Если бы возраст первоклассников был строго регламентирован, никому бы не пришлось задумываться над выбором даты поступления в школу. Но, согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации (от 02.09.2020 № 458), начать учиться дети могут как в 6,5 лет, так и в 8. Причем принять их раньше или позже тоже должны, если есть заявление родителей с объяснением причин. Вот и мучаются мамы с папами, делая важный шаг. Понять их можно: впереди годы учебы и от того, каким будет старт, зачастую зависит будущая успеваемость.
По статистике Российской академии образования, только 10% первоклассников в возрасте от 6 до 6,5 лет. Большинство детей — от 7 до 8 лет.
Моему сыну в этом году исполняется 6 лет. Он любит обезьянничать, кататься на самокате и вместе с другими мальчишками искать в кустах заснувшего монстра. Его ровесница Соня в этом время чинно прогуливается по дорожкам и рассказывает маме о книге, которую прочитала. Их общие друзья-двойняшки — Агата и Миша — знают алфавит и счет до 100, но о рюкзаке и школьной форме мечтает только одна из них. Второй плачет, как только теряет папу из вида.
Глядя на них, складывается впечатление, что девочки уже готовы к школьным будням, в то время как мальчикам не помешает провести еще один год дома или в детском саду. Так может стоит ориентироваться при записи в 1 класс не на возраст ребенка, а на его пол?
Девочек раньше, мальчиков — позже
Нейробиологи подозревают, что еще в утробе матери мозг мальчиков и девочек развивается по-разному. На это влияют гены, гормоны и химические процессы. После рождения различия в органе разума подтверждают исследования ученых. Результаты МРТ показывают, что некоторые области женского мозга, такие как мозолистое тело, соединяющее оба полушария и хвостатое ядро, относящееся к структуре полосатого тела, растут быстрее и вырастают больше.
В дальнейшем, как отмечают ученые, девочки лучше владеют речью, эмоциями и склонны использовать оба полушария мозга для решения проблем. В отличие от мальчиков, у них раньше развивается мелкая моторика, поэтому держать карандаш и писать они начинают быстрее. Сверстники мужского пола в это время практикуются в прыжках и беге, так «велит» им мозг.
Поэтому, если не учитывать старания родителей и индивидуальные особенности каждого ребенка, мальчики и девочки одного возраста находится на разных стадиях развития. Несмотря на это, Диана Старунская, практикующий клинический психолог, говорит, что нет доказательств, убеждающих отдавать девочек в школу раньше, чем мальчиков: «Да, научные исследования подтверждают, что обучение мальчиков и девочек требует различных условий, но речь идет в первую очередь об условиях обучения, таких как температура в помещении, например. Для мальчиков важен более холодный температурный режим для поддержания их концентрации внимания и работоспособности. Однако я пока не встречала исследований, которые подтверждают необходимость отдавать детей в школу, исходя из пола».
Американская психологическая ассоциация отмечает, что мальчики чаще имеют проблемы с поведением, а девочки традиционно получают более высокие оценки.
С точки зрения науки все понятно, а как обстоит дело на практике? Обратимся к опыту родителей.
Личный опыт: «Не смотрит на доску, не слушает учителя»
Елена отдала сына в школу в 7,5 лет. Мальчик не ходил в детский сад, зато активно посещал развивающие занятия. Со сложной учебной программой — «школа 21 века» — справлялся хорошо, а вот с поведением начались проблемы. «Сын много отвлекался, хулиганил. Думаю, это особенность не возраста, а характера. Сейчас мы в шестом классе и, несмотря на все мои разговоры и увещевания, ничего не изменилось», — говорит она.
У Любови, которая отправила сына в школу в 6 лет, другие трудности. Ее ребенок не успевает за школьной программой и на фоне переутомления часто болеет. «Он усваивает информацию с опозданием ровно на учебный год, то есть получает хорошие оценки в 3 классе за те темы, которые проходил во 2 классе. А новые темы хоть триста раз объясни — не поймет», — жалуется она.
Сева пошел в 1 класс, как по расписанию, в 6,5 лет. Однако позднее об этом сильно пожалели родители. «Сейчас он во втором классе, и мы начали заниматься у нейропсихолога. Основная проблема с самоконтролем, вниманием и почерком. Никак не научится соблюдать все эти строчки и клеточки», — рассказывает его мама Евгения.
Похожие трудности и у дочки Ольги. В детском саду ей сказали, что девочка готова и ее можно отдать в школу по нижней границе нормы — в шесть с половиной лет. Уже за партой пришло понимание: поторопились. «Алина не смотрит на доску, не слушает учителя, как будто в облаках летает. Не понимает, например, почему на полях писать нельзя», — сетует женщина.
А вот у Юлии таких проблем нет. Обе ее дочери пошли в школу в разное время. Старшая — в 7.3 года, а младшая — в 6.6. Причиной тому индивидуальности особенности детей. «Я считаю, надо смотреть по ребенку. У меня было два критерия: отскакивание от зубов счета в пределах 10 и умение читать. В результате первый класс с удовольствием, и сейчас все хорошо», — гордится молодая мать.
С такой позицией согласна и Анна Беляева, основатель и руководитель Образовательного Пространства «Квазар». Педагог уверяет, что ни пол, ни возраст не является критерием, согласно которому можно определить готов ли ваш ребенок к школе:
«Вопреки распространенному мнению, девочки не всегда развиваются раньше мальчиков, а мальчики не всегда развиваются медленнее девочек. Этот процесс абсолютно индивидуален и может зависеть от множества факторов: как протекала беременность, как прошло ранее детство, есть ли психологические или физические травмы».
На старт, внимание… к школе готов!
Если на готовность ребенка к обучению, не влияют цифры в свидетельстве о рождении и бантики на голове, то как тогда понять, что пришла пора идти в школу. Учителя начальных классов предлагают ориентироваться на следующие тесты:
Рисунок человека. Попросите ребенка нарисовать человека. Обратите внимание, есть ли на рисунке пальцы, пупок, одежда, обувь. Чем он детальнее, тем выше общее развитие юного художника. Дети, рисующие человека в виде круга и черточек, психологически не созрели для учебных заданий, и школа может стать для них дополнительным источником стресса.
Графический диктант. Покажите ребенку геометрический рисунок, а затем предложите его повторить. Рисовать нужно не по памяти и не по образцу, а следуя устной инструкции взрослого. Например, отступи две клеточки вправо и нарисуй линию вверх на одну клеточку. Если ребенок много ошибается, он еще не созрел для инструкций и со школой лучше повременить.
Образец и правило. Начертите на листе геометрическую фигуру. Рядом поставьте несколько точек разного размера. Затем дайте ребенку задание соединить какую-то часть точек, чтобы получилась фигура как у вас, но с одним условием. Например, использовать только маленькие точки. Если ребенок не понимает требования, вам стоит записаться не в школу, а на подготовку к ней.
Первая буква. Разложите карточки с рисунками. Назовите букву и попросите ребенка найти картинку, начинающуюся с нее. Например, «К» = «Корова». Задание проверяет развитие фонематического слуха, и трудности с ним должны стать поводом для консультации у логопеда.
Если задания кажутся вам слишком сложными, есть более простой путь проверить готовность ребенка к школе с точки зрения физиологии. Попросите его достать рукой до противоположного уха через голову сверху. Получилось? Тогда в добрый путь!
Фото: Getty Images