Добрый день. Вопрос в следующем - какие произведения обязательны на ваш взгляд для прочтения культурным человеком. Давайте составим список. Я поясню, что я имею в виду. Согласитесь, что при всем многообразии литературы, есть такие произведения вокруг которых оформлялось и оформляется культурное простоанство. Например, ставят спектакли, снимают в новых инстеритациях фильмы, герои и ситуации этих произведений уже нарицательны. Например, Толстой "Война и мир" и Флобер "Госпожа Бовари". Ваши примеры.....)
Таких списков в сети сотни. Лень погуглить? Тем более многие составлены, как вы называете, культурными людьми
А. Толстой "Петр первый". В. Макаренко "Педагогическая поэма".
[quote="Гость"]Таких списков в сети сотни. Лень погуглить? Тем более многие составлены, как вы называете, культурными людьми [/quot
Мне интересно ваше мнение, а не списка из "сети". Улавливаете разницу?
В главном посте - снимают в новых интерпритациях...писала с телефона,неясно отчего такое выдало)
Сообщение было удалено
интерпрЕтация
Мне нравится Набоков, прочла немного, но этим летом возьмусь за него снова.
Ещё "Анна Каренина" Толстого, Куприна интересно читать. Достоевского читать можно, но если не идёт, то насиловать себя не обязательно. Шолохов ещё. Можно очень долго перечислять. Лучше начать с любой книги, без всякого списка, так гораздо полезнее. А то выбирать можно до бесконечности.
Не буду конкретно произведения называть, назову своих любимых авторов. Достоевский, братья Стругацкие, Есенин, Чехов. Каждый сам выбирает, что ему ближе. Я, например, "Войну и мир" в школе на одном дыхании прочитала, а вот в университете не смогла ее осилить, скучной показалась.
Культурный человек это кто?
М.Шолохов "Тихий Дон", "Поднятая Целина"
А.Иванов "Тени исчезают в полдень"
Милая, это школьная программа. Какой на фиг "Война и мир" в обязательном списке прочтения культурном человеком? Если вы закончили школу, то это должно было обязательным к списку прочтения. Вы еще назовите культурным человека, которой таблицу умножения знает
[quote="Гость"]Культурный человек это кто?[/qu
Согласна, что несколько абстрактное определение. Давайте конкретизирую - то кто будет комфортно чувствовать на большинстве постановок, просмотре многих фильмов и т.п. , т.к, я уже написала,большинство сюжетов, сценариев, героев вертятся вокруг одних и тех же классических произведений.
Сообщение было удалено
Я, вот, купила эл.книгу, так там этот список русской классики установлен производителем. Лично мне нравится Салтыков-Щедрин - Господа Головлевы, Пошехонская старина, Пикуль - На задворках Великой Империи, написано с юмором, просто умора. Гоголь - Тарас Бульба, Толстой - Анна Каренина, Война и Мир.📚📖
Сообщение было удалено
Какая разница находится произведение в школьной программе или нет? Мы не о том немного говорим. И если уж брать конкретно ваш пример, то практически никто ее не читает в школе, хотя прямо таки обязательна)
Сообщение было удалено
Ну все мы, я так полагаю....
Сообщение было удалено
А типа если не читаешь суперкниг, то будешь чувствовать себя некомфортно?
Сообщение было удалено
Я имела в виду все-таки более масштабный контекст, скажем так мировой или близко к тому. Сомневаюсь, что Поднятая целина, может служить культурным кодом для француза или немца, да и для многих русских оно не является таковым. Это точно может быть интересным, но, наверное, все-таки точно не обязательно.
Сообщение было удалено
Смотря где. Имеется в виду не вообще по жизни, а в каких то ситуациях, которые, конечно, связаны там с театром, выставками, какими-то разговорами на литературные темы и прочим.Имеется в виду только это.
Сообщение было удалено
Я читала. И Анну Каренину, и Господа Головлевы, и Тараса Бульбу, поэтому мне странно говорить о том, что просто перечитав элементарную школьную программу я стану культурным человеком) Еще раз повторю - это минимум, как например знать таблицу умножение и падежную систему. Может попробовать расширить для начала знания? Например, помимо "школьного" "Преступления и наказания" осилить "Идиота", "Игрока", "Бедные люди", "Бесы"?
