Как вы считаете почему раньше количество разводов было существенно меньше в СССР?Наши мамы-папы "ТЕРПЕЛИ" получается друг друга и не разводились, чтобы не упасть в грязь лицом перед обществом? Или требования друг к другу были меньше?
некоторая часть может и терпела, но чтобы понять ценность отношений "влюблённых" в сегодняшних реалиях, достаточно взглянуть на молодых
требования друг к другу были меньше.
Йа-йа. Подходишь к девахе и пытаешься знакомится.
ОНА: квартира есть?
ОН:йа-йа
ОНА:машина какой модели
ОН: жигуль12 модели
ОНА нах ты воопще б. ко мне у..е подошел? п....с вали к
Мораль другая была. Люди были по-другому воспитаны. Родительский контроль знакомств был (с приезжими гулять не разрешали, это далеко не только Москвы касается).
Во-первых статус. Во-вторых партия не одобряла. В-третьих имущества не было-чего делить. Ну и развитие технологий туда же. Если женщина которой и нужен брак теперь может вырастить ребенка одна-то она разводится. Прально в общем-то, 21 век все ж.
Сейчас эпоха беспринципности, безответственности, отсутствия морали и предательства.
согласна с 1-5.когда в обществе нет морали и сильна разница в доходах,молодость становится товаром.девушки сами себя предлагают,а мужчинам остается только выбирать.
Ну не знаю когда больше разводов было, и что вы имеете раньше? Вот в мое время, мне сейчас 48 лет, из моих одноклассников не развелась только одна "девочка", все остальные либо в разводе, либо повторно замужем, а из ребят, так большая половина спились. В наше время если до 25 лет замуж не выйдешь, то все - старая дева, вот и выскакивали лишь бы выйти, как я, например. Теперь я повторно замужем. Если бы сейчас, то ни за что не вышла бы так рано замуж и повнимательнее смотрела на своих "женихов". Сейчас молодежь умнее и выбирает грамотно, сужу по девушкам у нас на работе, замуж выходят в 27-29 лет и очень удачно.
слишком все дозволено стало! Дорогие проститутки-пожалуйста!
сайты знакомств, ни к чему не обязывающие отношения-пожалуйста! Женатик-ваще не табу давно.... и т.д.
Про "раньше" не могу сказать... среди родственников-знакомых из старшего поколения есть и те, кто развелись рано, и те, кто развелись уже в зрелом возрасте, и те, кто живут в одном браке всю жизнь; причины разводов - вроде бы, самые разные.
Среди молодёжи - судя по моим знакомым, разводятся те, кто изначально поторопились с браком... если бы немного подождали и подумали, поняли бы, что друг другу просто не подходят.
Сообщение было удалено
а причем тут что раньше нечего было делить? как это на малое кол-во разводов влияет?
Сообщение было удалено
У меня другая статистика, мои родители и все мои родственники без разводов живут, большинство моих знакомых в разводе или развелись (мне около 30).
Так не подавайте на разводы и разводов будет меньше! А то мода чуть что - РАЗВОД.
Сообщение было удалено
Да раньше люди терпели в основном из-за жилья. Разъехаться было сложно... Да и родственники бывало давили: "вы зачем разводитесь, перед людьми стыдно."
Сообщение было удалено
Общественное мнение раньше ОЧЕНЬ важно было, и потом лезди в каждую семью, ТОВАРИЩЕСКИЕ СУДЫ, лишали премий, всячкски приследовали...
Сейчас СВОБОДА-демократии. Никто никоме ничего не должен.
Нравы, ценности все ниже и ниже.
А вот в до революционной России Вообще практически не было разводов. Особенно в провинции.
Люди от бога отдалились.
Спасибо коммунистам, и огромное спасибо ребятам демократам.
А откуда информация, что разводов стало ЗНАЧИТЕЛЬНО больше?
Сообщение было удалено
Из ЗАГСов, откуда ж еще?
да, действительно такое ощущение, что все вокруг разводятся, у меня вот к 30 годам осталась только одна замужняя подруга, все остальные поразводились, некоторые даже по второму разу успели развестись. Мне кажется потому что сейчас женщины не терпят все ради семьи и чуть что с мужем не так, сразу же дают ему под зад коленом и правильно делают, наконец-то дождались, что начали мужиков воспитывать, а то совсем распустились они у нас...
