Засекреченная трагедия: как 40 лет назад скрыли гибель сотен людей на теплоходе под Ульяновском
Теплоход «Александр Суворов»

О том, что случилось 5 июня 1983 года под Ульяновском, широкой общественности разрешено было рассказать только два десятилетия спустя. Тогда же жаркой поволжской ночью город закрыли на вход и выезд, а утром в аэропорту принимали только рейсы с родственниками погибших. Почему же авария с теплоходом «Александр Суворов» сразу получила гриф «секретно»? Для этого нужно понять, что стало причиной крупнейшей речной катастрофы СССР.

«Александра Суворова» называли теплоходом для рабочих круизов. Не в том плане, что там постоянно проводились конференции и совещания, а в том, что ходил он длинными маршрутами, а основный костяк пассажиров составляли рабочие, получавшие путевки от предприятий. Так случилось и в этот раз. Большую часть туристов составляли шахтеры Донбасса, кроме того, экипаж в каждом городе подсаживал еще безбилетников в свободные каюты. Так на судне, который стартовал из Горького, уже через 4 суток набралось 343 пассажира, плюс не забудем про 96 членов экипажа.

Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» должен был по расписанию сделать остановку в Ульяновске. Планировалось, что утром гости круиза пойдут гулять по городу, а вечером накануне посмотрят на теплоходе фильм «Похищение ''Святого Луки''». Поскольку детектив был премьерным, на верхней палубе, где расположился кинозал, собралось больше 200 пассажиров. В этот же вечер повар ресторана отмечал день рождения — одной из версий случившегося позже как раз станет то, что команда вместо того, чтобы быстро принять меры по спасению судна, в это время пила и танцевала на пирушке.

Засекреченная трагедия: как 40 лет назад скрыли гибель сотен людей на теплоходе под Ульяновском
Императорский мост через реку Волга

В 20:00 теплоход начал приближаться к мосту через Волгу с почти максимальной скоростью — 25 километров в час. В это время к тому же мосту подходил товарный состав. Дежурный запросил у берегового диспетчера габарит пролета и получил ответ: «13,8». Штурман удивился, внешне казалось, что габарит уже и теплоход идет не в судоходной пролет. Он уточнил у диспетчера и снова получил ответ: «13,8», то есть теплоход должен был пройти. О том, что грядет авария, понял охранник на мосту и начал стрелять в воздух, но было уже поздно. Теплоход на полном ходу врезался в перекрытие несудоходного пролета моста. Стальной настил словно стилетом срезал всю верхнюю палубу. Ту самую, где шел фильм. И в это время вагоны грузового поезда, потеряв опору на мосту, начали сыпаться вниз вместе с бревнами и углем. Кажется, что в этой ситуации говорить о везении не приходится, но всем выжившим очень повезло: дело в том, что товарняк еще вез бензин, цистерна с 93-м застряла в перекрытиях моста и не упала на теплоход. Иначе он бы в секунду вспыхнул как спичка, и спасти бы не удалось никого.

Засекреченная трагедия: как 40 лет назад скрыли гибель сотен людей на теплоходе под Ульяновском

«То, что было на теплоходе, невозможно передать. Матросы и проводницы таскали раненых. Если можно назвать их ранеными. Без рук, без ног, они тянулись к нам. Просили помочь, не ощущая того, что у них даже нет ни рук, ни ног. Они умирали у нас на руках. Искалеченные дети, беременные женщины с разорванными животами. Близкие искали своих близких. Никаких криков — тихие стоны. Даже дети не плакали. Труп одной девушки, разорванной пополам, долго висел вниз головой. Пошел дождь, и по волосам стекала кровь. Это было страшно», — рассказывали подоспевшие позже врачи.

Но самое страшное, про ад наяву, 20 лет спустя рассказал газетам Владимир Петрович П. Он в тот вечер не пошел в кино, а решил лечь пораньше в каюте. Но жена заявила, что хочет посмотреть на город с воды, и ушла на палубу. Больше он ее живой не видел.

«Я ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Я выскочил из каюты и бросился наверх по трапам. Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное: горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: «Скажите маме, что я жива…» И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой…» — рассказывал он.

