Когда мы покупаем дорогостоящую вещь, многим из нас хочется кричать об этом на весь мир. Десятки фотографий и упоминаний в личных блогах — это база, особенно для блогеров, жизнь которых в соцсетях выглядит настоящей сказкой. Одни хвастаются дизайнерскими сумками, другие — ювелирными украшениями, третьи — отдыхом на люксовых курортах, четвертые — перелетом в частных джетах. У китайских инфлюенсеров все это было в пятикратном объеме. И теперь они лишены возможности показывать это.
Например, один из самых популярных блогеров в стране — 31-летний Ван Хунцюаньсин из провинции Хэбэй — известен у себя на родине как «китайский аналог Ким Кардашьян». Он активно развивает (вернее сказать развивал) свой блог в ТикТоке, где за его жизнью следят почти 4,5 млн человек. Молодой человек снимал короткие ролики, в которых хвастался своими обновками, стоимость которых нередко равнялась годовой зарплате среднестатического китайца.
Так, в одном из своих роликов Ван признался, что не может позволить себе выйти на улицу, если его образ стоит менее десяти миллионов юаней, что по сегодняшнему курсу равняется 122 200 000 рублей. Цифры баснословные — с этим не поспоришь. Хунцюаньсин не отрицает, что просто обожает находиться в центре внимания и, в общем-то, не умеет ничего больше, кроме как просто тратить деньги. Он проживет в «скромных», по его мнению, апартаментах в Пекине, площадь которых составляет «всего-навсего» около 700 квадратных метров, а стоимость равняется примерно 800 миллионов юаней (по актуальному курсу 9,7 миллиардов рублей).
Тяжелый люкс — это то, что может позволить себе не каждый, а потому желающих хотя бы одним глазом подсмотреть за жизнью тех, кто в этом буквально купается, было не мало.
За последние годы Баоюй Цзяцзе стала богатейшей женщиной Сети. И доказательство тому — роскошный образ жизни, который она регулярно транслирует в интернете. Баоюй часто делала обзоры на свои люксовые украшения и проводила туры по роскошным особнякам в Макао.
Не меньшей популярностью пользовался и блог 25-летнего Бо Гунцзы из Шанхая. За постами молодого человека следило более трех миллионов подписчиков. Заветные сумки Hermes, дизайнерская одежда и даже изготовленный на заказ автомобиль Rolls-Royce Cullinan становились предметов зависти восхищения его аудитории. А он просто продолжал наслаждаться своей luxury-жизнью и в деталях рассказывать о ней в Сети.
Жили они счастливо и неприлично богато вплоть до 21 мая 2024 года. Тогда подписчики популярных инфлюенсеров заметили, что новые посты, которые раньше были регулярными, внезапно прекратились, а личные странички их кумиров пропали. Вскоре объяснение предоставило китайское медиа Sixth Tone. В одной из публикаций журналисты отметили, что личные страницы блогеров-хвастунов отныне заблокированы. Конкретные причины подобного решения не указаны.
И пока многие пользователи горевали, другие, напротив, оказались несказанно рады подобному решению. Многие называли их контент «искажающим ценности», а потому недостойным для существования в открытом доступе.
Позднее некоторые государственные СМИ сообщили, что «показательная чистка» блогеров-транжир является частью программы правительства Китая по созданию «социально-экологичной среды, которая была бы цивилизованной, здоровой и гармоничной». По мнению государства, тот контент, который транслировали заблокированные пользователи, был направлен на удовлетворение исключительно низменных запросов общества.
В период с 1 по 7 мая в азиатских соцсетях было удалено несколько тысяч постов и более пятисот учетных записей, пользователи которых выставляли на всеобщее обозрение предметы роскоши. К 15 мая крупнейшие китайские интернет-платформы ограничили контент, продвигающий «показное богатство и материализм», «экстравагантность и расточительство» и «негативные ценностные установки».
Доцент кафедры цифровой среды Китая в Лейденском университете Карвин Моррис отмечает, что новые ограничения напрямую связаны с непростой экономической ситуацией в Китае: «Вероятно, многие люди и впрямь считают такой контент вульгарным, особенно в период экономического спада. Так что подобные меры позволяют органам власти выглядеть более нравственными и порядочными».
К слову, подобный виток борьбы с распространением показной роскоши в Китае не был чем-то новым. Первые запреты на демонстрацию люкса были введены еще в 2021 году. Тогда китайских блогеров и звезд призывали продвигать социалистические ценности и поддерживать правопорядок, а не хвастаться люксовыми покупками и зажиточным образом жизни.
Насколько эффективной окажется принятая мера покажет только время. Пока мы можем сделать лишь один вывод: люксовые бренды уже понесли серьезный урон. Из-за преследования инфлюенсеров они не могут повышать свой имидж на китайском рынке, который является главным по потреблению роскоши во всем мире.
Фото: Getty Images, Shutterstock/FOTODOM, соцсеть