Полвека назад с затонувшей подлодки чудом спасли двух моряков — за 12 минут до того, как у них кончился кислород

Вот уже три дня весь мир напряженно следит за тем, как недалеко от берегов канадского острова Ньюфаундленд разворачивается масштабная поисково-спасательная операция. Сотни специалистов на воде, в воздухе и на суше делают все возможное, чтобы отыскать на большой глубине батискаф с пятью людьми на борту, и по сравнению с бескрайней Атлантикой он кажется пугающе крошечным и беззащитным.

Подводная лодка принадлежит компании OceanGate Expeditions. Вот уже несколько лет фирма организует туры для всех, кто хочет своими глазами взглянуть на «Титаник», затонувший в апреле 1912 года. Очередная экспедиция стартовала 18 июня, однако спустя 1 час и 45 минут после погружения связь с батискафом пропала. Некоторые специалисты считают, что судно застряло в обломках корабля или на борту произошло короткое замыкание. Однако точной версии случившегося нет до сих пор.

Полвека назад с затонувшей подлодки чудом спасли двух моряков — за 12 минут до того, как у них кончился кислород

Впрочем, сейчас ее установление — не самая приоритетная задача, поскольку на кону стоят жизни людей. Все они заперты на большой глубине в крохотном судне: запасы воздуха у них закончатся уже через сутки — и это при условии, что подлодка не повреждена. Утром, 21 июня, с места происшествия поступили первые обнадеживающие новости. Канадский самолет зафиксировал подводные шумы, похожие на стуки, в районе поиска пропавшего батискафа. Это может означать, что члены экипажа пытаются любыми возможными способами подать сигнал бедствия.

Поскольку участие в экспедиции стоит дорого (250 тысяч долларов), неудивительно, что билеты на нее выкупили миллионеры. Их семьи сейчас готовы отдать любые деньги за спасение родных, но главная трудность заключается не в этом. Специалисты говорят: даже если они обнаружат батискаф, не факт, что им удастся вытащить его на поверхность до того, как закончится воздух. Эксперты сообщают, что шанс на спасение все-таки есть, но, по их подсчетам, примерно 1 из 100.

Пока что ситуация остается очень напряженной, но многие не теряют надежду. И вспоминают другую чудесную историю, которая произошла неподалеку от берегов Ирландии полвека назад. Тогда, в 1973 году, Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен прокладывали на дне Кельтского моря телефонный кабель, и их батискаф Pisces III («Рыбы») тоже потерпел крушение. Дожидаясь спасателей, они провели под водой 76 часов. Лишь после выяснилось, что их спасли ровно за 12 минут до того, как у них кончился кислород.

Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен
Спасение Роджера Мэллинсона и Роджера Чепмена

Все случилось 21 августа 1973 года. Мэллинсон и Чепмен готовились к обычному рабочему дню, но в какой-то момент все пошло не по плану. Незадолго до погружения мужчины узнали, что с их батискафа были сняты некоторые детали, так называемые «плавники», и именно это и стало роковой ошибкой конструкторов.

Однако об этом пилот-подводник Мэллинсон и инженер Чепмен тогда еще не подозревали. Они, как обычно, попрощались с женами и отправились на службу. Мэллинсон к тому моменту уже был довольно сильно утомлен. Почти сутки до этого он чинил на Pisces III сломанный манипулятор, и у него не осталось времени на полноценный сон. В ходе проверки он заметил, что будет не лишним заменить кислородный баллон. Для рядового погружения воздуха в нем было вполне достаточно, но он, сам не понимания зачем, перестраховался и повесил новый.

В первое время после погружения все шло хорошо. Роджер и Роджер провели под водой около 9 часов и собирались всплывать, но буксировочный трос зацепился за крепление одного из люков и вырвал его. Этого не должно было случиться, если бы на лодке остались те самые «плавники», но их демонтировали.