Ага, под зад коленом дать проще, чем попытаться решить проблему и сохранить семью, согласна
Сообщение было удалено
Автор ходил по ЗАГСам и собирал статистику? Или это сделали вы? А вот мне, разговорчивая тетя, работающая в ЗАГСе в архиве, сказала, что за последние несколько лет, количество разводов резко пошло на убыль. Наверно моральный облик людей, расписывавших в конкретно этом ЗАГСе, необъяснимо и стремительно улучшается. Может это от местоположения ЗАГСа зависит? Надо в передачу "необъяснимо но факт" обратиться, пусть разберутся.
Тридцать лет назад, соотношение кол-ва населения к кол-ву разводов, было примерно такое же. Проводили мы социологический опрос на эту тему. А автор, на что ссылается? На другую говорливую тетку из другого ЗАГСа?
браки разрушают женщины. сначала их послали на работу и лишили мужиков возможности (зарплаты) содержать семью (спасибо советской власти). потом- советская власть кончилась, наступила эра капитализма, где многие женщины оказались более адаптированными и успешными, стали зарабатывать. их дочки восприняли идею самостоятельности и материальной независимости. а мужики продолжают считать себя хозяевами жизни и вести себя соответственно. вот независимая баба и не хочет терпеть мужика, указывающего ей, что длать. вопрос, в чем теперь ценность этого брака? стоит ли за него так держаться?
щас всё такие вспыльчивые! наверное просто не хотят всё это терпеть.
Раньше нормальная девушка на 40-летнего не посмотрела бы, не модно это было. А сейчас почти все 40-летние мужчины женаты на девушках лет на 15-20 младше. Вторым браком,разумеется.
Сообщение было удалено
Те, у кого в кармане дыра - коротают свой век с женой-одногодкой). Умные 20-летние девочки даже не плюнут в сторону малоимущего кандидата на пятом десятке)
Уже осень7! Мне сейчас 50+.В браке 29 лет. Из моих знакомых развёлись лишь две пары. Остальные уже поотмечали серебряные свадьбы, имеют детей и внуков. А когда мы все женихались,то мы были равны и выбирали не по кошельку, а по потенциалу.Да многие девственницами замуж выходили.В сексе сравнивать особо не приходилось, поэтому не метались в поисках неизвестно чего.Разводы вокруг были не так уж часты, поэтому и мы к брачным клятвам относились посерьзнее...Пик разводов моего поколения пришелся на постперестроечные годы, когда многие оказались непривычно состоятельными людьми, окруженные толпами молодых девочек, когда рушились понятия Родины, которой нельзя изменять, когда ближайшие друзья кидали или заказывали.Именно тогда и в обществе стало меняться отношение и к браку, и к верности, и к долгу. Это моё ИМХО.Сорри, если кто-то несогласен.
Сообщение было удалено
Вообще-то, часто считают отношение количества разводов не к численности населения, а к количеству браков. Вот по этой статистике на 2 брака - 1 развод. А общее число разводов может и уменьшилось, потому что и число браков уменьшилось - некому разводиться.
Вспомнил одну разведенную знакомую. Замуж она выходила, как она сказала: во-первых, потому что женщина должна быть замужем, во-вторых, потому что хочу быть замужем, в-третьих, потому что давно мечтаю о свадьбе, точнее о белом платье, красивом букете и тп, то есть об атрибутах свадьбы.
А о таких мелочах как совместная жизнь, быт, ответственность и многое другое как-то подумать забыла. Результат такой позиции - развод.
Потому что сейчас нравы другие. Раньше к браку серьезней относились, а сегодня это чаще всего просто печать.
Разводов сейчас так много потому, что семья сейчас потеряла ту ценность, какую имела раньше. Почитайте на ветках про гражданский брак - половина постов о том, как это хорошо и замечательно, что никто никому не должен.
Сообщение было удалено
Вот почему так много разводов. Раньше девушки выходили замуж по любви за молодых мужчин, а сейчас продаются. На детской площадке гуляем с детьми, много "дедушек с внуками" видим. А нынче дедушки с внуками не гуляют, они гуляют с новыми детьми.
Сообщение было удалено
Точно!!!
