Дизайнер интерьеров Евгения Гурова начала путь к профессии мечты еще ребенком. В 2001 году она окончила художественную школу по специальности «изобразительное искусство», после чего поступила в Московскую академию образования Натальи Нестеровой на специальность «дизайн интерьеров и архитектурной среды». Реализовывать первые проекты Евгения начала еще будучи студенткой: сейчас на ее счету несколько престижных премий и неоднократное попадание в топ-100 лучших жилых интерьеров России. Кроме того, Евгения Гурова пишет картины и создает композиции из гипса.
Своим главным принципом в работе она считает открытость, доверие и честность, а вдохновение ищет в общении с новыми людьми. О своем творческом пути, актуальных трендах в интерьере и о том, на что обратить внимание всем, кто хочет освежить пространство вокруг, Евгения Гурова рассказала Woman.ru.
Woman.ru: Евгения, расскажите про ваш творческий путь.
Евгения Гурова: Я выросла в простой советской семье: мама — медицинская сестра, папа — инженер, я — младший ребенок из трех. Мы жили в просторной по советским меркам трехкомнатной квартире — 74 кв. метра. Мама всегда старалась сделать пространство красивым и удобным для каждого, а я за этим внимательно наблюдала и придумывала идеальную квартиру для нашей семьи. Фантазия подарила идею о 8-комнатой квартире, где у мамы была бы библиотека с фортепиано, а у папы — мастерская. Помню, было две ванных комнаты — для детей и родителей.
Когда я стала старше, часто делала перестановку, что-то мастерила, красила, клеила, даже просверлила стену ручной дрелью, чтобы повесить картину. Откуда я черпала информацию — не знаю, интернета и специальной литературы тогда не было. Слова «дизайнер» тоже не существовало, по крайней мере в нашем окружении. Впервые о такой профессии я услышала уже в средней школе и сразу заявила маме, что буду дизайнером.
Я не понимала, что это значит, но знала одно: дизайнер — это человек, который что-то придумывает и постоянно рисует, мне этой информации было достаточно. Мне хотелось создавать, делать мир красивым и удобным. И я шла к этой цели: училась в художественной школе, любила математику, черчение и геометрию.
В детстве меня всегда привлекало устройство помещений и желание сделать их комфортнее. Когда мы с родителями оказывались в гостях, я с любопытством исследовала пространства. К началу 2000-х вузы уже стали предоставлять возможность поступить на различные направления. Я выбрала дизайн интерьера архитектурной среды. С этого момента я оказалась в своей стихии.
Шесть лет очного обучения пролетели как один день. Я всегда была пытлива ко всему новому. Уже со второго курса находила возможность работать. Потихонечку делала ремонты друзьям и родственникам. Бралась за все, за любую возможность проявить себя. Мне было интересно, я хотела развиваться. Я понимала, что придумать красивую картинку недостаточно. Я должна знать, как устроены процессы ремонта и воплощения той самой красивой картинки в реальность. К моменту окончания университета и защиты диплома за моей спиной уже был опыт работы дизайнером интерьера в крупной компании по продаже отделочных материалов и один выпуск в программе «Школа ремонта» на телеканале ТНТ.
Раскройте несколько закулисных секретов «Школы ремонта».
Евгения Гурова: Опыт работы на телевидении был очень интересным и ценным. Все, что зритель наблюдает с экрана, — чистая правда. Ремонт длится три дня, но предварительно проводится многоступенчатая подготовка: это некий курс молодого бойца, когда у тебя нет права на ошибку. Твой проект и все заказные позиции должны быть четко выверены, изготовлены, доставлены ровно в срок. Не должно быть никаких возвратов и браков. Закаляет невероятно!
Герои проходят строгие отборы, но участвуют в программе абсолютно бесплатно и не знают, какой результат их ждет. Дизайнер тоже проходит многоступенчатый кастинг для того, чтобы иметь возможность представлять проект на всю страну. Реакция героев, когда они видят финальный результат, снимается с первого дубля. Этого момента ждет вся группа. В моих программах не было ни разу, чтобы финальный результат не понравился. Мои герои всегда были довольны, удивлены и восхищены. С некоторыми мы до сих пор поддерживаем общение, для меня это тоже очень ценно.
Каким проектом вы гордитесь больше всего?
Евгения Гурова: Горжусь многими, особенно теми, которые входят в топ-100 лучших проектов России за разные годы. Выделить какой-то один сложно. Как-то я решила посчитать, сколько же я спроектировала и реализовала. Это оказалось сложной задачей. Сбилась после ста двадцати и решила больше этим не заниматься.
Есть один из наиболее запоминающихся проектов, о котором я могу рассказывать бесконечно, настолько длительная, сложная, интересная и крутая работа была проделана. Это квартира, реализованная в 2021 году, вошедшая в топ-100 лучших элитных интерьеров России.