Из-за натяжения троса люк повредился, и в кормовой отсек, где находилось все оборудование и автономное нефтехранилище, залилась вода. Pisces III перевернулся и начал опускаться на дно.

Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен
Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен с женами

Затем подводное судно резко остановилось, удерживаясь на максимальной длине буксирного троса, но вскоре он оборвался, и батискаф продолжил тонуть. Пилоты отключили все электрические системы, сбросили свинцовый балласт, но это не помогло. Через несколько часов они почувствовали, как подлодка ударилась о морское дно. Аварийные системы питания отключились, и все погрузилось в полную тьму.

В распоряжении Мэллинсона и Чепмена были только фонарики, однако им крупно повезло: система связи с основным кораблем после аварии осталась цела — мужчинам удалось передать сигнал бедствия. Остальное было уже не в их силах: оставалось только сидеть и ждать помощи.

Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен
Спасение Роджера Мэллинсона и Роджера Чепмена

Чинить батискаф самостоятельно было бессмысленно: во-первых, повреждения были очень серьезными, а во-вторых, мужчинам стоило экономить кислород, а любая физическая нагрузка повышала его расход. К этому моменту запасов у них осталось на 66 часов. Да и с провизией были проблемы: Мэллинсон и Чепмен не предполагали, что произойдет такая ситуация, поэтому у них были лишь бутерброд и бутылка газировки. Правда, сил на то, чтобы есть, подлодникам все равно не хватало. Они не могли в нужном объеме откачивать углекислый газ, поэтому все время находились в полубессознательном состоянии.

Спустя сутки на место трагедии прибыл исправный батискаф Pisces II, и началась спасательная операция. Для того чтобы вытащить затонувшую подлодку, к ее корпусу нужно было привязать еще один трос, однако он несколько раз отрывался от манипулятора. Сделать это получилось лишь с третьей попытки, и только тогда началось поднятие батискафа.

Поскольку все системы Pisces III с Мэллинсоном и Чепменом на борту были неисправны, регулировать всплытие было невозможно. Корабль из-за течения сильно болтало, что доставило мужчинам сильный дискомфорт. Они были истощены и обезвожены, а из-за углекислого газа испытывали сильные головные боли.

Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен
Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен

Вскоре аппарат был доставлен на поверхность, но спасателям понадобилось еще около получаса, чтобы открыть искореженные люки. Как оказалось, воздуха внутри к тому моменту оставалось лишь на 12 минут, поэтому спасение двух Роджеров в газетах тут же окрестили чудом. Стоит отметить, что судно подняли с 488 метров — и на данный момент это считается самым успешным глубоководным спасением в истории. А батискаф OceanGate, который оправился к обломкам «Титаника», должен был погрузиться на 3,8 тысячи метров.

Недавно свой комментарий относительно трагедии дал выживший на Pisces III Роджер Мэллинсон — сейчас ему 85 лет. Он назвал потерю связи с батискафом «кошмаром» и отметил: вероятность положительного исхода стремительно уменьшается. По его мнению, будь с подлодкой все нормально, члены экипажа смогли бы подать сигнал бедствия и сообщить свои координаты. Некоторые специалисты подтверждают его точку зрения: они говорят, что на батискафе могло произойти короткое замыкание, которое привело ко взрыву.

Роджер Мэллинсон
Роджер Мэллинсон

«Я подумал, что, если они не могут наладить связь, им стоит прибить где-нибудь к корпусу молоток. Он станет хорошим передатчиком», — отметил Мэллинсон, но добавил, что отчаиваться все равно не нужно.

Как минимум потому, что на спасение участников экспедиции сейчас брошены все силы. Ну, конечно, и потому что порой в этой жизни случаются чудеса, и Роджер Мэллинсон, выбравшийся из морских глубин, прямое тому доказательство.

Еще больше новостей в нашем Телеграм-канале.

Фото: Кадр из видео, Getty Images, Legion-Media