Впервые на взаимосвязь года рождения и качества супружеской жизни Григорий Кваша обратил внимание в девяностые, когда, забросив науку, увлекся астрологией. Ему не давал покоя вопрос: почему у него, рожденного в год Лошади, так непросто складываются отношения с женщинами, родившимися в год Крысы? Опросил друзей-одногодок. И застыл от удивления: такие же проблемы возникали и у них.
Но почему? Что за колдовская закономерность? В чем ее суть? В ходе собственных наблюдений исследователь пришел к удивительному выводу: действительно, всему виной роковое сочетание знаков, символизирующих годы рождения.
Со временем к паре Крыса — Лошадь добавились еще одиннадцать, образовав своеобразный замкнутый круг, известный ныне как векторное кольцо, где Крыса наводит благоговейный ужас на Лошадь, Лошадь — на Кабана, Кабан — на Дракона, Дракон гипнотизирует Кота, Кот гоняет Петуха, Петух клюет Собаку, Собака преследует Быка, Бык топчет Тигра, Тигр угрожает Козе, Коза — Змее, Змея — Обезьяне, Обезьяна, в свою очередь, имеет власть над Крысой.
В том, что эта закономерность не нарушается, Григорий Кваша убеждался неоднократно. Роковая векторная любовь не миновала многих великих писателей: Жорж Санд — Альфред Мюссе, Михаил Лермонтов — Варвара Лопухина, Николай Гумилев — Анна Ахматова, Владимир Маяковский — Вероника Полонская, Сергей Есенин — Айседора Дункан.
О метаморфозах векторной любви можно писать трактаты: слишком уж она непредсказуема, слишком цепко держит зловещее кольцо в своих объятиях всех, кто в него попал.
— Обычно отношения между людьми имеют маятниковый характер, — объясняет Кваша. — Достигнув своего предела, упершись в тупик, они обязательно качнутся в другую сторону. В векторном же браке траектория отношений всегда одинакова — это траектория пикирующего бомбардировщика. Перетекание энергии здесь идет только в одном направлении: от слабого «слуги» к сильному «хозяину». Чем дольше длится такой контакт, тем большим монстром становится один и тем сильнее деградирует другой, лишаясь своей знаковой сути, невольно искажая свою личность. Жизнь в векторном браке подобна жизни на пороховой бочке.
Всего полгода счастья выпало на долю Альфреда Мюссе и Жорж Санд. Остальные полтора были заполнены громкими скандалами и разрывами, которые чередовались с бурными примирениями и страстными объяснениями в любви. Мюссе ревновал, обвинял Санд в измене, а в разлуке слал возлюбленной возвышенные письма. Она отвечала ему: «Прощай, прощай, я не хочу тебя покидать и не хочу брать тебя снова. Я не люблю тебя больше — и обожаю навеки. Я не хочу тебя больше — но не могу без тебя обойтись. Кажется, только одна небесная молния могла бы излечить меня, уничтожив… Уходи, но убей меня уходя». В историю вокруг этой роковой страсти была вовлечена вся Франция, разделившаяся на «мюссеистов» и «сандистов».
Не прожили и двух лет вместе Анна Ахматова и Николай Гумилев, расстались Нина Берберова и Владислав Ходасевич, Мария Давыдова и Александр Куприн. Правда, Алексей Толстой и поэтесса Наталья Крандиевская-Толстая продержались двадцать лет. Но чего им это стоило…
Все тяготы рокового чувства испытал в свое время и сам Григорий Кваша: для него семь лет векторного брака закончились язвой желудка.
— Такие браки вообще бесследно для здоровья не проходят, — говорит он. — Постоянные скандалы, ссоры, ревность, подозрения расшатывают нервную систему, срывают с человека все защитные оболочки. Векторные супруги живут как бы с содранной кожей.
Любовь к мужу подорвала здоровье Елены Бальмонт, превратив молодую женщину в «темноволосую, беззубую, высохшую мумию, в которой жили лишь странные трагические глаза». Романом болезней называли уже упомянутый роман Мюссе, страдавшего от постоянных нервных срывов. Из-за любви к Валерию Брюсову покончила жизнь самоубийством Надя Львова. Незадолго до своей трагической гибели повстречалась со своим векторным хозяином Робертом Кеннеди Мерилин Монро.
По какому сценарию будут развиваться отношения в векторном союзе, предугадать практически невозможно. Сколько пар — столько вариантов развития роковой любви.
В одних «слуга» молчаливо терпит бесчинства «хозяина» и доводит себя до такого состояния, что разлагается как личность и начинает спиваться.
В других, как это было у супругов Чаушеску, он и она не расстаются двадцать четыре часа в сутки и настолько сливаются друг с другом, что как самостоятельная единица перестают существовать. Отношения в таких парах можно сравнить разве что с гипнозом, под воздействием которого рождается настоящий двуглавый монстр.
Третьи и рады бы расстаться, вырваться на свободу, да нет ни сил, ни… желания.