У нее очень интересная история от начала до сопровождения и новоселья. У клиента был не первый ремонт. Заказчик четко осознавал свои потребности в каждой мелочи. Вишенкой на торте стала интеграция картины, вокруг которой и строилось все пространство. Работа началась задолго до старта проекта. В течение двух лет я участвовала с клиентом в выборе идеальной квартиры для покупки. Заранее предусматривала планировку и расположение той самой картины в интерьере. Мы с клиентом даже шутили, что квартира покупалась для картины.
В 2010 году вы сделали новый шаг в карьере — ушли в свободное плавание. Какие моменты вам нравятся в работе, а какие кажутся самыми сложными?
Евгения Гурова: Сложный момент является одновременно и тем, что мне и нравится больше всего — это ответственность. Я беру ответственность за все: за себя, команду, нашу общую цель, развитие. А вот к чему мне до сих пор очень сложно привыкнуть — это к отпуску. Его нет. Я не могу уйти вечером с работы и вернуться через две недели. Я всегда на связи, всегда с компьютером, всегда с какими-то документами. Я могу сменить обстановку, сесть в самолет, улететь, сесть в автомобиль, уехать, но работа всегда со мной. Расслабить голову, расслабить тело, отпустить ситуацию — это для меня самое сложное.
На какой принцип вы ориентируетесь в работе?
Евгения Гурова: Доверие, открытость и честность — это фундамент любых межличностных отношений. Клиент обращается к дизайнеру в первую очередь за квалифицированной помощью в той области, которая ему непонятна. Работа над проектом и его реализацией длительная, в некоторых моментах даже интимная, ведь мы говорим об устройстве быта любого человека. Дизайнер вступает с заказчиком в плотное сотрудничество, целью которого является достижение наилучшего результата для каждого. Выстроить доверительные, открытые и честные отношения — это залога успеха.
Какие ваши любимые направления в интерьере?
Евгения Гурова: Я люблю архитектуру и интерьеры начала и середины XX века. Это время новаторства, время человека, заботы о функциональной части и удобстве. Конструктивизм Александра Родченко, смелое и гармоничное владение пространством Фрэнка Ллойда Райта. Стремление к разумному упрощению, гармонии обитателей в окружающей среде без излишеств — это потрясающе.
У этого есть цель — дать человеку комфорт. И на самом деле комфорт, он минимален. Свет и тепло, удобное перемещение и нахождение в пространстве. Если копнуть в глубину, в базу, человеку много не нужно, и нужно всем одинаковое. Я считаю, что эпоха конструктивизма — идеальная почва для этого.
У вас есть проект мечты?
Евгения Гурова: Если бы меня спросили об этом пять лет назад, я бы, наверное, сказала о проекте какого-нибудь роскошного ресторана или отеля. Но нет. Проект моей мечты тянется из детства, когда семилетняя Женя рисовала планировку для своей большой семьи и мечтала о том, как маме, папе, брату и сестре, и даже нашим домашним питомцам будет уютно, удобно и красиво.
Сейчас в моей работе проект дома для моей большой семьи, где будет удобно мне, супругу, детям и нашим животным. Это очень классно, когда спустя годы ты имеешь возможность воплотить свою детскую мечту. Это уже не просто мечта на уровне «хочу», а цель, разложенная на шажки, на время, на бюджет. Еще чуть-чуть, и все сбудется! Это волшебно!
Какие ваши самые сильные стороны как дизайнера?
Евгения Гурова: Я могу выделить три самые сильные мои стороны. Это техническая часть проекта, в которую входит планировочное решение и рабочие чертежи. Есть огромное количество нюансов, которые зачастую упускаются дизайнерами и даже архитекторами. Я уделяю внимание каждой детали, каждому сантиметру, что особенно важно при работе с маленькими пространствами.
Вторая моя сильная сторона — организация. Мне всегда было интересно воплощение, и я считаю, что задача любого дизайнера — это не просто придумать, а воплотить свою работу на бумаге в реальность, уметь оптимизировать процессы, объединять людей, команды, выстраивать коммуникации.
Третья моя сильная сторона — это поиск идеальных решений в рамках бюджета. Клиент часто теряется в выборе материалов, систем, ему бывает сложно оценить важность тех или иных аспектов. Моя задача во время работы найти для клиента то, что ему на самом деле нужно, то есть выделить из всех его пожеланий, предложений от подрядчиков, из всех потребностей самое важное, разделить запрос на составляющие и расставить приоритеты.
Какие главные тренды в интерьере в 2024 году?
Евгения Гурова: В этом году продолжают укрепляться тенденции на натуральные материалы и оттенки. Не зря Pantone выбрал цветом года нежный персик. Также к материалу мы относим натуральные породы дерева без изменения их естественного цвета, натуральные камни, мягкие тактильные фактуры. Смягчение форм, приближение их к естественным, натуральным и природным.
Когда мы говорим об обновлении интерьера и желании человека быть в тренде, я бы советовала обратить внимание на цветовую палитру своего интерьера, использовать модные цвета, текстиль, текстуры и формы. Когда мы говорим об обстановке с нуля, я бы здесь не советовала ориентироваться на тенденции, поскольку ремонт — процесс длительный, а мода скоротечна. При ремонте человеку важно найти свой собственный внутренний комфорт и свое собственное отражение в интерьере. Это не имеет отношения к моде, это имеет отношение к стилю и мироощущению.