да чё вы тут рассусоливаете
- бабы распустились
- а пцанов что-бы в узде их держать всё меньше и меньше
Женщины всегда остаются женщинами, потому что у них ребенок и материнский долг. А мужикам развлекаться бы. Посмотрите сколько развлекательно-увеселительных заведений! Разве раньше столько было? Раньше у людей главной радостью в жизни был ребенок, а теперь пиво! И среди женщин много таких, кто не хочет семью, а хочет легкой веселой жизни. Вот с такими и гуляют мужья, распускаются и опускаются. И деньги вместо того, чтобы для дома что=то хорошее сделать, для ребенка, все на развлечения. А женщина, она своего ребеночка любит и дома с ним занимается, кормит, гуляет, лечит и кабаки не победят материнское чувство. Кто выдержит эти бесконечные пьянки, гулянки, измены все доступно в ассортименте? Вот и подают на развод чаще женщины. Я куда не посмотрю все так живут. Так хотелось бы опровержения своим словам, увидеть нормального мужчину лет 25-35, хоть на картинке.
Сообщение было удалено
Тут уже называли мотивы: безответсвенность, отсутствие морали и прочая. Согласен с этим. Добавлю лишь. Желание своего я, главенствует над желанием "мы". Проще расстаться, чем по работать над "мы".
Другой не маловажный фактор. Это, порой доходящий до не возможности найти себе партнера, отвечающего под свое "я".
А работать мы не любим, и меняться не хотим-с... .
32, абсолютно с вами согласна, к сожалению...
У них времени не было разводиться. Сначала полжизни копили на телевизор, потом полжизни копили на мягкий уголок на кухню. Быт их крепче держал, чем сейчас. А нынешнее поколение разводящихся- это переходный период. Это браки заключенные в конце 90-хх, когда старались выскочить пораньше и за богатого. Безответственное отношение к браку, женятся, когда не готовы. Просто отсутствие тяжелого быта (сейчас-то все легко достается) в нынешней эпохе эти проблемы обнажило.
Сообщение было удалено
Это не из-за демократии. Как раз если бы был у нас демократический капитализм, как в Европе, все было бы иначе:) А у нас дикий капитализм. "Дикий капитализм ведет к одичанию человека"- слышали такую поговорку?
Сообщение было удалено
Да, это печально:(( А что вы хотите, если эти молодые 20-летние девочки росли, формировались в эпоху 90-х? И я в том числе. Когда есть было нечего, когда сегодня богат- завтра беден или убили, когда видишь как легко делаются деньги и что есть иная жизнь. Когда узнаешь, что подружки в регионах снимаются, потому что жрать нечего, завод закрыли родителей уволили, никто не зарабатывает, а возраст подростковый, уже хочется красиво одеваться, да и вообще не видишь смысла получать профессию, если завтра можешь остаться без работы, что и нынешний кризис кстати подтвердил, и т.д. и т.п.
Сообщение было удалено
Это точно. Сейчас родительского контроля нет. Родители слишком загружены своими проблемами, процессом выживания.
Сообщение было удалено
Чепуха, про общественное мнение, про товарищеские суды. И премии за развод не лишали, никого не преследовали. Полную чепуху гость написал.
Может тому, кто претендовал на особо высокий пост, и указывали, что хорошо бы быть женатым, но и здесь не было ни какой обязаловки.
Разводов было меньше только потому, что жили беднее. А выжить в семье легче, детей поднять легче. Чем комфортней жизнь, тем меньше тормозов, для сохранеия брака. Тем легче пойти на развод.
Нет других причин.
Сообщение было удалено
у меня есть перед глазами, во плоти, таких аж целых два! Редчайшие экземпляры по нынешним временам. Обоим по 30 лет, отличные семьянины, детей своих обожают, жены у них не работают - домом и детьми занимаются, а они пашут и всё в дом, в дом. А один из них вообще "красно-книжный" экземпляр - ко всем вышеперечисленным достоинствам еще и красавчик писанный, бывший спортсмен, не пьет, не курит! Вот хоть за некоторых из нас порадоваться можно :)
А вообще да, согласна. Мало достойных молодых мужчин, как посмотришь вокруг - даже и не хочется уже семью создавать, реально НЕ С КЕМ, нет мужчин с адекватным отношением к браку и семейной жизни. Увы.
Модестин определял римский брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение по божественному и человеческому праву".
Римская семья (familia) находилась под патриархальной властью главы семейства (pater familias) и носила патрилокальный характер, т.е. жена переходила в дом к мужу. Семья строилась на эсхатологическом убеждении, выразившимся в культе предков (sacra familiares), и ретроспективном счете родства (adgnatio), принимающим во внимание только лиц, объединенных общим семейным культом.
