История семьи Кардашьян — настоящая американская мечта, которую на русский манер назвали бы «из грязи в князи». Теперь, когда Ким стала официальным лицом Balenciaga, а Кайли просыпается в своей розовой спальне в статусе миллиардерши, этот женский клан гламазонок официально признан суперзвездами. Но были и другие времена, когда имена Кортни, Хлое, Крис и их родственниц ассоциировались исключительно с желтой прессой и дешевым инфобизнесом, поклонников у которого было не так много.
Но они взлетели к обложкам глянца, подиумам и лучшему эфирному времени, что отрицать невозможно. «Это коммерческий талант», — восхищаются поклонники клана Кардашьян. «Это проторенная дорожка», — объясняет британский писатель Майк Ренделл. Он издал десятки книг и сборников о культуре 18 века, нередко обращаясь к опыту светских дам, которые попадали в категорию сливок общества совершенно разными путями.
Кто-то благодаря титулованному мужу, кто-то с помощью всесильных родителей, а кто-то просто был красив и расторопен в любовных делах. Да, Ренделл говорит о куртизанках «высшего порядка».
«Пресса, особенно предшественники современных желтых страниц, сообщала о каждом их появлении на публике, выдумывала соперничество и следила за тем, чтобы их выходки никогда не выходили за рамки новостей. Знакомо, мисс Кардашьян? Подобно им или другим знаменитостям со скандальной карьерой, куртизанки тоже запускали модные тенденции и иногда даже пытались продавать свои собственные продукты, чтобы игроки могли копировать их стиль», — объясняет писатель.
И в подтверждение своих слов приводит истории трех женщин, которые в свое время имели не меньшее влияние и славу, чем семейство Кардашьян. Решать, действительно ли современные американские звезды имеют исторические прототипы, придется каждому самому.
Фанни Мюррей
Жизнь Фанни могла бы сложиться трагически: она рано стала сиротой и не получила большое наследство от отца-музыканта, поэтому в лучшем случае могла бы остаться продавщицей цветов, которой устроилась в 12 лет. Но однажды ее, 14-летнюю девочку, за охапкой букетов заметил сын герцога Мальборо, Джек Спенсер. Он забавлялся с ней, как с игрушкой: приодел, научил причесываться, нанял швей, которые быстро создали ей царский гардероб, и стал выводить в свет.
Дальнейшие события напоминали сюжет «Моей прекрасной леди»: Фанни понравилась дворянам и аристократам своей смешливостью и миловидной внешностью, и на глазах у светского общества она выросла из девочки-хвостика Джека Спенсера в очаровательную девушку. Ей стали поступать предложения от знатных мужчин: они хотели провести с ней вечер, ночь, неделю. Но Мюррей уже усвоила от своего «наставника», что выбирать нужно осторожно и даже стратегически.
«Одни только ямочки на щеках могли бы очаровать. Ее зубы правильные, тонкие и совершенно белые, коралловые губы и каштановые волосы вскоре привлекли всеобщее внимание», — писали современники. И Фанни умело пользовалась этими волосами, глазами и улыбкой.
Благодаря связям и покровительству Мюррей стала знаменитостью. Снисхождения к ней не было: она не позволяла себе скандалов и поняла, чем можно расположить к себе новых «друзей». Модой! По совету Спенсера она начала экспериментировать с одеждой, советуясь только с лучшими швеями из своего окружения.
В ее честь стали называть шляпки и фасоны платьев, ее приглашали как эксперта на тематические балы — из Фанни-цветочницы она стала одной из главных модниц своего десятилетия. Могла бы запустить линию одежды — запустила бы, но это будет сделано другой состоятельной женщиной века спустя.
Гертруда Махон
Перед Гертрудой Махон были открыты все двери. Ее семья была вхожа в ирландскую аристократию и обладала всеми ресурсами для того, чтобы сделать из дочери завидную невесту. Когда в 17 лет ее представили высшему свету, то дали прозвище «черноволосая соблазнительница».
«Она никогда не упускала случая возмутительно флиртовать, будь то с учителем музыки или пэром королевства», — рассказывали знакомые Гертруды. Несмотря на неплохое образование мужское общество нравилось ей больше, чем вечера в библиотеке.
Но ранний брак и смерть родителей заставили Махон переоценить свое будущее. Большое наследство, оставленное от отца и матери, у нее отнял супруг, а друзья отвернулись. Тогда Гертруда свела знакомство с другими влиятельными дамами, например любовницей принца Уэльского. Та посоветовала ей сделать то же самое, что и Фанни. Гертруда полностью сменила имидж, купила себе огромную желтую карету и стала разъезжать по Лондону, премило обмахиваясь шляпкой и привлекая внимание знатных мужчин.
Трюк сработал. О Махон стали писать песни, ей посвящали стихи, некоторые даже не о ней самой, о ее груди. Но Гертруда пошла дальше: используя отношения со знатными мужчинами, она стала контролировать прессу, сблизилась с некоторыми репортерами, чтобы почаще попадать в хронику. Скандалами она не брезговала, жонглируя слухами. Она была знаменитостью: пока одни женщины мечтали отомстить Махон за уведенного мужа, другие восхищались — что за «райская птичка»! Под таким «позывным» она, кстати, и вошла в лондонскую историю.
Китти Фишер
«Очаровательная Китти», как ее называли современники, неуловима для историков. Найти ее точный портрет почти невозможно, потому что не только она одна хотела называть себя Китти Фишер. Эта светская обольстительница построила настолько сильный образ, что в ее честь называли корабли, а другие женщины просили подписать свой портрет ее же псевдонимом. Несмотря на то что Фишер была куртизанкой (роскошной, этого не отнять), и об этом знали все, ей хотели быть.
Китти пошла еще дальше, чем предыдущие героини. Она не искала скандальной славы и почти не отличалась от других дам из высшего света. Напротив, театральной манерностью и женственностью Фишер заставляла восхищаться собой, почитать как музу. Историки даже говорят о «Фишер-мании», которая в свое время накрыла Лондон. Ни одна газета не обходилась без краткой заметки о том, где и с кем видели Китти. А она искусно подбрасывала журналистам новости: то проедет в кабриолете, то выглянет из окошка в причудливой шляпке, которую тут же захотят все дамы.
«Едет ли она в своей величественной карете, качается ли в своем превосходном седане или прогуливается на своей пегой лысой кобыле, атрибуты роскоши, украшающие ее жизнь, провозглашают триумф ее чар, щедрость ее поклонников и богатство самой Китти», — писали современники.
Жительницы Лондона открывали газеты для того, чтобы узнать, что сейчас модно — Фишер носила это. Даже платье, в котором ее похоронили, стало новым трендом…
Фото: соцсети, Legion-Media/Splash news