Сообщение было удалено
Для француза и немца будут известны пару авторов - Толстой и Достоевский, тогда достаточно будет прочитать две, три книги и стать носителем культурного кода) Или вы замахиваетесь на познание всего мирового наследия?
Сообщение было удалено
Я не очень пойму чем вы возмущаетесь. Я просто привела два примера в главном посте, чтобы людям был понятен формат произведений о которых я их спрашиваю. И предложила дополнить этот список своими предложениями, откуда они их возьму из школьного списка советской, российский или британской школы - не принципиально.Вопрос не в этом.Вопрос также и не в том сколько каждый из нас вообще прочитал или читает или что ему нравится, вопрос именно в основополагающем.Вы, я так понимаю, считаете основополагающими еще Анну Каренину и все произведения Достоевского.
Сообщение было удалено
А почему бы и нет?) Давайте, попробуем, замахнемся)) За попытку то не бьют) Понятно, что мировое это у нас все равно будет какой-то контекст близкий к европейскому, ну и , американский может быть.
Не повторяя "школьную классику" /это без уничижения, школьная - великая, там всё уже прочитано/,
то я добавила бы в список таких писателей как Брэдбери, Уильям Сароян, Кинг, Томас Манн, Айрис Мердок, Маргарет Этвуд, Хемингуэй, Сэлинджер, Бродский, Оруэлл, Ричард Бах, Андрей Платонов, Ремарк, Хаксли, Фолкнер, Улицкая...
Бессистемно), просто кого вспомнила, того и указывала.
http://www.100bestbooks.ru/show_rating.php?id=1
Сообщение было удалено
Основополагающим чего? Упаси боже, что я считаю чего-то там основополагающим Анну Каренину и все произведения Достоевского))))))) Я еще считаю основополагающим серебряный век, а еще произведения советских писателей (Астафьев, Беляев, Шолохов, Зощенко и др.), а еще русский реализм (Тургенев), романтизм (Лермонтов) и даже сентиментализм (Карамзин), а еще считаю основополагающим Пушкина, который, кстати сказать, фактически и является основоположник русского литературного языка. Про мировую литературу начнем разговор?
Сообщение было удалено
А списки в сети кто составлял? Такие же открытые опросы. А если вас интересует список посетителей этого форума, то за много лет его тут тоже не единожды составляли.
Сообщение было удалено
а какая разница - список из сети или мнение здесь? Здесь тоже сеть, и книги не меняются. В интернете есть составленные списки многими читателями, там достойные книги. Или вы думаете, что кто-то вам посоветует здесь ещё лучше и вы от этого станете Богом и гуру мозга?
Сообщение было удалено
Понимаете, чтобы разбираться в мировой литературе и понимать ее (а именно это необходимо, чтобы, как вы говорите, вести разговор на выставках и театрах)), то мало будет просто прочитать Гете и Ремарка, надо понимать истоки немецкого сентиментализма и хотя бы иметь представления о таком направление как "литература потерянного поколения"
Сообщение было удалено
В своем заглавном посте я попыталась пояснить, что я вижу под основополагающим. Сюда не обязательно запихивать все "наследие")
Сообщение было удалено
И, кстати, по мировую было бы недурственно. Ваши предложения из мирового?
Сообщение было удалено
Я недавно ходила на танцевальную постановку по Куприну "Яма". Включаем в основополагающее?
Сообщение было удалено
По большому счету вы, наверное, правы, но тогда давайте оставим контекст ведения разговоров и оставим только понимание расхожих сюжетов и героев в спектаклях, балетах, выставках и прочем.
Сообщение было удалено
Так мне ваше интересно мнение. Предлагайте) Я бы именно купринскую "Яму" включила.