Глава семейства (pater familias) являлся таким образом старшим агнатом, ближайшим к предкам членом семейства (adgnatus proximus). Он выполнял медитативную роль посредника между предками и живыми, только идущими к перевоплощению. Ответственность домовладыки фиксировалась римским правом, как отцовская власть (patria potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенных генеалогической идеей. Под понятием familia понималось "как совокупность вещей, так и совокупность людей" (Ульпиан), т.е. не только все починенные члены семьи - агнаты, но и принадлежавшие семье рабы, скот и имущество. Именно союзом полновластных отцов семейств (pater familias) являлась римская Республика.
В римской семье на первый план выдвигалась не кровная связь между домовладыкой и его подвластными - связь когнатическая, а юридическая или агнатическая связь. Агнатами считались лица, связанные подчиненной связью ко власти домовладыки. К ним относились, как кровные, так и вошедшие в семью, например, жена или усыновленные. Эмансипированные из-под власти домовладыки покидали семью и утрачивали агнатическую связь с данным семейством.
Дочь, перейдя в семью мужа, попадала под власть мужа или его отца, если он был жив. С прежней семьей ее связывали лишь религиозные обряды и семейные праздники. Вольноотпущенный раб приобретал свободу, ограниченную его обязанностями в отношении "патрона". Дети, рожденные дочерью, оказывались под властью ее нового домовладыки. Таким образом, счет родства велся по мужской линии, поскольку женщина не могла быть домовладыкой и не могла репродуцировать агнатическую связь.
Когнатическое родство возникало с переходом агната или агнатки в другую семью или с эмансипацией. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, попадала под власть мужа или свекра и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и вышедший из семьи сын. Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.
Отмеченная структура римской семьи обусловила деление граждан по их семейному состоянию на самостоятельных и подчиненных или, как говорилось в римских источниках, на лиц своего права (personal sui jurus) и лиц чужого права (personal alieni juris). Самостоятельным (personal sui juris) был в семье только один человек - pater familias, все остальные члены семьи подлежали его власти.
Центральным полномочием домовладыки было право жизни и смерти (ius vital ac necis). Право предавать подвластных смерти было связано исключительно с ролью домовладыки и пресекалось публичной властью, если домовладыка, наказывая подвластного, действовал из соображений, отличных от дисциплинарных.
Осуществляя свои репродуктивные права, отец имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный отцом (liberum tollere) становился членом семьи, для этого отец должен был поднять ребенка с земли. В противном случае, например, при явном уродстве, следовало expositio filii - дитя выбрасывалось на улицу или относилось на Тарпейскую скалу.
Домовладыка был правомочен манципировать (mancipio dare) своих домочадцев третьим лицам в возмещение ущерба или сдавая их внаем. Сыновья домовладыки, независимо от возраста, семейного или общественного положения, при жизни отца были подвластными с ограниченной гражданской правоспособностью. Приобретенное ими имущество становилось собственностью домовладыки.
После смерти домовладыки, его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети попадали под их владычество. Однако при этом, свободный от отцовской власти гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.
Вступая в брак под властью мужа (cum manu) женщина попадала под manus мужа или его pater familias. В этом браке правоспособность жены всецело поглощалось правоспособностью мужа. Жена входила в новую семью pater familias на правах дочери (filial loco). Со вступлением в брак женщина становилась persona alieni jurus и в этом качестве не могла распоряжаться имуществом. Имущество, нажитое в браке, ранее составлявшее собственность жены, если до заключения брака она было persona sui jurus, или подаренная ей отцом, переходило к мужу или его pater familias. Если жена без ведома мужа покидала дом, муж мог истребовать ее от любого лица по такому же иску, как обеспечивающий возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено и ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением нового агнатского родства между нею и семьей мужа. Брак cum manu мог быть расторгнут только по воле мужа.
Это положение женщины юридически уравновешивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных началах с детьми, если они были. Обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета из членов ее старой семьи, ставших для нее когнатами. Если же это правило игнорировалось, вмешивался цензор, наблюдавший, в числе своих других полномочий, за нравами. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.
Особое значение в свете противоборства плебев и патрициев имело право на заключение брака между сословиями. В 445 году до н.э. был снят запрет на браки между патрициями и плебеями.
Вернусь вновь к римскому браку cum manu. Он мог был установлен тремя способами. Первое, через религиозный обряд бракосочетания (confarreatio). Брачующиеся приносили жертву Юпитеру и вкушали особые лепешки в присутствии жрецов и 10 свидетелей. Второе, через совершение условного приобретения жены (mancipaio). Обряд совершался в присутствии pater familias жениха и невесты, 5 свидетелей и весовщика. Жених произносил слова: "Будешь ли ты достойной женой?" Невеста отвечала: "Где ты, мой Гай, там я - твоя Гая". Жених передавал pater familias невесты условный слиток меди, якобы взвешиваемый весовщиком. Третье, через usus, т.е. путем применения приобретательной давности к брачным отношениям. Если женщина сожительствовала с мужчиной более года, она автоматически переходила под его власть (manus).
