В 1912 году, в ночь с 14 на 15 апреля, в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом за 2 часа 40 минут затонул «Титаник», и его крушение до сих пор называют одной из величайших катастроф XX века. С того момента прошло уже 111 лет, однако многих ученых до сих пор интересует, что же стало причиной трагедии, унесшей жизни полутора тысяч человек.
Как капитан судна не заметил приближение огромного айсберга? Почему корабль, который считался самым безопасным в мире, не выдержал удара? И кому было выгодно, чтобы спасательных шлюпок на борту оказалось так мало? Ответов на эти вопросы до сих пор нет, однако «Титаник» притягивает к себе не только ученых, но и многих других людей, которым также не дает покоя эта загадочная история.
Некоторые из них изучают документы, которые находятся в открытом доступе, или смотрят документальное кино, другие же — параллельно ищут острых впечатлений. Например, для всех, кто желает своими глазами увидеть обломки «Титаника», покоящиеся на дне океана, компания OceanGate Expeditions организует необычные экскурсии. За два года базирующаяся на Багамах фирма доставила на объект около 60 клиентов и 20 исследователей. Программа тура заключается в следующем: группа людей отправляется на корабле от берегов канадского Ньюфаундленда, а уже на месте крушения в специальном батискафе спускается на глубину.
Последняя экспедиция стартовала буквально несколько дней назад, однако спустя 1 час 45 минут после начала миссии связь с подводной лодкой была потеряна. Напомним, что обломки «Титаника» находятся на глубине 3,8 тысяч метров, и предположительно именно в них застрял батискаф, или же его унесло течением.
Как сообщают эксперты, людям, которые сейчас находятся под толщей воды, воздуха хватит еще примерно на двое суток. Команда компании и государственные службы проводят поисково-спасательную операцию с помощью радаров, вертолетов и другой техники, но пока обнаружить субмарину им так и не удалось. На данный момент известно, что на подлодке заперты 5 человек.
Согласно информации на сайте, стать участником экспедиции может почти любой желающий — при наличии у него необходимой суммы денег. Путешествие к «Титанику» — удовольствие не из дешевых и стоит около 250 тысяч долларов, то есть примерно 21 млн рублей. Обладать какими-то особыми навыками для этого путешествия совершенно не нужно. «Дайверам» проводят инструктаж по ориентированию на судне и технике безопасности, а потом отправляют в путь. В сумму входит погружение на подводной лодке, проживание в каюте на корабле, обучение, снаряжение и питание.
Неудивительно, что участники экспедиции — люди довольно обеспеченные. Полный список тех, кто находится на потерянном батискафе, пока что держится в секрете, однако имя одного уже известно — это 58-летний британский миллиардер Хэмиш Хардинг. В воскресенье, 18 июня, бизнесмен написал в социальных сетях, что отправляется к «Титанику».
«Погода долго была плохая, но у нас появился шанс спуститься», — сообщил миллиардер перед тем, как зашел в батискаф и начал погружение.
Уже через сутки — в понедельник, 19 июня — пасынок Хэмиша Брайан Саз сообщил, что отчим «пропал на подводном аппарате». Однако чуть позже он удалил пост, сославшись на «необходимости уважения частной жизни», но добавил: поисково-спасательная операция все еще продолжается.
Хэмиш Хардинг — владелец компании Action Aviation по продаже и эксплуатации авиатехники, которого друзья называют охотником за адреналином и миллиардером-авантюристом. Как-то в одном из интервью бизнесмен признался: в детстве он очень любил читать книгу рекордов Гиннеса, все время думал, как же ему попасть на ее страницы, и нашел способ осуществить мечту.
Заработав состояние и объездив почти все страны, он увлекся исследованием далеких уголков нашей Вселенной: успел побывать в Марианской впадине, а также в космосе. Он летал к звездам на борту пилотируемого корабля Джеффа Безоса Blue Origin в качестве туриста. Кроме того, Хэмиш Хардинг установил три рекорда Гиннесса: самое быстрое кругосветное путешествие вокруг Земли через оба полюса, самая большая дистанция, пройденная в самой глубокой части океана (Марианская впадина), наибольшая продолжительность пребывания на такой глубине (4 часа и 15 минут). Одну из этих наград предпринимателю лично вручал многократный номинант на «Оскар» Джон Траволта.
Хардинг сколотил состояние на покупке и продаже самолетов, а вот хобби выбрал себе максимально необычное, из-за которого не раз оказывался в опасности. Правда, по словам Хэмиша, он перестал бояться трудностей еще в тот момент, когда в пятилетнем возрасте с замиранием сердца наблюдал за высадкой на Луну Нила Армстронга. Уже тогда он понимал: для человека нет ничего невозможного.
Во время погружения в Марианскую впадину у подводной лодки Хардинга отказал двигатель. У бизнесмена тогда были запасы провизии и воздуха на четыре дня, однако второго судна, способного добраться до такой же глубины и спасти, просто не существовало. На его изготовление ушло бы три года, поэтому Хэмишу и другим членам экипажа пришлось действовать на свой страх и риск — и им удалось устранить проблему.
Еще с одной трудностью Хардинг столкнулся, когда совершал кругосветное путешествие на самолете. В одну из ночей температура за бортом опустилась до критической отметки, что чуть было не повлекло за собой отказ двигателей. Тогда Хэмишу пришлось экстренно снизиться и долго лететь на опасной высоте, но он все-таки смог предотвратить неисправность оборудования и посадить самолет.
«Люди, особенно когда они становятся старше, часто отказываются от своих мечтаний. А я, когда думаю о чем-то необычном, я просто пытаюсь найти способ воплотить это в жизнь», — говорит миллиардер.
Несмотря на то, что Хэмиш Хардинг — постоянный участник опасных экспедиций, в остальном о его личной жизни известно довольно мало, даже несмотря на то, что в современном мире скрыть о себе какую-то информацию очень сложно. Первые упоминания британского предпринимателя в Сети датируются 2017 годом, и в тех статьях его сразу называют миллионером.
Как
Деньги Хэмиш Хардинг тратит не только на опасные хобби, но и на благотворительность. Например, в сентябре 2022 года его авиационная компания предоставила модифицированный Боинг 747-400 для перевозки восьми диких гепардов из Намибии в Индию с целью сохранения редкого вида.
Однако этот флер загадочности вокруг миллионера многих смущает. Некоторые пользователи Сети не верят, что Хэмиш Хардинг просто боится публичности. Они считают: он стал «человеком без прошлого» по какой-то весомой причине. Есть мнение, что миллиардер как-то связан с британскими спецслужбами и военными, поэтому вся информация о нем тщательно скрывается. А кто он на самом деле и действительно ли в детстве грезил книгой рекордов Гиннесса, понять сложно.
Сейчас к операции по спасению батискафа привлечены военные вертолеты, несколько самолетов и судна, оборудованные гидроакустическими приборами. Обнаружить подводную лодку не так просто, поскольку она находится на большой глубине, однако за удачный исход экспедиции сейчас болеет буквально весь мир.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru, соцсети