной души с точки зрения обывателя, далёкого от тонкостей мифологии и религии в целом, делает героиню Русалочку уже какой-то меркантильной религиозной фанатичкой, таки добившейся потом своего! Она же практически ИСПОЛЬЗОВАЛА бедного человека!

А убери момент с душой - выйдет странная история о том, что Принц должен был чуть ли не телепатически угадывать, КТО его спас и заключать брак ТОЛЬКО с этой самой девушкой, да ещё и с пропагандой суицида в финале! И любовью чистой и искренней, не требующей НИЧЕГО взамен, опять же здесь не пахнет - на деле чистейший брак по расчёту: типа я тебя когда-то от смерти спасла, в шторм из воды вытащила, теперь твой черёд сделать тоже самое, ведь теперь я ради тебя оказалась в беде, терплю адскую боль в ногах, мне отрезали язык, да и с восходом солнца стану пеной морской! Она и выйти-то замуж за Принца именно должна была, чтобы СЕБЕ ЖИЗНЬ СОХРАНИТЬ! Если бы свадьба состоялась - таки, герои были бы квиты! Да и союз такой долго бы не продержался... Налицо эгоизм чистейший и доминирующее чувство долга. Плюс ещё и чёрная магия замешана оказалась...

Хотелось бы сказать отдельно кое-что про Принца и Принцессу. В большинстве экранизаций в одном видят негодяя, который предал Русалочку или вовсе не замечал её, а в другой - коварную разлучницу, которая увела мужика у соперницы. Ничего подобного в книге не было. Принц Русалочку толком не знал, а когда его вытащили из воды, лежал в отключке и не помнил, как та девушка выглядела. Никаких обещаний жениться на ней он не давал, в человека превращаться тоже не просил - то была инициатива самой Русалочки. Да и относился он к ней то как к ребёнку, то как к танцующей рабыне, но никогда не воспринимал её, как жену.

#7

Что касается Принцессы, её предысторию нам не рассказывают. Девушка просто воспитывается в монастыре, и тут замечает оставленного Русалочкой на берегу Принца. Разлучницей её назвать нельзя - она всего лишь оказывала помощь человеку, попавшему в беду, и знать не знала, что ей вскоре придётся за него выходить замуж!

Это скорее обстоятельства сложились столь странным образом, вины Принцессы в этом нет никакой. Единственное, в чем заключается противопоставление Русалочки и Принцессы - это в наличии набожности и бессмертной души у последней, а если учесть, что Принцесса является точным подобием Русалочки, то напрашивается вывод о том, что она является её альтер-эго. Благочестивая девушка из монастыря имела все шансы заполучить Принца, в отличие от бездушной Морской Девы. И нет в этой сказке никакой драмы, измены или ревности со стороны всех действующих лиц друг к другу, как мы привыкли это воспринимать, судя по многочисленным экранизациям. Но, поскольку у нас, людей, уже имеется бессмертная душа, то проходить через то, что прошла Русалочка - не нужно!

#8
Гость

Что курите ?

ничего.

Гость
#9

Я Гете сейчас читаю, а обсудить не с кем ибо большинство даже не знает кто это, не говоря уже о чтении. А вы говорите Русалочка...Читала ее в глубоком детстве.

Гость
#10

Автор, что то вы странное пишете. Это детская сказка.

#11
Гость

Автор, что то вы странное пишете. Это детская сказка.

В оригинале вовсе не детская. А для взрослых. С религиозным смыслом.

Гость
#12
Эсмира Петерсон

В оригинале вовсе не детская. А для взрослых. С религиозным смыслом.

В целом, да. Сказки имеют глубокий смысл если вдуматься.

#13
Гость

В целом, да. Сказки имеют глубокий смысл если вдуматься.

Мне почему-то кажется это фанатичное стремление Русалочки обрести бессмертную душу некой корыстной целью. Любви чистой, НИЧЕГО не требующей взамен, тут нет по факту, психологической составляющей - тоже...Меня все эти годы жестоко обманывали!

Гость
#14

Интересно, спасибо. Знаете, датские и немецкие сказки, за авторством братьев Гримм или того же Андерсена, давно кажутся мне совсем неподходящими для детей – если только рассматривать именно оригинал, конечно же.

Фанатка великолепного век
#15

Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!

Это сколько слез так можно наплакать? Похоже на лохотрон

Фанатка великолепного век
#16

Это я о счастливом конце

#17
Фанатка великолепного век

Ребёнок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трёхсотлетний срок сокращается на год. Но если мы увидим там злого, непослушного ребёнка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания лишний день!

Это сколько слез так можно наплакать? Похоже на лохотрон

Это же сильфиды. У них слёзы = дождь. Эт вам не люди...

Фанатка великолепного века
#18
Эсмира Петерсон

Это же сильфиды. У них слёзы = дождь. Эт вам не люди...

Ну тогда вообще много получается

Форум: Время для себя
Всего:
Новые темы за сутки:
Популярные темы за сутки: