В Советском Союзе было много вундеркиндов — спортсменов, устанавливающих рекорды, шахматистов, обыгрывающих именитых гроссмейстеров, и юных ученых, доказывающих математические теории, над которыми их предшественники бились десятилетиями. Ярче всех среди них сияла маленькая девочка по имени Надя Рушева, которая неожиданно для себя в пять лет взяла в руки карандаш и поняла, что ей больше не интересны ни куклы, ни нарядные платья, а только рисунки, появлявшиеся, стоило ей только прикоснуться к бумаге.
Надя рисовала каждый день по несколько часов, в 12 лет организовала свою первую выставку, поразила талантом Пьера Кардена, Майю Плисецкую, Елену Булгакову, мечтала однажды стать мультипликатором, но, как оказалось, жила с неизлечимой болезнью и даже не подозревала, что каждый день может оказаться для нее последним.
Ученые до сих пор не могут доказать, существует ли на самом деле так называемый «ген творчества», но Надя Рушева в свое время убедила всех: для того, чтобы развить свои способности до максимума, к этому нужно иметь какую-то особую предрасположенность. И она у девочки была: Надя родилась в уникальной семье, где оба родителя наивысшей ценностью считали любовь к искусству, причем тому, что рождается не за стенами училищ, а в душе мастера.
Отец девочки был известным советским художником. В начале 1950-х он заинтересовался культурой Востока и решил, что будет изучать ее не по книгам, а на личном опыте. Для этого он ненадолго уехал из столицы в Тыву. Остановился в главном городе республики — Кызыле и надеялся через несколько месяцев вернуться в Москву с новыми эскизами. В итоге, помимо картин, он привез домой красавицу-брюнетку. Ей оказалась девушка по имени Наталья, которая была ни много ни мало — первой тувинской балериной и во время одного из выступлений пленила художника своей красотой и грацией. Тот заявил, что теперь не сможет прожить в разлуке с ней ни минуты, и попросил уехать с ним в Москву.
Наталья и Николай были молоды, талантливы и успешны, но тогда они еще не подозревали, что главное их предназначение заключается не в том, чтобы писать картины или танцевать на сцене, а в том, чтобы воспитать маленькую девочку, перед которой будет преклоняться вся страна.
Осенью 1946 года влюбленные поженились, а спустя шесть лет стали родителями. Они никак не могли налюбоваться на долгожданную дочку, часами играли с ней, удивлялись тому, сколько мудрости кроется в ее загадочных темно-карих глазах, потакали любым ее капризам и желали ей только одного — счастья. Для того, чтобы обеспечить ее высшей защитой, родители дали девочке необычное имя Найдан, что переводится с тувинского как «вечно живая», но дома коротко называли Надей.
Наталья и Николай видели, что маленькая Надя растет веселой, энергичной и немного непослушной девочкой — в общем, обычным ребенком со своими детскими заботами, но все изменилось, когда малышке исполнилось пять лет. Однажды, подойдя к ящику с игрушками, она выбрала не любимого плюшевого медведя, а коробку карандашей и альбом и уже через час принесла родителям несколько рисунков.
Отец Нади, который всю жизнь посвятил творчеству, сразу понял, что у девочки есть талант и неповторимый стиль. Он решил не отдавать ее в специализированную школу, где, как считал, преподаватели прививают ученикам шаблонное мышление, и дал Наде полную свободу. Она рисовала все, что видела вокруг, но больше всего любила придумывать иллюстрации к литературным произведениям. До тех пор, пока Надя не выучила алфавит, она просила родителей читать ей в слух, а сама в это время в каком-то невероятном творческом порыве рисовала удивительных существ — Царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане» и Лернейскую гидру из «12 подвигов Геракла». В школе Рушева перешла уже на более серьезные произведения — Пушкина, Толстого, Булгакова и Экзюпери.
Когда у Нади спрашивали, как ей удается настолько точно передавать эмоции людей на своих картинах и рисовать с одной стороны простые, а с другой — многогранные сюжеты, она признавалась, что практически не прикладывает к этому усилий.
«Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — говорила девочка, заставляя даже самых неисправимых скептиков поверить в то, что она обладает по-настоящему сверхъестественным даром.
Все эксперты признавали, что Надю Рушеву ждет великое будущее. Особенность ее стиля заключалась в том, что она никогда не делала эскизов, не пользовалась ластиком и рисовала с первой попытки. На ее картинах нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передает эмоции героев.
