"Ночные бабочки", "жрицы любви", "дамы с камелями" - у представительниц первой древнейшей профессии есть много романтических прозвищ. Кстати, профессия проституток как появилась в древнейшие времена, так и благополучно существует поныне. Значит - чтобы там ни говорили, - она востребована. А ранее была еще и почетна, и престижна, и даже, уж извините, свята... Но из песни, как говорится, слова не выкинешь.
Еще в давние-давние времена туземки с Гавайских островов подплывали к европейским судам голыми, держа на голове тюк с платьями, туфлями и зонтиками. Джентльмены поднимали красоток на борт, сначала одевали их подобающим образом, а потом их же и раздевали, но уже в темных и тесных каютах. Вечное мужское стремление обладать женщиной сделало проституцию самой "непо- топляемой" профессией на все времена, а религиозное рвение древних народов превращало ее в "божественный" промысел.
Вавилонские блудницы
Город с башней до небес, из-за которой согласно Библии произошло смешение языков всех народов, славился не только роскошными дворцами и храмами, но и веселыми вавилонскими блудницами. А начи- налось все вроде бы вполне безобидно.
На верхнем этаже 90-метровой башни, посвященной главному вавилонскому богу Мардуку, находилась маленькая комнатка со столом и ложем. В этой каморке сидела жрица и ждала того самого Мардука, которому, по мнению местных жителей, секс-услуги могли понадобиться в любой момент. В праздник Нового года в башне появлялась высокорожденная "леди", претендовавшая на роль богоневесты Мордука. Священный брак должен был приносить Вавилону хороший урожай, и простой народ вовсю отмечал акт божественного бракосочетания в оргиях в "доме любви". Сначала мужчины бегали за полуобнаженными жрицами на природе и отдыхать ложились на священных холмах. Затем на смену холмам пришли храмы и женщины Вавилона стали предаваться разврату перед алтарем. Богатые вавилонянки разъезжали около храма в роскошных колесницах, а женщины попроще входили за ограду и сидели там, повязав голову лентами, в ожидании "клиентов". Сделка происходила так: иностранцы прогуливались по аллеям и приглядывались, а затем бросали на колени понравившейся интердевочке деньги и кричали: "Взываю к богине Мелитте!" После этого жрица любви покорно отправлялась исполнять свой священный долг. Вскоре популярный храм доброй богини уже не мог вместить всех ее поклонников и центром проституции стала большая площадь с бассейнами и рощами в окрестностях храма. Женщины там могли чувствовать себя в безопасности и на глазах жрецов открыто заниматься проституцией.
Так вавилоняне и жили, распространяя повсеместно венерические болезни, и в решающий момент "проморгали" свой великий город, от которого сегодня осталась лишь груда развалин на территории современного Ирака.
Религиозную проституцию практиковали не только в Вавилоне. В Армении богиней проституции почитали Анаис, храм которой напоминал храм Мелитты в Вавилоне. Вход сюда разрешался одним чужестранцам. Жрицы этого храма избирались из представительниц самых знатных фамилий страны, которые и определяли, как долго девушкам надо служить придирчивым богам. Из храма дорога женщинам была вовсе не на улицу, а замуж - причем женихи справлялись в храме о поведении и умениях будущей жены. Девушка, которую посетило наибольшее число иностранцев, считалась самой желанной невестой.
Греческие гетеры
В Древней Греции проституция считалась вполне нормальной и уважаемой профессией. "Куртизанки нужны, для того чтобы ублажать нашу плоть, гетеры - для наслаждения, а жены - для того чтобы рожать нам законных детей", - писал Демосфен. Любому афинскому гражданину разрешалось иметь любовницу, но под страхом сурового наказания запрещалось жениться на чужестранке. Поэтому греческим мужчинам приходилось обходиться своими женщинами, на что они, впрочем, не жаловались.
Процесс "съема" происходил вполне интеллигентно. Когда молодому афинянину нравилась какая-нибудь гетера, он писал ее имя на стенах храма, прибавляя несколько лестных эпитетов. Утром каждая куртизанка посылала свою рабыню (да-да, уровень жизни у древних проституток был вполне и вполне!) читать на стенах храма надписи, и если в числе их находилось и ее имя, то она в знак согласия отправлялась в храм и там ожидала своего поклонника. После торга она могла отправиться с ним, а могла и послать куда подальше - гетеры были вольны в выборе любовника.
Знаменитая греческая гетера Аспазия, которая приехала в Афины из Милета, открыла школу риторики, а на деле первый в истории Древней Греции куртизанский салон, который посещал весь греческий бомонд: философы, политики, врачи и ваятели. Она сумела покорить сердце умницы Сократа, а затем и правителя Афин Перикла - да так, что смогла серьезно влиять на политику государства, по сути развязала Пелопонесскую войну, диктовала моду и изобретала любовные напитки.
У другой, не менее знаменитой гетеры Фрины таких амбиций не было. Она жила себе тихо-мирно и позировала для великих скульпторов - ее тело было совершенно, что она доказала оклеветавшим ее завистникам совершенно оригинальным способом, ставшим легендой. Когда Фрину однажды оклеветали и потащили в суд, ее защитник Гиперид в доказательство невиновности красавицы сорвал с нее одежду, и мужчины-судьи дрогнули: "Женщина такой красоты не может быть виновной в таком ужасном злодеянии!" Зато не дрогнули правители ее родного города Фесписа, когда Фрина предложила на свои деньги восстановить разрушенный Александром Македонским город. Единственным условием гетеры была надпись на стене города: "Александр разрушил Феспис, а Фрина выстроила его вновь". Отцы города, почесав головы, решили, что источник финансирования уж слишком сомнителен, и взять деньги не решились.