К III веку относятся первые упоминания о форме брака, которая не имеет ничего общего с традиционным римским браком. Более того, по всем позициям она ему прямо противоположна. Эта форма брака имела название sine manu, т.е. "без власти мужа", и считалось "неправильной", в отличие от традиционного брака cume manu. Знакомясь с браком sine manu, создается впечатление, что римские законодатели руководствовались инструкциями самого человечного человека, который, в частности, утверждал: "Нельзя быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетенного пола, женщины" (Полн. собр. соч., т. 37, стр. 185). Вступление в брак sine manu не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус persona sui juris (если имела его раньше), либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатического родства между женой и семьей мужа. Жена не переходила под власть и руку (manus) мужа. Мужчина теперь не имел власти над своей женой: супруги в личном отношении считались равноправными субъектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против своей воли.
Юридическое равенство супругов в браке sine manu находило выражение в их имущественных отношениях. Все имущество супругов, как принадлежавшее им до брака, так и приобретенное в период семейной жизни, оставалось в собственности каждого из супругов, будь то муж или жена. Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами (donations inter uxorem) было запрещено. "Считая подарки ненадежным знаком привязанности, римляне устранили из супружества возможность угодничать, чтобы муж и жена любили друг друга бескорыстно и свободно". (Плутарх. "Римские вопросы"). Супруги могли вступать друг с другом в любые имущественные сделки, в случае возникновения имущественных споров - предъявлять друг другу иски. Брак sine manu можно было расторгнуть по одностороннему заявлению любого из супругов.
В результате установления фактического равенства плебеев с патрициями, в Риме появился слой богатых плебейских родов. Можно предположить, что появление брака sine manu диктовалось нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими. Но так, чтобы при этом женщина из патрицианского рода не попала под власть мужа-плебея.
Фактической основой брака sine manu стала форма бракосочетания через usus, т.е. через применение института приобретательной давности к браку. В соответствии с законом, если женщина раз в год три ночи подряд (usurpatio trinoctii) покидала дом мужа, а точнее сожителя, то установления власти (manus) мужа над женой не наступало. При известном проворстве женщины, она могла неограниченно долго избегать власти мужа.
Юридическое равенство супругов в браке sine manu находило выражение в их имущественных отношениях. Все имущество супругов, как принадлежавшее им до брака, так и приобретенное в период семейной жизни, оставалось в собственности каждого из супругов, будь то муж или жена. Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами (donations inter uxorem) было запрещено. "Считая подарки ненадежным знаком привязанности, римляне устранили из супружества возможность угодничать, чтобы муж и жена любили друг друга бескорыстно и свободно". (Плутарх. "Римские вопросы"). Супруги могли вступать друг с другом в любые имущественные сделки, в случае возникновения имущественных споров - предъявлять друг другу иски. Брак sine manu можно было расторгнуть по одностороннему заявлению любого из супругов.
В результате установления фактического равенства плебеев с патрициями, в Риме появился слой богатых плебейских родов. Можно предположить, что появление брака sine manu диктовалось нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими. Но так, чтобы при этом женщина из патрицианского рода не попала под власть мужа-плебея.
Фактической основой брака sine manu стала форма бракосочетания через usus, т.е. через применение института приобретательной давности к браку. В соответствии с законом, если женщина раз в год три ночи подряд (usurpatio trinoctii) покидала дом мужа, а точнее сожителя, то установления власти (manus) мужа над женой не наступало. При известном проворстве женщины, она могла неограниченно долго избегать власти мужа.
В отличие от формулы Модестина, брак sine manu фактически стал договором между двумя свободными сторонами. Такое понимание брака послужило основанием для эмансипации женщины и уравнению ее в правах с мужчиной.
Менялись и отношения в "правильном" браке cum manu. Власть pater familias слабела. Троекратная продажа сына и однократная - дочери освобождала их от отцовской власти. Взамен права лишить детей жизни, отец признавался обязанным отдать виновного под власть магистрата. Детям разрешалось жаловаться магистрату на чрезмерную строгость и, если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти. Отец мог освободить детей от patria potestas и по своей воле, посредством эмансипации (emancipatio). Имущество, полученное сыном в виде жалования, военной добычи, именовалось пекулием (peculium casrense) и считалось принадлежащим исключительно сыну.