Надя Рушева поражала способностями всех вокруг: одноклассников, учителей и коллег отца, поэтому не удивительно, что в скором времени о юной художнице узнала вся страна. Когда девочке исполнилось 10 лет, несколько ее работ напечатали в «Пионерской правде», а еще через два года открылись первые выставки. В последующие пять лет прошло еще 15 персональных выставок Нади — в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. Для того, чтобы своими глазами увидеть, что же такого рисует маленькая гениальная девочка с забавными косичками, люди выстраивались в очереди и стояли в них по несколько часов, а с выставок уходили не просто в восторге, а в каком-то трансе.
Однажды Надя прочитала «Мастера и Маргариту» и решила нарисовать к роману Булгакова свои иллюстрации. Спустя годы их получила вдова писателя и со слезами на глазах призналась, что не видела ничего более прекрасного. Она знала, что прототипами главных героев — Мастера и Маргариты были она и Михаил Афанасьевич, и отметила, что девочке удивительно точно удалось передать это сходство.
Восхищались юной художницей не только в СССР, но и за границей, поскольку девочка часто рисовала иллюстрации к произведениям зарубежных авторов. Но своим главным кумиром она считала Пушкина, которого скромно называла «родным». Больше 300 своих работ Рушева посвятила «Евгению Онегину», а в частности — Татьяне Лариной. Порой она выходила за рамки повествования и позволяла себе пофантазировать: рисовала не только те сюжеты, которые описал Александр Сергеевич, но и выдумывала свои.
Как и легендарный Эдгар Дега, она часто рисовала балерин, которые на бумаге то кружились в невероятных па, то примеряли невесомые платья перед выступлениями, то устало снимали пуанты после репетиции. У всех танцовщиц Рушевой была одна общая черта: они были похожи на ее маму. Наталья после рождения дочки так и не вернулась в театр и посвятила себя воспитанию маленького гения.
На одной из зарисовок девочки был изображен балет «Анна Каренина». Он действительно был поставлен: главную роль в нем исполнила Майя Плисецкая, а костюмы для артистов создал сам Пьер Карден, причем он сделал их ровно такими, какими они были в альбомах Нади.
Если не считать того, что в 15 лет Надю Рушеву уже считали состоявшейся художницей, она вела жизнь обычного подростка: каждый день ходила в школу, переживала из-за оценок, летом ездила в пионерские лагеря, дружила со сверстниками и думала о том, что будет делать после выпускного. Все наперебой твердили Наде, что она должна быть иллюстратором, но она поняла, что хочет рисовать мультфильмы, и начала готовиться к поступлению во ВГИК.
Выставки Нади открывались в разных странах, но она сама ни разу не выезжала за пределы Москвы. Когда девочке исполнилось 17 лет, ее пригласили в Санкт-Петербург, но не только для того, чтобы полюбоваться достопримечательностями, а на съемки фильма — о ней самой. Вместе с родителями девочка с удовольствием съездила в северную столицу и провела там незабываемое время: гуляла по набережным Невы и вживую увидела «Медного всадника».
Вечером 5 марта 1969 года она вернулась домой в Москву и не могла дождаться, когда же наконец наступит утро, чтобы пойти в школу и рассказать друзьям об удивительной поездке. На следующий день она как обычно встала, умылась, позавтракала, собрала рюкзак, но неожиданно почувствовала себя плохо и потеряла сознание. На тот момент в квартире был только отец девочки Николай: он тут же вызвал скорую, и уже спустя несколько минут Надю везли в больницу. Несколько часов врачи бились за жизнь художницы-вундеркинда, но спасти ее так и не удалось. Она умерла, не приходя в сознание.
Выяснилось, что все 17 лет Надя Рушева жила с аневризмой сосудов головного мозга — в те времена диагностировать такую патологию было практически невозможно, поэтому о ней не знали даже родители девочки. Надя никогда не жаловалась на здоровье, была веселым и счастливым ребенком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг. Врачи сообщили безутешным Наталье и Николаю, что вылечить это заболевание было невозможно, и это великое чудо, что Наде вообще удалось дожить до 17 лет.
За свою короткую жизнь Надя Рушева нарисовала 12 тысяч картин: это ровно в шесть раз больше, чем знаменитый Клод Моне. Она умерла в 17 лет, но для мира искусства так и осталось живой. Сейчас в разных странах по-прежнему организовываются выставки работ Нади Рушевой, ее эскизы печатаются в учебниках как эталонные образцы линейной графики. Особенно сильно художницу любят в Японии, где ее почтительно называют «Моцартом изобразительного искусства» и восхищаются талантом девочки, которая никогда не училась рисованию, но каждый раз, когда брала в руки карандаш, на один шаг приближала себя к вечной славе.
Фото: Валерий Христофоров/Фотохроника ТАСС, PhotoXPress, ru, pushkinmuseum.ru, rusheva.com