Сейчас очень популярны мастер-классы по рукоделию. Насколько предметы, сделанные своими руками, уместны в интерьере?
Евгения Гурова: Уместны. В этом случае мы будем больше говорить о декоре помещения, чем о его ремонте. Сейчас, например, очень модно переделывать старую мебель. Единственное, я призываю делать это осторожно и обращаться к квалифицированным специалистам за консультацией. Это могут быть также мастер-классы по интерьерным картинам, по оптимизации пространства, его эргономики. Конечно, это дает возможность людям проявлять свою творческую натуру, увлечься новым хобби, попробовать себя в новой профессии и, возможно, в дальнейшем в этом развиваться.
Мастер-классы позволяют каждому научиться создавать комфорт в пространстве. Добавить индивидуальности, хранящей энергию создателя.
С помощью каких предметов можно быстро освежить интерьер, но при этом не потратить много денег?
Евгения Гурова: Беспроигрышным вариантом в этом случае является покраска стен, смена текстиля, возможно, небольших предметов интерьера, например, таких как стулья, придиванные и кофейные столики, шторы, зеркала, осветительные приборы. Например, это может быть и люстра, если она не несет в себе духовную, семейную ценность, реликвию или вокруг нее не строился весь интерьер. В этом случае более чем уместны предметы, сделанные своими руками. Аутентичные интерьеры имеют особенный шарм. Важно не бояться что-то испортить или сделать неправильно.
Помним главный закон: все, что нельзя спрятать, нужно выделять. Крайне важна и фурнитура: на фасадах, аксессуары в ванной, мелкие предметы декора, главное — избежать при этом визуального шума. Здесь можно не бояться экспериментировать, наоборот, мелкие детали и акценты привлекают к себе внимание и играют важную роль в формировании особенностей стиля.
На что обратить внимание тем, кто хочет сделать дорогостоящее вложение в квартиру?
Евгения Гурова: Здесь мы начинаем с фундаментальных вещей, таких как инженерные системы, сантехника, напольные покрытия, сопряжение углов, конструктивные узлы, качественная внешняя и внутренняя электрика, обязательная система «умного» дома, кондиционирование. Далее уже выбираем предметы мебели, их функционал, подбираем предметы искусства, которые дополнят интерьер статусностью и будут передаваться из поколения в поколение. Я советую не спешить покупать все самое дорогое, а внимательней отнестись к возможностям разработки и создания уникальных предметов мебели и декора.
Творческие профессии требуют от человека полной отдачи. Бывает ли у вас выгорание?
Евгения Гурова: Конечно, бывает. Не могу сказать, что это выгорание, скорее, сбои — когда стоит действительно замедлиться по-настоящему. Взять иногда пару дней паузы, сменить обстановку, отдохнуть, набраться сил и вернуться к своим задачам.
Сейчас я учусь отслеживать свое состояние, брать паузы и снижать нагрузку, не дожидаясь кризисных моментов. Обязательно обращаю внимание на режим сна, отдыха, питания, могу отказаться от каких-то встреч на время. Идеальный вариант перезагрузки для меня, конечно, — это полноценный отдых со сменой обстановки, поездкой к морю вне сезона.
Вообще поймала себя на мысли, что я настолько люблю то, чем занимаюсь, что готова это делать 24 часа в сутки. Иногда специально себя притормаживаю: «Женя, подожди, нужно отдохнуть. Вот если ты сейчас не отдохнешь, то через два дня ты об этом пожалеешь, и у тебя не хватит сил и энергии». И приходится себя останавливать намеренно.
В чем вы черпаете вдохновение?
Евгения Гурова: Самым главным источником вдохновения для меня являются люди и события. Люди за счет своей энергии, за счет того, что они такие разные, открывают во мне новые грани, подсвечивают возможности. Это очень круто и сильно вдохновляет. Чем сильнее вдохновение, тем больше у меня способностей, желания отдавать. Мое вдохновение — это и мои заказчики. Мое вдохновение — это события. Они точно так же во мне открывают новые грани, подсвечивают какие-то мои стороны, вытаскивают из меня новые состояния.
Вдохновение, как и насмотренность, необходимо постоянно подпитывать. Когда мы говорим именно о подпитке, усилении или новом направлении во вдохновении для конкретного проекта, то обязательным инструментом являются документальные фильмы, биографии, архивы о жизни великих людей и исторических событиях наравне с лекциями по истории искусства. Посещение профессиональных выставок и презентаций. Люблю открывать для себя творчество и работы современных художников со всего мира, наравне с тем, чтобы углубить свои знания об уже известных.
В данный момент я углубляюсь в изучение колористики, психологии и психомиметики цвета. Музыка — сильный источник вдохновения. Например, для начала новой работы в формировании своих идей я включаю произведения Антонио Вивальди. Тишина — тоже эффективный прием. Она дает возможность разложить по полочкам все мысли.
Фото: Ирина Анисина