Господствующей формой пока оставался "правильный" римский брак под властью мужа - cum manu.
По преданию, первый развод в Риме произошел в 231 году до н.э., когда Спурий Карвилий, по прозванию Руга, разошелся со своей женой. Этот Карвилий очень уважал и сильно любил свою жену, но она была бесплодна. Цензоры заставили его присягнуть в том, что он намерен жениться на другой женщине для продолжения рода.
Это первое сохранившееся письменное свидетельство о разводе в Риме. Безусловно, разводы были и раньше. По римским законам в браке cum manu муж мог инициировать развод, но нельзя забывать, что он сам находился под властью своего pater familias. Видимо, разводы были и раньше, но их число было очень мало.
Тит Ливий подробно описывает знаменитый спор о женских украшениях, происходивший в 195 году до н.э.
Предыстория спора такова. В 215 году до н.э., в разгар II Пунической войны, в Риме был принят Оппианов закон, названный так в честь трибуна Оппия. Закон запрещал женщинам иметь больше полуунции золотых украшений, носить дорогие цветные платья и ездить в парных экипажах. Четырнадцать лет спустя война окончилась, но прошло еще шесть лет, прежде чем в 195 году до н.э. возникли попытки отменить Оппианов закон. Консерваторы были против отмены закона, и дебаты затянулись на много дней. Казалось, что попытки изменить законодательство обречены на провал, но тут вмешался женский фактор, столь неуловимый ранее в истории Рима. "Ни авторитет, ни скромность, ни приказы мужей не могли удержать замужних женщин дома. Они наводнили улицы Рима и подступы к форуму. Каждый день толпы женщин росли, потому что женщины приезжали в Город даже из провинций". (Тит Ливий. "История Рима"). Когда женщины напали на двух трибунов, наиболее резко настроенных против отмены закона, это было уже чересчур!
"Я покраснел от стыда, - гневно восклицает в сенате Катон, - несколько минут назад пробивая себе дорогу через толпы женщин, чтобы добраться сюда! Если женщина хочет о чем-то заявить, ей следовало сделать это в домашней обстановке, обращаясь к своему мужу. Женщины неуправляемы, нельзя вручать им поводья и ожидать, что они не перевернут колесницу. Они хотят полной свободы или, прямо говоря, полноправия!"
Далее Тит Ливий пересказывает пространную речь Катона по этому поводу.
"Если восторжествуют они сейчас, - говорит Катон (в то время консул), - то на что они покусятся после? Посмотрите законы! Ими наши предки старались обуздать своеволие женщин и подчинить их мужьям, а вам все равно едва удается удержать их в повиновении, даже связанных такими узами! Если вы будете уступать им одно право за другим, так что, в конце концов, они сравняются с мужчинами, неужели вы думаете, что мы сможем терпеть их? Едва станут они вровень с вами, как тотчас окажутся выше вас!"
"Если одной не дозволено то, что дозволено другой, - продолжает Катон, обращаясь к женщинам, - может и в самом деле есть повод испытать унижение и гнев, но если все вы будете выглядеть одинаково, то какая же из вас может опасаться, что на нее не так посмотрят? Стыдно казаться скупой или нищей, но ведь закон избавляет вас и от того и от другого - он запрещает иметь, чего у вас и так нет. "Вот как раз с таким равенством я и не желаю мириться, - скажет богачка. - Почему мне не позволяют привлечь к себе взоры обилием золота и пурпура? Почему бедности разрешено прятаться под сенью закона и многие делают вид, будто имеют то, чего на самом деле у них нет? Ведь если бы не закон, все увидели бы их нищету!" Неужели хотите вы, квириты, чтобы женщины похвалялись одна перед другой роскошью? Чтобы богачки старались добыть украшения, недоступные другим? А те, что победнее, выбивались бы из сил, чтобы не подвергнуться презрению за свою бедность? И, конечно, как только женщины станут стыдиться того, что вовсе не стыдно, они перестанут стыдиться того, чего нужно стыдиться на самом деле! Если средства женщины позволят ей, она купит то, что захочет, а если у нее не будет денег, она пойдет за ними к мужу. Достоин жалости бедный муж, даст ли он ей денег или нет. Ибо, если у него не найдется денег, они найдутся у другого мужчины".