ну я вот Фицджеральда сейчас читаю. в юности только "Великого Гетсби" читала. Сейчас прямо все его произведения подряд. Многие из них, особенно рассказы, переведены впервые на русский язык. и не зря. в смысле, не зря они не переводились раньше. Фицджеральд - тот ещё попсовик, работавший на Голливуд. Не сочтите меня снобом, но человеку, который вырос на русской литературе, просто непонятен весь его плоский "психологизм", за который он получил признание. но вот знакомлюсь с американской литературой. планирую продолжать)
Гомер, Илиада , Одиссея
Данте Алигьери
Платон * Федон*
Библия
Коран
Казантзакис * Последнее искушение Xриста*
Кафка * Превраwение *
Комедии Аристофана
Трагедии Эсxила
Капитал Маркса
Аизек Азимов
Чеxов
Достоевскии
Толстои
Ницше * Человеческое, слишком человеческое*, по ту сторону добра и зла
Стивен Xокинг, Краткая история времени
Оруелл, 1984 и скотныи двор
Джеймс Джойс, Улисс
Булгаков, М и М
Кундера, Нев. легкость бытия
Это капля в море, конечно.
Сообщение было удалено
Угу, уже интересен ваш список по формату - с чем-то категорично согласна, с чем-то - нет. Но давайте, попробуем, дополнить французами-немцами-англичанами.
Сообщение было удалено
Да это все взаимосвязано! И если вы, например, не будете воспринимать "Старадание юного Вертера" как представление чистого сентиментализма, то удивитесь необыкновенно сопливому произведению). Я бы наверное советовала как то поэтапно изучать мировую литературу и не отдельные произведения, а в соотнесении со временем и направлением. Вам сколько лет?
Сообщение было удалено
Большое спасибо, конечно, но я не о себе пекусь, а о дочери. Ей почти 16)
Сообщение было удалено
А тут другое дело. Ну вряд ли в 15 лет ей понравится Сартр или Гессе. Я в 15 взахлеб читала Стендаля, Флобера, Бронте, Бичер-Стоу, Саган, Ли. В 16-17 ей будет близко Керуак, Селинджер, Драйзер, интересна хорошая американская фантастика: Брэдбери, Уэллс или та же самая литература "потерянного поколения" - Хэмингуэй, Ремарк, Олдингтон, Барбюс.
Предлагаю где-то раздобыть методички по "литературам" для филфака университета (не педа, "классического") за все курсы и осилить из каждой дисциплины хотя бы несколько.
Шолохов "Тихий Дон" обязательно прочитать. И вообще нужно читать и читать всю русскую классическую литературу - в ней наша история, наше прошлое.А без него нет будущего. Проблемы, которые затронуты в классической литературе абсолютно актуальны сегодня для России и для каждого из нас.
Да, и начинать, как уже предложили, с античной (предложили "поэтапно").
Сейчас увидела, что речь идет о дочери. Тогда (это на мой взгляд,хотя не все согласятся), хватит и школьной программы, а также того, что ей самой интересно (что, кстати?).
Страчунский-Белоусов-Козлов
"Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии" (прочитать и разгромить - применимо только по месту работы авторов).
Беседин
"Карма истории".
Фадеев "Молодая гвардия"
(рассмотреть на примере казахстанской революции 1986-91годов - к чему приводит прочтение).
Давлетьяров и группа "Любэ"
"А зори здесь тихие ..."
(роль в катастрофе на Сямозере)
Роль прочтения "Войны и мира" и характеристики Кутузова в деятельности Ельцина и Медведева.
Гардман.
"Идеальная грудь".
(определить методом трамвайной диагностики % прочитавших в окружающей популяции)
.....
Сообщение было удалено
Плюсуюсь.
Сообщение было удалено
16 лет для Сартра - самое то. Естессно, если речь о его худ прозе.
Сообщение было удалено
Тоже только прочла, что речь идет о 16-летней школьнице-дочери. Тогда автор или неподготовленный тролль или меганаивная маманя.Единственное, о чем Вам стоит "печься" - чтобы ребенок прочитывал школьную программу не в СОКРАЩЕННОМ и не адаптированном варианте. И если у девочки еще останется после этого ВРЕМЯ (что очень сомнительно), программа лит-ры предусматривает для очень шустрых и любознательных учеников литературу для ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ознакомления (произведение или по автору или по той де эпохе)....
