Муж, мама, все родственники и кое-кто из друзей искренне и по-доброму говорили мне, что я никогда не научусь водить, что это не для меня и нечего даже пытаться. Зато теперь мне кажется, что я могу все — даже сдать экзамен по высшей математике (кстати, я его успешно сдала). Я езжу чуть больше года. С одной стороны, достаточно, чтобы набраться хотя бы минимального опыта. С другой — явно мало для того, чтобы приобрести презрительно-снисходительный взгляд на начинающих автомобилисток — я еще хорошо помню, что ставит новичков на грань нервного срыва. И, пока не забыла (говорят, это происходит довольно быстро), хочу поделиться опытом.
1. Окончите курсы, возьмите пять-шесть частных уроков у профессионалов, прокатитесь пару раз на дачу и на работу с мужем, бойфрендом или просто знакомым — хорошим драйвером и по возможности уравновешенным товарищем — и начинайте ездить сами. Чтобы ездить, надо ездить — и все. Я почувствовала себя уверенно за рулем через две недели.
2. Застрахуйте машину — по крайней мере, гражданскую ответственность (риск нанесения ущерба третьей стороне) — и перестаньте бояться, что разобьете чужой «Мерседес». Скорее всего, вы его не разобьете, женщины ездят очень аккуратно. А если разобьете, ущерб оплатит страховая компания. Главное, в случае аварии вызвать представителей ГИБДД. Можно пойти дальше и застраховать свою машину, включая угон. Это стоит подороже, в зависимости от марки машины и года выпуска, но зато снимает все проблемы.
3. Правила и знаки желательно знать и по возможности им следовать, но прав всегда «Мерседес» (и КамАЗ). Будьте гибче. Но, конечно, знание знаков поможет не выехать в незнакомом месте на улицу с односторонним движением лоб в лоб другим машинам, испытав связанные с этим неудобства (как это пару раз случалось со мной). Кстати, гаишники (гибэдэдэшники) вовсе не звери, они достаточно снисходительны к женщинам на дороге. Будьте и вы с ними вежливы, улыбайтесь.
4. Пожалуйста, не забивайте себе голову внутренним устройством машины (разве что вам это самой интересно). Как можно прекрасно работать на компьютере, не зная, что такое жесткий диск и системный блок, так можно и прекрасно водить машину, не зная, что такое подвеска или рулевая тяга. Просто не забывайте регулярно возить машину — даже новую — на сервис на профилактические техосмотры.
5. Я спрашивала у нескольких профессиональных водителей, какой бы совет они в первую очередь дали начинающему автомобилисту. Все были единодушны: «Не спешить!»
Спешите до того, как сели в машину: можете, обжигаясь, пить утром кофе, не успеть застегнуть пальто, бегом прибежать на стоянку, а вот как только оказались внутри машины, сразу расслабьтесь. Слушайте приятную музыку и делайте все плавно и с удовольствием.
6. Не волнуйтесь, что не успеете быстро перестроиться или влезть куда-нибудь: спокойно стойте, мигайте и ждите, пока вам не уступят место, кто-нибудь обязательно уступит, или поток иссякнет. В самом-самом крайнем случае, если очень надо ехать, а возможности почти нет, тогда все равно поезжайте, просто упорно двигайтесь в нужном направлении и ни на кого не обращайте внимания. Вас пропустят, хоть и неохотно, — у них не будет выбора.
7. Не злитесь, заранее настройтесь на то, что остальные участники движения не конкуренты, а соратники и сподвижники. Это неправда, что в Москве невозможно ездить, потому что все сплошь ездят плохо и агрессивно. Пропускайте тех, кто об этом просит. Извинитесь (покажите выражением лица, что раскаиваетесь), если виноваты и вам погудели, не вступайте в ненужные споры.
8. В городе, как правило, ездят на четвертой передаче, за городом — на пятой. В пробке — на второй, в страшной пробке — на первой. К светофору, если горит красный свет, подъезжают на нейтральной передаче, но только если дорога сухая. (Профессионалы вообще не советуют ездить на нейтралке — может занести.)
