«Мосфильм» дает добро
Ровно 50 лет прошло с момента выхода киноленты «Белое солнце пустыни» — фильм по-прежнему пользуется огромным успехом. Однако не все знают, что у картины непростая судьба — понадобилось более двух лет, чтобы завершить работу над ней. Съемки советского истерна проходили крайне тяжело и были плохо организованы. Когда работа над картиной была завершена, художественный руководитель Экспериментальной творческой киностудии Григорий Чухрай остался недоволен качеством отснятого материала, к тому же картина находилась под угрозой перерасхода средств — ее даже могли закрыть.
Владимира Мотыля даже обвиняли в профессиональной непригодности — незаконченный материал грозились передать другому режиссеру, однако главный претендент на эту роль Владимир Басов отказался.
В конце концов, на завершение фильма выделили дополнительные средства — режиссеру пришлось серьезно доработать картину, ведь комиссия посчитала ее слишком трагической. Увы, и на этот раз материалы не понравились руководству студии.
Посмотрев киноленту, директор «Мосфильма» Владимир Сурин остался недоволен ее качеством и не подписал акт о приемке.
Казалось бы, фильму уже не выйти на большие экраны страны, но слово главы государства — закон. Одним из первых картину увидел Леонид Брежнев — генсек был большим поклонником западных боевиков и вестернов — он остался в восторге от просмотра этой киноленты. В итоге советский истерн «Белое солнце пустыни» был допущен в широкий прокат — премьера состоялась в Москве 30 марта 1970 года.
«Называйте меня просто — товарищ Сухов!»
Роль красноармейца Федора Сухова сделала Анатолия Кузнецова по-настоящему знаменитым — актер даже неоднократно жаловался, что после выхода фильма поклонники стали называть его «товарищ Сухов».
Однако эту культовую фигуру мог сыграть Георгий Юматов — первоначально кандидатуру Анатолия Кузнецова отклонили.
Когда начались съемки, стало ясно, что у Юматова проблемы с алкоголем — в состоянии тяжелого опьянения он ввязался в драку. Лицо актера сильно пострадало — гримеры даже не смогли скрыть следов побоев. После этого инцидента его уволили и пригласили Кузнецова.
«Ты что, не слыхал про Верещагина?! Дожил…»
Исполнитель роли таможенника Павла Верещагина Павел Луспекаев проявил себя настоящим героем на съемках. Во время работы над картиной актер был тяжело болен — незадолго до этого ему ампутировали пальцы ноги, которые он сильно обморозил в военные годы.
Несмотря на то, что каждый шаг давался Луспекаеву с трудом, он все равно решил сняться в «Белом солнце пустыни», да еще и без дублеров. Также актер заявил, что не хочет, чтобы его герой был с костылями — он терпел сильную боль, но передвигался даже без опоры.
Изначально роль Верещагина была незначительной, но сценарий решили переписать, сделав его одним из главных персонажей. В итоге отважный герой так полюбился зрителям, что даже стал символом таможенной службы.
Кстати, в «Белом солнце пустыни» именно Павел Луспекаев исполняет композицию «Ваше благородие, госпожа удача», которая впоследствии стала одной из самых популярных песен советского кинематографа.
Сухов: «Давно обосновался? Везет мне на эти дела! Двоих таких откопал — ничего… Третий попался! Выкопал — а он меня за горло. Бандит оказался. Его свои же зарыли. Еле отбился. Вот сейчас тебя отрою, и будь здоров!»
Лебедев: «Нет, только не в музей! Здесь величайшие ценности!»
Сухов: «Ты откуда взялся?»
Лебедев: «Я — хранитель музея. Моя фамилия Лебедев»
Сухов: «Вот что, товарищ хранитель. Эти 9 освобожденных женщин Востока — тоже величайшая ценность, и давайте не спорить. Вопросы есть? Вопросов нет!»
Верещагин: «Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала…»
Гюльчатай: «Одна жена — любит, одна — одежду шьет, одна — пищу варит, одна — детей кормит, и все одна?… Тяжело!»
Многие люди, задействованные в фильме, на самом деле не были профессиональными актерами. Например, роль Катерины Матвеевны исполнила редактор «Останкино» Галина Лучай.
Только три жены Абдуллы были актрисами. Остальным после съемок важных сцен нужно было срочно возвращаться на работу, поэтому в некоторых эпизодах их заменяли солдатами.
Ножевая рана на лице Верещагина — вовсе не грим — накануне съемок сцены на баркасе Павел Луспекаев подрался в пивной.
Фото: Personastars, Куров Александр/Белоусов Виталий/Елена Пальм/ТАСС