Отношение к проституции в те времена было настолько лояльным, что на Кипре девушки вечерами бродили по берегу моря, поджидая иностранных моряков с галер. Причем это были не профессионалки, а самые обычные девушки из приличных семейств: они таким образом служили богине острова, но и деньги брать с мужиков не забывали.
Боги язычников кипели вполне человеческими страстями, и, например, богине любви Афродите служили тысячи сакральных куртизанок. В ее храме, построенном на деньги жриц любви, свободно бродили голуби (птицы, посвященные богине) и жили проститутки, которые приносили жрецам немалые барыши. Храмы открыто служили местом "сексуального просвещения". Туда родители посылали своих дочерей, чтобы их грамотно лишили невинности и обучили премудростям плотской любви. Ритуальной дефлорацией частенько занимались жрецы - при помощи, например, скульптуры с гигантским фаллосом.
Именно греки первыми создали официальный публичный дом "диктериаду" со своими правилами, обычаями, таксой и т. д. Посещать публичные дома должен был каждый молодой и уважающий себя афинянин, чтобы завершить эстетическое воспитание. А об иностранцах древние греки проявляли особую заботу. При въезде в город любви Карфаген городские власти размещали так называемые палатки девушек, в которых юные красавицы отдавались за деньги чужестранцам. Причем цель у древних "интердевочек" была самая что ни на есть светлая - заработать на приданое, выйти замуж и сделаться почтенными и целомудренными женами!
Римские "стульчаки"
В Древнем Риме видов проституции было много, и каждый из них изобретательные римляне называли по-своему. Хорошеньких булочниц, изготавливавших сдобные лепешки в форме мужских и женских половых органов (подношения богам любви), называли "аликариэ". Проститутки, бродившие около могил и помогающие родственникам оплакивать умерших, звались "бустувриэ". "Касалиды" обслуживали мужчин в небольших домиках, а "таверниэ" - в трактирах и гостиницах. Старые проститутки "диобаларес" могли рассчитывать только на внимание рабов, а жены почтенных патрициев - "фамосэ", которые искали лекарство от скуки, "подрабатывали" и одновременно развлекались в публичных домах, а потом жертвовали заработанное на храмы. Проститутки-толстушки "вителлэ" рассчитывали на особого клиента, а "ноктувигилес" работали только по ночам. И все они хором жутко обижались, когда подвыпившие мужики обзывали их "скраптэ" - стульчак! (А это, кстати, было весьма популярной кличкой.)
Обычное место тусовок римских куртизанок было у храма Венеры, где шалуньи развешивали цветочные гирлянды не только на головы почитаемых божеств, но и на их половые органы. А рощи около храма были вообще очень интересным местом: там изменяли своим мужьям замужние женщины, которых за минимальную плату знакомили со своими клиентами жрицы. Кстати, в Древнем Риме вообще было очень даже принято заниматься сексом в общественных местах: в храме, в гимнастических залах, в театрах, где после окончания представления начинались самые настоящие оргии.
И только римские гетеры "бонэ меритричес" не были жертвами любви - они были ее законодательницами. Их, наряженных в полупрозрачные одежды и увешанных драгоценными браслетами, с золотыми диадемами на головах и серебряными зеркалами в руках, по всему городу носили на специальных носилках рабы-негры. Впереди носилок шла толпа евнухов и музыкантов, играющих на флейтах, а вокруг обычно вились восторженные поклонники. Они были богаты и довольны жизнью, у каждой был влиятельный покровитель "амичи", и будущее их было надежно обеспечено.
Баядеры, девы Солнца и жёны Змея
Индия без танцев не Индия, вот и знаменитые индийские "баядеры" (в переводе - танцовщицы) должны были каждый день танцевать в храмах или во время уличных шествий. Красавицы баядеры радовали не только глаз зрителей, хочешь чего поинтимнее - нет проблем, только плати. В индуистских храмах сакральная проституция существовала тысячелетиями. Женщинам не запрещалось (это даже поощрялось) приходить по праздникам в храмы, чтобы отдаться жрецам или посетителям. Это было круто, потому что в храмах они отдавались мужчинам только высших каст и общение в первую очередь было высокоинтеллектуальным, а потом уж по Камасутре.
А вот у инков в древнем Перу существовал весьма своеобразный вид "элитарной" священной проституции. Девочек из знатных семей в юном возрасте забирали от родителей и помещали в своего рода монастыри, где они жили под надзором матрон-"мамакона", занимались вышиванием, служили по хозяйству, следили за священным огнем и пекли пироги из кукурузной муки для стола Великого Инки. Жилища девственниц Солнца, окруженные высокими стенами, были недоступны для смертных. Только Великий Инка имел право входить туда, что он с удовольствием и делал. Он пользовался девами Солнца сам или дарил приближенным в знак особого расположения. По-другому девственница Солнца заняться любовью не могла. А если ее случайно заставали с мужчиной, то закапывали живой в землю, ее возлюбленного душили, а деревню, откуда "грешник" был родом, жестокие инки ровняли с землей.
И в Африке храмовая проституция тоже приняла занятные формы. Там существовали специальные учебные заведения, готовившие "божественных супруг". После трехгодичного обучения юные девушки отдавались вначале жрецам и колдунам, а затем и всем остальным представителям культа. Эти женщины пользовались большим уважением и почетом. У одного из племен Восточной Африки существовал такой обычай: на берегу реки негры строили хижины для поклонения речному богу Змею, в роли которого, естественно, выступал главный жрец племени, а в ролях помощников-"змей" - остальные почетные члены племени. В хижинах поселяли женщин, давших обет доступности "по первому требованию". "Змеи" так и ползали в эти хижины, а женщины периодически рожали вполне по-человечески выглядевших детей, которых называли "детьми змея". Так что и мужчины были довольны, и приличия соблюдены.