Гость
Статьи
Отчим Егора из Книги …

Отчим Егора из Книги "Острова и капитаны. Наследники" В.Крапивина

Я не могу понять Виктора Романовича Петрова, приемного отца героя. Почему он был так жестко к сыну ? Ведь автор приводит сцены из детства Егора, где у них были нормальные отношения, и перед смертью Петров пытается наладить контакт с сыном. Это странно, вот он любил чужего ребёнка, на плечах носил, а потом поездка в Индию, и все чёрный футляр с розгой.
У какого какие предположения/мысли на этот счёт ?

Читатель
25 ответов
Последний — Перейти
Гость
#1

Вам лучше на литературный форум) например в ЖЖ было хорошее сообщество "что читать"

Гость
#2

Книги можно долго обсуждать ))
Крапивин обычно показывает семейные драмы, которые происходят за закрытыми дверями: насилие над детьми даже в "благополучных" семьях, и педагогов, которые на это закрывают глаза. По факту, отчим Егора не занимался воспитанием, ребенка баловали и даже поощрялись некоторые нарушения. Например случай в лагере, когда из-за Егора (совершившего нарушение) наказан вожатый и родители довольны, что выиграли конфликт. Здесь семья показывает довольно слабый моральный облик. Их отношения базируются не на взаимной человеческой ответственности и эмпатии, а на юридических законах и доказательствах (прим.: не пойман - не вор).
Отчим берется за воспитание только когда поведение ребенка начинает угрожать его карьере и социальному положению. И тут он тоже прибегает к "правильной", "интеллигентной" форме наказания: розги вместо обычного в те времена ремня. Именно та правильность, холодность, с которыми отчим приступает к наказанию, видимо и ранят Егора больше всего. Кстати этот холод царит во всей квартире: например, семья не ставит ёлку, чтобы не мусорить на персидских коврах.

Продолжение следует :)

Гость
#3

Продолжение:
В принципе, Крапивин умел показать довольно типичные ситуации: многие семьи живут только напоказ. Снаружи всё кажется замечательно, просто рог изобилия (так и думают многие учителя в школе Егора). На самом деле родители заняты только своим благоустройством, внешним комфортом, и понятия не имеют, что происходит с детьми. Помните, мать Егора каждый разговор переводила на "Егор, одень тапочки".
Да, перед смертью отчим пытается помириться с сыном, т.к. видимо чувствует, что кроме этого у него ничего не осталось. Но вспомнить хорошего они могут не много. И он тут же опять переключается на мысли о потерянной карьере. Впрочем, Егор к нему впоследствии относится даже с пониманием: не умел человек любить, считал, что работой и материальными благами он сделает семью счастливой. Внимание заменял подарками. Как противоположный полюс, Крапивин показывает семью Веньки. Обычная средняя семья того времени, где родители жертвуют своим комфортом и временем ради детей и находят теплый уголок и для богатенького Егора, и для уличного оборванца.
Ну, как-то так, что в голову пришло ))

Гость.
#4

Еще и мама не вмешивалась. У неё тоже не было нормальных отношений с ребёнком. Вообще непонятно, как из девушки, которую так любил Гай, получилась такая особа. С отчимом понятнее. Человек взрослеет, получает новые должности, и работа постепенно вытесняет все остальное. Очень похоже на моего свёкра, руководителя основного производства на крупном химзаводе. Колоссальная ответственность, за людей, не дай бог авария, за план, за реализацию продукции в новых условиях. И человек умер прямо на работе, в 55 лет. Муж с сестрой вспоминают, как боялись отца, когда он приходил домой. Могли и получить, если мешали ему хоть немного отдохнуть. А отец их очень сильно любил, но завод выжимал из него все силы.

#5

С точки зрения отчима, он сделал очень благое дело - "взял" девушку с "нагулянным" ребенком - вы вспомните в какие года дело было, тогда совсем иначе смотрели на девушку с ребенком не в браке. А он завидный жених, с загранкомандировками. И даже то, что она красивая - едва-едва компенсировало мезальянс. Ей приходилось полностью под него подстраиваться в браке, и ребенку тоже. Когда я в подростковом возрасте читала - меня этот мужик раздражал своим конечно поведением, а во взрослом возрасте я его отчасти поняла. И представляю, какой у него был прессинг на работе с этим экспериментальным цехом. Контакта и душевности в семье не было

Гость.
#6

Не было мезальянса. Умный, образованный мальчик влюблён в девушку, которая любит другого. Он еще студент. И вдруг парень девушки погибает, она остаётся беременная. И мальчик радостно женится на ней, на него обратили внимание. Старательно поднимается по карьерной лестнице, ему все твердят, что он хороший инженер и должен. Должен работать, должен давать результаты. В Союзе такие производства держались на постоянных угрозах начальства. И у хорошего человека уже едет крыша. Только с виду кажется, будто он наказывает сына рассчетливо и хладнокровно. Нет, он теряет контроль над собой, над ситуацией.

Читатель
#7
Гость.

Еще и мама не вмешивалась. У неё тоже не было нормальных отношений с ребёнком. Вообще непонятно, как из девушки, которую так любил Гай, получилась такая особа. С отчимом понятнее. Человек взрослеет, получает новые должности, и работа постепенно вытесняет все остальное. Очень похоже на моего свёкра, руководителя основного производства на крупном химзаводе. Колоссальная ответственность, за людей, не дай бог авария, за план, за реализацию продукции в новых условиях. И человек умер прямо на работе, в 55 лет. Муж с сестрой вспоминают, как боялись отца, когда он приходил домой. Могли и получить, если мешали ему хоть немного отдохнуть. А отец их очень сильно любил, но завод выжимал из него все силы.

Меня мать всегда бесила сильнее. Как можно волноваться о носит ли ребёнок табачки, когда из него растёт моральный урод ?
"Амбициозная" девушка. Она ещё в "Гранате" говорила, что хочет стать женой профессора Нечаева, а потом её уж слишком быстрый брак после смерти мужа

Гость.
#8

Да, Петрова еще можно понять. Не принимать его воспитание, как должное, но понять. Она могла бы изменить порядки в семье. Но ей не было дела до сына. Я уже писала выше об отце мужа. Но его мама все компенсировала. Много занималась детьми и всегда была на их стороне.

#9
Гость.

Не было мезальянса. Умный, образованный мальчик влюблён в девушку, которая любит другого. Он еще студент. И вдруг парень девушки погибает, она остаётся беременная. И мальчик радостно женится на ней, на него обратили внимание. Старательно поднимается по карьерной лестнице, ему все твердят, что он хороший инженер и должен. Должен работать, должен давать результаты. В Союзе такие производства держались на постоянных угрозах начальства. И у хорошего человека уже едет крыша. Только с виду кажется, будто он наказывает сына рассчетливо и хладнокровно. Нет, он теряет контроль над собой, над ситуацией.

Он ее старше был, давно ухаживал, и уже карьерно состоялся на тот момент. Она влюблена была в красивого мальчика, а тот дяденька ей нравился своей выгодностью. За него и вышла, когда залетела. У нее сразу акции упали, и он уже стал хорошим женихом. Она его не хотела, он поэтому и дергался на нее, и на приемного сына. Мужики ой как не любят, когда бабы с ним из-за выгоды. Но и молодую-красивую тоже хотят.

Читатель
#10
Ель Сибирская

Он ее старше был, давно ухаживал, и уже карьерно состоялся на тот момент. Она влюблена была в красивого мальчика, а тот дяденька ей нравился своей выгодностью. За него и вышла, когда залетела. У нее сразу акции упали, и он уже стал хорошим женихом. Она его не хотела, он поэтому и дергался на нее, и на приемного сына. Мужики ой как не любят, когда бабы с ним из-за выгоды. Но и молодую-красивую тоже хотят.

Но ведь он любил мальчика — "С горки на горку, я несу Егорку".
А потом почему-то резко перестал

Гость
#11
Читатель

Но ведь он любил мальчика — "С горки на горку, я несу Егорку".
А потом почему-то резко перестал

Он не перестал его любить. И заботиться не перестал. Просто, такой стиль воспитания, можно сказать. Я уже писала вверху, что таких семей было и есть легион. Сначала ребенок милый и хороший, ничего делать не надо, только подарки дари. А потом начинаются проблемы и родители берутся за ремень - это быстрее и проще, чем регулярно заниматься ребенком, интересоваться его жизнью, проводить с ним время, как Венькины родители, которые например принимали активное участие в создании нового глобуса и в "издательстве" инопланетной газеты, знали каждую заботу своих детей.
Автор, по одному произведению обычно трудно понять замысел писателя. Почитайте другие произведения Крапивина - заметите некоторые закономерности. У него обычно фокус на проблеме насилия над детьми и их незащищенности, бесправности. (Он это даже в каком-то предисловии когда-то писал.) Помните, Егор в слезах говорит Михаилу: "а что, если деваться некуда, и бежать некуда?!" Сбежавших из детдомов или неблагополучных семей детей, просто возвращает милиция обратно. Даже в одном этом произведении показана трагедия нескольких детей: Заморыша, Димки, Егора, - совершенно разные дети, с подобной бедой.
Крапивин критиковал советскую педагогику в целом: лицемерие педагогов и родителей, равнодушие, высокомерие по отношению к детям, вплоть до жестокости. На этой почве у него было немало проблем.

Читатель
#12
Гость

Он не перестал его любить. И заботиться не перестал. Просто, такой стиль воспитания, можно сказать. Я уже писала вверху, что таких семей было и есть легион. Сначала ребенок милый и хороший, ничего делать не надо, только подарки дари. А потом начинаются проблемы и родители берутся за ремень - это быстрее и проще, чем регулярно заниматься ребенком, интересоваться его жизнью, проводить с ним время, как Венькины родители, которые например принимали активное участие в создании нового глобуса и в "издательстве" инопланетной газеты, знали каждую заботу своих детей.
Автор, по одному произведению обычно трудно понять замысел писателя. Почитайте другие произведения Крапивина - заметите некоторые закономерности. У него обычно фокус на проблеме насилия над детьми и их незащищенности, бесправности. (Он это даже в каком-то предисловии когда-то писал.) Помните, Егор в слезах говорит Михаилу: "а что, если деваться некуда, и бежать некуда?!" Сбежавших из детдомов или неблагополучных семей детей, просто возвращает милиция обратно. Даже в одном этом произведении показана трагедия нескольких детей: Заморыша, Димки, Егора, - совершенно разные дети, с подобной бедой.
Крапивин критиковал советскую педагогику в целом: лицемерие педагогов и родителей, равнодушие, высокомерие по отношению к детям, вплоть до жестокости. На этой почве у него было немало проблем.

Я это понимаю. И поступок отца и отца Горьки ("Журавлёнок и молнии"), и отца Стасика Грачёва ("Мальчик и шпага") я понимаю.
А вот методику Петрова мне понять сложнее

Читатель
#13
Читатель

Я это понимаю. И поступок отца и отца Горьки ("Журавлёнок и молнии"), и отца Стасика Грачёва ("Мальчик и шпага") я понимаю.
А вот методику Петрова мне понять сложнее

отца Журки*

Читатель
#14

Кстати, а вам Егор в начале не напоминал Олега, а Венька Толика ?

Гость.
#15
Читатель

Но ведь он любил мальчика — "С горки на горку, я несу Егорку".
А потом почему-то резко перестал

Вы не понимаете. Он и любить не перестал. Но представьте, инженер на крупном производстве. Это стресс 24/7. Он не рабочий, который отработал и все. Может спокойно домой идти. Он постоянно всего боится. Аварий, на которых могут пострадать люди, оборудование, помещения. Не выполнить план, только попробуй, вообще пожалеешь, что на свет родился. Я видела этих мужиков, они сгорали, как спички, часто прямо на работе. Многие начинали пить. Ну, у нас стресс только так снимают. Он приходит домой и у него только одно желание, чтоб его хоть там никто не трогал. Быть отцом у него уже нет ни сил, ни нервов. Ну, он и умер от такой жизни.

Гость.
#16

Да, Владислав Петрович тогда воевал с ветряными мельницами. Один против всей сложившейся системы. И клуб все время порывались закрыть. Моя подруга долго жила в Свердловске. Работала в детской библиотеке. И часто бывала у них в клубе. А я наверно из-за него не стала биологом. Тоже выбрала работу в таком клубе. Ну, может мы и не дотягиваем до Каравеллы, но работаем с детьми, делаем все, что можем. Если бы не В.П., сидели бы по школам, да спортивным секциям.

Читатель
#17
Гость.

Да, Владислав Петрович тогда воевал с ветряными мельницами. Один против всей сложившейся системы. И клуб все время порывались закрыть. Моя подруга долго жила в Свердловске. Работала в детской библиотеке. И часто бывала у них в клубе. А я наверно из-за него не стала биологом. Тоже выбрала работу в таком клубе. Ну, может мы и не дотягиваем до Каравеллы, но работаем с детьми, делаем все, что можем. Если бы не В.П., сидели бы по школам, да спортивным секциям.

Тогда, кстати, многие педагоги с системой воевали, вон какое противостояние было у Макаренко с Надеждой Константиновной((

Гость.
#18

Ну, эта особа вообще многим педагогам жизнь отравила. Еще и после смерти долго от неё покоя не было во всех советских пединститутах.

Гость
#19
Читатель

Кстати, а вам Егор в начале не напоминал Олега, а Венька Толика ?

Ну, у Крапивина вообще герои очень похожи друг на друга. Его не раз упрекали за стероетипность. Мне, честно говоря, даже когда-то надоели все эти "мальчишки" в помятых шортиках. Но в юности зачитывалась его книгами просто взахлеб.