Такие союзы на грани здравого смысла если и оправданы, считает Григорий Кваша, то в среде людей творческих: писателей, актеров, художников — там, где без постоянной эмоциональной подпитки не обойтись. Кстати, непредсказуемые законы роковых отношений принесли немало творческих удач кинематографу. Астролог убежден: многие знаменитые отечественные фильмы («Обыкновенное чудо», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Тихий Дон») стали таковыми именно благодаря тому, что по странному, мистическому стечению обстоятельств исполнители главной женской и мужской роли в этих фильмах оказались векторными «хозяином» и «слугой».
Впрочем, подняться до творческих небес можно и не вступая в убийственные по накалу страстей векторные отношения, считает астролог. Гораздо безопаснее не менее яркий, но совершенно другой по эмоциональной окраске романтический союз.
Если Тигр соединит свою жизнь с Обезьяной, Собака с Драконом, Кабан со Змеей, Коза с Быком, Петух с Кабаном и наоборот, их, по теории векторного кольца, ждет именно такой брак — брак-сказка, брак-мечта, который и обычную жизнь освещает неземным светом. Взаимоотношения супругов в таком браке, как и в векторном, тоже сродни ослеплению, безумству, но уже со знаком плюс: любовь с первого взгляда (а именно так и начинаются все подобные союзы) и романтическая страсть возвышают человека, окружают его особой аурой, ореолом. А что еще нужно для вдохновения поэту или художнику?
Романтические взаимоотношения с женой были мощным творческим стимулом для многих мастеров слова — Грибоедова, Горького, Островского, Вертинского, Булгакова (культовый роман «Мастер и Маргарита» был написан как гимн любви писателя к супруге Елене Сергеевне Булгаковой).
Музой стала спутница жизни и для Луиса Стивенсона. Очевидцы так описывали их семейную жизнь: «Фенни (Осборн) сознательно употребляла свою власть над Луисом, побуждая его писать произведения, которые могли принести широкий успех…»
В романтическом браке взаимоотношения подобны хрупкому цветку, который нужно беречь, ограждать от прозы бытия, от грубой реальности. «Зайка моя! Я твой? зайчик! Рыбка моя! Я твой глазик!» — похоже, эти милые глупости из незатейливой песенки Филиппа Киркорова участники романтического брака готовы напевать друг другу бесконечно (кстати, у Киркорова, исходя из соотношения их с супругой годов рождения, такой же брак). Правда, любовную игру нужно поддерживать всю жизнь, иначе рано или поздно все развалится.
Самым противоречивым и самым распространенным сегодня союзом женщины и мужчины астролог Кваша считает так называемый равный брак. Он особенно популярен в эмансипированной Америке, где война полов достигла всех мыслимых и немыслимых пределов.
Брак равных — в этом определении заложены все его плюсы и минусы. Здесь ни у одного из супругов нет никаких преимуществ. Однако рядом с тобой всегда не только соратник, но и соперник, судья, который ревниво оценивает твои достижения, стремится догнать, если отстал, или перегнать, если чувствует себя сильнее. Особого смысла, быть может, в подобном соревновании и нет, но зато каково моральное удовлетворение оказаться первым! А какой в этом браке секс! Состояние борьбы возбуждает…
Если чему и способствует подобный стиль семейных отношений, считает Григорий Кваша, так это карьере. Будущие политики, бизнесмены, ученые, брак равных — для вас!
Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что среди таких союзов были и вполне благополучные: Владимир Ульянов и Надежда Крупская, Михаил Ломоносов и Елизавета Цильх, Александр Пушкин и Наталья Гончарова, Иван Бунин и Вера Муромцева, чета Горбачевых, Элем Климов и Лариса Шепитько, Василий Шукшин и Лидия Федосеева-Шукшина.
Самый предпочтительный брак, на взгляд астролога Кваши, духовный. Его основа — общность интересов, интеллектуальное и духовное единство, взаимное уважение. Впрочем, в таком союзе, как и в любом другом, есть место и ссорам, и разрывам, и даже взаимной неприязни. Разница, возможно, в том, что здесь все это выглядит гораздо тоньше, благороднее, сложнее. Духовный брак, как ни один другой, требует работы духа, напряженного поиска единства, самоотречения. Романтика здесь вторгается в самую неромантическую область — разум.
Но тех, кто вступил в такой союз, ждет более чем награда: считается, что ни один из вышеперечисленных браков не в состоянии принести той высокой гармонии, какую дает человеку духовный брак.
Сорок лет рука об руку постигали мир и друг друга Николай и Елена Рерих. Десятки книг, многие из которых написаны совместно, создание Гималайского института научных исследований, создание целого направления философии — итог этого удивительного союза поистине велик.
Совместные творческие работы принесли известность Федерико Феллини и Джульетте Мазине, Майе Плисецкой и Родиону Щедрину, Инне Чуриковой и Глебу Панфилову, Владимиру Меньшову и Вере Алентовой.
- Духовный брак —? гимн человеческому духу, гимн человеческому разуму, — считает астролог. — По сути, это брак будущего, в котором не будет ни политики, ни агрессии, ни войн. Мужчина и женщина не должны воевать друг с другом.
Фото: Getty Images