17 мая 1973 года ТУ-104А ждал сложный маршрут. Вечером борт вылетел из Москвы в Челябинск, откуда должен был добраться до Новосибирска, а потом взять курс на Иркутск и Читу. Из-за длительности рейса в Иркутске, согласно регламенту, полностью сменился экипаж, на борт поднялись и 42 новых пассажира. Среди них был Тенгиз Рзаев.
30-летний грузин родился и вырос в Азербайджане, где с большим трудом окончил школу, однако плохая успеваемость никак не повлияла на самооценку парня. Будучи человеком больших амбиций, он мечтал о дипломатической карьере в Европе, для чего после школы отправился поступать в МГИМО и, разумеется, не прошел.
Тенгиз с трудом говорил и писал по-русски, был косноязычным, не владел английским языком. Шансы стать студентом МГИМО были приблизительно такими же, как полететь на Луну. Провалив экзамены, он отправился в армию — рослого и крепкого Рзаева определили сразу в саперные войска. Именно тут его научат разбираться во взрывчатке и собирать самодельные бомбы. Когда следователи после случившегося придут с вопросом к друзьям Тенгиза, те расскажут, что Рзаев никогда не скрывал своих намерений жить красивой жизнью. Не здесь, так за границей. Очень часто в разговорах он упоминал Китай, где хотел бы работать дипломатом.
«Тем более у СССР с Китаем натянутые отношения, власти меня точно не выдадут», — упоминал он между делом. И никто из друзей не переспросил, не поинтересовался, а каким образом Тенгиз сможет попасть в Китай из страны железного занавеса. Кто его выпустит из Советского Союза? Быть может, если бы о планах Рзаева стало известно раньше, жизнь 80 человек удалось бы спасти. Но друзья между собой считали Тенгиза неудачником и мечтателем, поэтому его слова никто не воспринимал всерьез.
Но вернемся к трагедии. Командиром рейса 42379 был летчик с 20-летним стажем Николай Ободянский, которому помогали второй пилот Юрий Пономарев, штурман Владислав Барышников, бортмеханик Георгий Кузенков и радист Николай Ефимцев. Но был еще один член экипажа, который значился только в милицейских списках, — сержант Владимир Ежиков.
Дело в том, что за три года до того, как Рзаев купил билет на самолет, другой советский борт успешно угнали в Турцию два воздушных пирата — отец и сын Бразинскасы. Вдохновленный этой историей, грузин решил повторить дерзкий поступок предшественников, однако он не знал, что сразу же после того громкого ЧП в каждом самолете теперь дежурили милиционеры в штатском, но с табельным оружием за пазухой. Инструкция, выданная им, была четкой: любой ценой не допустить пересечения самолетом советской границы.
Итак, 17 мая 1973 года в 3:15 ночи ТУ-104А набрал высоту в девять километров, а уже спустя 10 минут на пульт диспетчера аэропорта от радиста экипажа борта пришел сигнал об опасности.
«Из кабины поступило требование изменить курс, подчиниться указанию. То есть сигнал об опасности включил бортмеханик и сказал: ''Сейчас пройдут в кабину и словом скажут, куда лететь''», — следом проговорит диспетчеру на земле командир воздушного судна Ободянский.
А уже спустя минуту самолет с террористом на борту пропал с радаров, а вместо него появилось облачко, которое бывает, когда лайнер начинает гореть в воздухе. На земле у диспетчеров случился шок! Между захватом самолета и его исчезновением прошло всего 2,5 минуты. Никаких переговоров, никаких требований, лишь мертвая тишина в эфире. ТУ-104А, ответьте хоть что-нибудь!
На поиски судна отправляют спасательные отряды и вертолет МИ-8. Утром в просеке в 97 км от Читы они обнаружат кабину пилота с пристегнутыми к креслам членами экипажа. У искореженной кабины сохранилась дверь, которая закрыта со стороны экипажа, то есть у штурвала террорист оказаться не мог.
Поиски продолжаются. К обеду находят тело офицера, насаженного на верхушку дерева, и тела женщины с ребенком — мать продолжает крепко обнимать девочку и после смерти. Тела других пассажиров и обломки самолета разбросаны в радиусе 7 км. Местные жители, видевшие вспышку в небе, рассказывают, что люди падали прямо с неба. И это было страшно!
Создана следственная группа во главе со следователем по особо важным делам Валерием Зикановым. Оперативники скрупулезно собирают останки людей, анализируют профиль пассажиров, чтобы воссоздать финал этой трагедии.
Экспертиза показывает, что самолет разорвало на четыре части, но взрыв имел локальный характер: сдетонировало в районе аварийного люка первого салона. Работали тротилом, не менее 5 кг. Но найти виновника чудовищного теракта нелегко, тела экипажа и пассажиров обезображены взрывом.
И тем не менее 19 мая в морг привозят тело без одежды, с оторванными конечностями, с сильно деформированной головой и с запавшими внутрь глазными яблоками. Но самое главное — судмедэксперты обнаруживают два пулевых отверстия у сердца.
«Было ясно, что это тот самый труп, который мы искали среди всех остальных, — рассказывал судмедэксперт Вил Акопов. — Позже нашли и привезли еще оторванную ногу».
Компьютерных технологий еще не существует, так же как и электронной системы продажи билетов, которые бы позволили быстро идентифицировать пассажира, поэтому судмедэксперты начинают «собирать» тело предполагаемого преступника. Чтобы восстановить лицо Рзаева, эксперты слепили останки костей, установили шины, зашили раны, ортопед-стоматолог сделал слепки ушных раковин и нижней челюсти. Фото отреставрированной головы были переданы оперативникам. Сутки спустя становится ясно, что это Рзаев. Параллельно следователи находят пистолет Ежикова, в которых не хватает ровно двух патронов. Проводится обыск в доме Рзаева, где следствие обнаруживает подпольную лабораторию и взрывчатку, украденную террористом на подмосковном заводе.
Картина складывается четкая: как только борт набрал высоту, Рзаев подозвал стюардессу и показал ей бомбу под пиджаком. К террористу вышел бортмеханик Кузнецов, он выслушал требования преступника и вернулся в кабину пилота. Экипаж тут же решает заблокировать дверь, Рзаев начинает нервничать. Он идет к кабине пилота и начинает бить кулаками в закрытую створку. Рядом в проходе сидит сержант Ежиков, который, увидев разъяренного Тенгиза, достает пистолет и выпускает первую пуля. Милиционер действует согласно инструкции.
А следом, уже, видимо, от испуга, стреляет еще раз. Секунды между выстрелами хватает, чтобы Рзаев активировал бомбу. Погиб 81 человек, включая 4 детей.
Любая авиакатастрофа — большая трагедия, но в каждом ЧП находятся счастливчики, которых судьба уберегла от злополучного рейса. В теракте над Читой таких оказалось пять. Четверо из них, пока ждали ночной рейс, перебрали с алкоголем: трое пропустили посадку, а пьяный в стельку подполковник не смог взобраться по трапу и был возвращен в здание аэропорта.
Еще один военный избежал смерти благодаря доброте — майор отдал свой билет знакомому, которому надо было срочно в Читу к родственникам.
Гибель 81 человека (включая террориста) заставила советское руководство пересмотреть правила авиационной безопасности. Во всех аэропортах страны ввели систему досмотра пассажиров и багажа, которым стали заниматься милиционеры.
Фото: Getty Images, Евгений Епанчинцев/ТАСС, фотохроника ТАСС, кадр из видео @suzukoff/YouTube