Гость
#20
Читатель

Я это понимаю. И поступок отца и отца Горьки ("Журавлёнок и молнии"), и отца Стасика Грачёва ("Мальчик и шпага") я понимаю.
А вот методику Петрова мне понять сложнее

Это, я думаю, тоже немного личная программа автора. Показать, что некоторые не только жестоко обходятся с детьми, но и что эта жестокость принимает нередко изощренные, почти извращенные формы. В поздних произведениях эта тема усиливается: "Синий город на Садовой", а в "Сказки о рыбаках и рыбках" на мой взгляд даже уже перебор.
При этом, такие "воспитатели" отличаются у него особой утонченной интеллигентной манерой разговора и поведения. А Петров прибегает к старинной "аристократической" форме наказания. Видимо, Петров и ему подобные здесь выступают как символ образованного, благоустроенного общества, которое за внешним фасадом абсолютно не изменило свое варварское "средневековое" отношение к детям и к обществу в целом. Помните его рассуждения о культуре и цивилизации? - "Золотое напыление, быстро обсыпается .....".
Авторы типа Крапивина обычно не ставят целью описать реальных людей (как например у Пушкина), а создают некоторый человеческий конструкт (как Гоголь, Достоевский). Человек у них не конкретная личность, а определенный тип, носитель идеи. Отсюда и некоторая однообразность характеров, стереотипность.

Гость.
#21
Гость

Ну, у Крапивина вообще герои очень похожи друг на друга. Его не раз упрекали за стероетипность. Мне, честно говоря, даже когда-то надоели все эти "мальчишки" в помятых шортиках. Но в юности зачитывалась его книгами просто взахлеб.

Ну, у него есть некий стереотип положительного героя. И различаются они больше по возрасту. Есть у него такое. Некий идеальный герой. Отрицательные персонажи разнообразнее. Как педагог, В.П. сталкивался с очень разными родителями. Еще сугубо отрицательный образ местных чиновников. Наверно, он их ненавидел всех скопом, было за что. Но у него было чёткое представление о том, каким должно быть детство.

Гость
#22

С Крапивиным еще вот что... При всем уважении к нему (я, в принципе, советским мальчишкой вырос во много на его произведениях) хочу сказать, что разделяю мнение некоторых критиков по поводу "оторванности" от реальной жизни его героев в книгах, да и пацанов из клуба. Критики справедливо указывали на то, что жить с такими установками В РЕАЛЬНОМ обществе даже советского периода было невозможно, я уж не говорю про нынешние времена...
Это как у меня родственник в свое время попал в Афган, да в самый такой "боевой" период.. И пришел из армии с четким разделением- черное и белое, "мы" и "духи". Психика была совершенно исковеркана войной. И начались у него, ПРЯМОЛИНЕЙНОГО и ЧЕСТНОГО мужика, большие проблемы. На работе, в быту, даже в магазине... Чуть не загремел на нары после одного эпизода, но там повезло, попал на тоже бывшего "афганца", тот сказал-" Я тебя понимаю как никто. Но и ты пойми- война кончилась, осталась там, "за речкой". Надо учиться жить в обществе, какое уж есть, кроме черного и белого-есть еще и серое"

Гость
#23
Гость

Ну, у Крапивина вообще герои очень похожи друг на друга. Его не раз упрекали за стероетипность. Мне, честно говоря, даже когда-то надоели все эти "мальчишки" в помятых шортиках. Но в юности зачитывалась его книгами просто взахлеб.

Даже не в шортиках, а в трусиках(( Всем сердцем люблю командора, но вот почему все положительные мальчики носят ТОЛЬКО трусики ?

#24

Видел я таких, как этот Виктор Романович. Они живут не сердцем, а разумом, часто даже не своим. Их основной жизненный принцип умещается в двух словах: "Так надо". Малыш устал? Ну что ж, посажу его к себе на плечи. Потому что так надо. Сыну исполнилось одиннадцать лет, на носу переходный возраст? Буду его пороть, опять же потому, что так надо. И так далее. Так надо - и всё тут. Вспомним эпизод. Учительница Егора пытается как-то повлиять на ситуацию. Петров над нею посмеивается, но обещает, что не будет наказывать Егора за побег. Однако всё равно находит повод: "А деньги, которые ты украл на билет?" То есть опять же: "Так надо".
Мать Егора, Алина - она, имхо, вообще не способна любить. Вспомним, как быстро она выскочила замуж за этого Петрова, когда тело Нечаева ещё даже разлагаться не начало. Потом та же история повторилась и после смерти Петрова: Алина вышла замуж очень быстро. Да не за кого-нибудь, а за заместителя своего покойного мужа (который, к слову сказать, его и сожрал). Словом, та ещё семейка.

Гость
#25

Мальчик и шортики - вопрос очень тонкий. Чем короче шортики, тем интереснее читать. Мой внучёк сам летом выбрал себе короткие шорты, сказал что для загара, внучку уже 12. Шортики до самой попки. Ножки отлично загарают, а все остальные глаза пялят.