Еще два инженера с шахт Донецкой области поехали в круиз на «Суворове» вместе с супругами. Жены в тот вечер решили остаться на верхней палубе, посмотреть кино, а мужчины спустились в буфет, чтобы пропустить по рюмке коньяка. Они выжили, а женщины — нет.

Главный акушер-гинеколог из Армении купил два билета для жены и десятилетней дочери. На теплоход в Ростове-на-Дону они опоздали. Тогда он на автомобиле догнал теплоход в другом городе и посадил их, а через три дня приехал в Ульяновск на опознание. Он завыл, когда части тел его близких вынесли к нему на берег.

Засекреченная трагедия: как 40 лет назад скрыли гибель сотен людей на теплоходе под Ульяновском

Срочно по всем телефонам в Ульяновске разбудили главврачей больниц, ректоров вузов, глав транспортных мероприятий. Нужны были сотни добровольцев, чтобы разгребать завалы, переносить раненых и, увы, делать гробы. Хирурги двое суток, не переставая, резали и штопали людей, пока к ним на подмогу не приехали столичные коллеги. Основная сложность заключалась в том, что характер травм был не переломы и порезы, а рваные раны, которые сложно было обрабатывать из-за того, что в них попала угольная крошка, мелкая древесная пыль и зерно.

Через сутки появилось донесение начальника УВД Ульяновского облисполкома Виктора Иванова о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности при ликвидации последствий аварии теплохода. В нем говорится, что милиция должна была ограничить распространение информации о случившемся, и особенно правоохранительные органы боялись попадания сведений о крушении лайнера к иностранцам. Так, в места массового отдыха, скопления граждан направлялись опытные оперативники «для выявления фактов распространения ложных слухов и антиобщественных проявлений и их своевременного пресечения». Все работники милиции были «тщательным образом проинструктированы о порядке информирования ими граждан о характере происшествия, количестве жертв и т. п., обращено особое внимание о недопустимости иностранных граждан к какой-либо информации по этим вопросам».

Телевидению и прессе была дана команда молчать. Фотоаппараты и кинокамеры изымали, пленки засвечивали и рвали.

Но на месте тогда побывал корреспондент «Комсомольской правды» Леонид Репин, который только в 1998 году написал большой очерк, подводящий итоги аварии «Александра Суворова».

«Причин катастрофы было несколько. По отдельности они, возможно, и не вели к трагедии, но, сложившись, неминуемо к ней влекли. Первая: халатность вахтенного штурмана. Нашлись свидетели, видевшие, как тот перед встречей с мостом увлеченно читал детектив. Вторая: халатность рулевого. Третья: на мосту не зажгли сигнальных огней. Четвертая: на шестом пролете, через который ''Суворов'' по своим габаритам никак пройти не мог, стояла будка путевого обходчика, напоминавшая очертаниями сигнальный щит, обозначавший судоходный пролет. И я бы назвал еще причину: в команде судна гудел праздник — у поварихи раскручивался день рождения. Ее поздравили по громкой связи — и покатилось…» — писал он.

Всего погибшими признали 176 человек, среди которых были штурман и рулевой судна.

К слову, официальное следствие пришло к выводу, что в случившемся виноваты как раз погибшие рулевой Уваров и старший помощник капитана Митенков, которые в тот момент несли вахту.

Капитана теплохода Клейменова, который в это время отдыхал в своей каюте и которого от сильного удара сразу вышвырнуло за борт, приговорили к десяти годам тюрьмы.

Засекреченная трагедия: как 40 лет назад скрыли гибель сотен людей на теплоходе под Ульяновском
Капитан Владимир Клейменов

Суд решил, что он самоустранился от спасения пострадавших и, поскольку не смог обеспечить дисциплины на судне, заслуживает тюрьмы. Клейменов отсидел шесть лет, вернулся разрушенным больным человеком и вскоре умер от инфаркта. Но, как признавались близкие, его сердце надорвалось от осознания того, что он стал виновником гибели такого огромного числа людей.

Засекреченная трагедия: как 40 лет назад скрыли гибель сотен людей на теплоходе под Ульяновском

В 1999 году на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на «Александре Суворове» был установлен крест.

Фото: Юрий Белозеров, Владимир Савостьянов, Николай Никитин, Игорь Зотин/ТАСС