9. Желательно надевать обувь с не очень толстой подошвой, чтобы лучше чувствовать педали. А каблуки первое время не надевать вообще.
10. Когда трогаетесь в горку, держите левую ногу на педали сцепления, правую — на педали тормоза, включайте первую передачу и быстро, но плавно переносите правую ногу с педали тормоза на газ и лучше слегка перегазовывайте, одновременно левую ногу медленно снимайте с педали сцепления. Ручник при этом совершенно не нужен, хотя инструкторы и советуют им пользоваться.
11. Снижайте скорость — тормозите и переходите на пониженную передачу — перед поворотом. Проходя сам поворот, не тормозите. Старайтесь не терять своего ряда при повороте.
12. Следите за тормозными огнями впереди идущей машины. Если машина впереди (даже далеко) тормозит, тормозите тоже или, по крайней мере, коснитесь ногой тормоза — сзади у вас зажгутся тормозные огни, и этим вы дадите возможность тем, кто летит за вами следом, сбросить скорость заранее, а не прямо перед в вашим бампером.
Кто делает селфи за рулем
13. Внимательно смотрите на дорогу перед собой, чтоб не въехать в яму, в открытый люк или еще куда-то, что встречается на наших дорогах. Поглядывайте в зеркало заднего вида и в боковые зеркала. Больше ни на что не отвлекайтесь. Должна сказать, что в первую неделю я смотрела в зеркала и совершенно не понимала, что там отражается: далеко ли другая машина или близко, сзади она или слева, но это приходит.
14. На многополосной дороге выбирайте средний ряд — из крайних рядов часто поворачивают на стрелки. Соблюдайте рядность, следите за разметкой.
15. Обдумывайте свои маневры заранее, обязательно покажите поворотником, что собираетесь делать, и будьте последовательны. Не меняйте своих решений в последнюю секунду, не суетитесь. Маршрут тоже желательно обдумать заранее, чтобы не пересекать, визжа тормозами, сплошную полосу в последний момент.
16. Что касается самого, на мой взгляд, сложного — парковки, особо дельных технических советов дать не могу, поскольку сама пока не умею толком этого делать. Передом парковаться неудобно, а задом я езжу плохо. Но всегда, даже в центре, можно найти уединенное местечко, где есть шанс припарковаться передом. Просто это будет не перед дверью офиса, а чуть подальше. А если нельзя найти поудобнее местечко и надо вклиниться между двумя машинами, окружающие мужчины будут рады вам помочь — с соответствующими шуточками, конечно, но помогут.
17. Те же самые мужчины — драйверы — помогут в первое время и на заправке, и на дороге, хотя лучше иметь на всякий случай заряженный мобильный телефон, чтобы можно было позвонить мужу, папе, брату, другу или в службу.
18. Выезжать, если стоите вдоль тротуара и зажаты спереди и сзади, нужно следующим образом: включите заднюю передачу и подайте (хоть чуть-чуть) назад и к тротуару, выворачивая руль до упора вправо, потом переднюю — вперед от тротуара, выворачивая руль до упора влево; потом опять чуть-чуть назад к тротуару и опять вперед на дорогу. Отсюда вывод: при парковке важно не становиться к другим машинам очень близко и не притираться к тротуару вплотную.
19. Пожалуйста, не вешайте себе никаких значков на заднее стекло. С самого начала чувствуйте себя не «У», чайником или туфелькой, а нормальным полноправным участником дорожного движения и соответственно себя ведите. Не рассчитывайте на чужое снисхождение, верьте в себя.
20. Очень быстро вы научитесь делать все автоматически. Ездить в уютной хорошенькой машинке — это не только комфорт и независимость, но и большое удовольствие. Успехов вам, и ничего не бойтесь. У вас все получится!
Фото: Getty Images