Сообщение было удалено
))) креативно, но, увы, не практично.
Дамы и господа, тема явно уходит не в то русло: не фокусируйтесь на моей дочери)) У нее есть и школьная программа и не школьная программа, которая частично пересекается со школьной по интересам, а частично диктуется исключительно ее пристрастиями. Но не об этом речь. Главный посыл темы был обозначен в заглавном посте. Я рассчитывала и продолжаю надеяться, что вы напишите именно СВОЕ мнение, исходя из вашего жизненного и читательского опыта. Спасибо тем, кто попытался уже это сделать. И меня не интересуют ни школьные, ни садиковские, ни вузовские, ни еще чьи-то программы, потому как это образовательные стандарты, а меня интересует другое.
Список Бродского
Бхагават гита
Махабхарата
Гильгамеш
Ветхий Завет
Гомер. «Илиада», «Одиссея»
Геродот. «История»
Софокл. Пьесы
Эсхил. Пьесы
Еврипид. Пьесы: «Ипполит», «Вакханки», «Электра», «Финикиянки»
Фукидид. «История Пелопоннесской войны»
Платон. «Диалоги»
Аристотель. «Поэтика», «Физика», «Этика», «О душе»
Александрийская поэзия
Лукреций. «О природе вещей»
Плутарх. «Жизнеописания»
Вергилий. «Энеида», «Буколики», «Георгики»
Тацит. «Анналы»;
Овидий. «Метаморфозы», «Героиды», «Наука любви»;
Новый Завет
Светоний. «Жизнеописания двенадцати цезарей»
Марк Аврелий
Катулл
Гораций
Эпиктет
Аристофан
Элиан. «Пестрые истории», «О природе животных»
Аполлодор. «Аргонавтика»
Пселл. «Жизнеописание правителей Византии»
Гиббон. «История упадка и разрушения Римской империи»
Плотин. «Эннеады»
Евсевий. «Церковная история»
Боэций. «Об утешении философией»
Плиний Младший. «Письма»
Византийские стихотворные романы
Гераклит. «Фрагменты»
Августин. «Исповедь»
Фома Аквинский. «Summa Theolo qica»
Св. Франциск. «Цветочки»
Николло Макиавелли. «Государь»
Данте. «Божественная комедия»
Франко Сакети. Новеллы;
Исландские саги;
Шекспир. «Антоний и Клеопатра», «Гамлет», «Макбет», «Генрих V»;
Рабле;
Бэкон;
Мартин Лютер;
Кальвин;
Монтень. «Опыты»;
Сервантес. «Дон Кихот»;
Декарт;
«Песнь о Роланде»;
«Беовульф»;
Бенвенуто Челлини;
Генри Адамс. «Воспитание Генри Адамса»;
Гоббс. «Левиафан»;
Паскаль. «Мысли»;
Мильтон. «Потерянный рай»;
Джон Донн, Эндрю Марвелл, Джордж Херберт, Ричард Крошоу;
Спиноза. «Трактаты»;
Стендаль. «Пармская обитель», «Красное и черное», «Жизнь Анри Брюлара»;
Свифт. «Путешествие Гулливера»;
Лоренс Стерн. «Тристрам Шэнди»;
Щодерло де Лакло. «Опасные связи»;
Монтескье. «Персидские письма»;
Локк. «Второй трактат о правительстве»;
Адам Смит. «Благосостояние наций»;
Лейбниц;
Юм;
Тексты федералистов;
Кант. «Критика чистого разума»;
Кьеркегор. «Страх и трепет», «Или-или», «Философские фрагменты»;
Достоевский. «Записки из подполья», «Бесы»;
Гете. «Фауст», «Итальянское путешествие»;
Токвиль. «О демократии в Америке»;
Де Кюстин. «Путешествие наших дней (Империя царя)»;
Эрик Ауэрбах. «Мимезис»;
Прескотт. «Лабиринт одиночества»;
Карл Поппер. «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги»;
Элиас Канетти. «Толпа и власть».
Несмотря на фееричность этого списка, уж по одной-то книге из него читала каждая вуманша.
А если нет, то вон! даже из вумана. Ату!