Люди делятся на два лагеря: одни считают автостоп довольно опасным развлечением и предпочитают передвигаться более «официальными» путями, другие же, напротив, воспринимают такое путешествие настоящим искусством. Подобный способ передвижения, действительно, имеет как свои минусы, так и плюсы. В годы СССР в этом вопросе преобладали последние, и на это было несколько причин.
Автостоп в качестве путешествия стал популярен в советские годы благодаря очерку Ильи Ильфа и Евгения Петра «Одноэтажная Америка», но свое полноценное развитие он получил лишь спустя тридцать лет после публикации. Власти дали «зеленый свет» на такую практику передвижения, а позднее начали активно ее поддерживать. Так, в 1964 году Центральный совет по туризму утвердил автостоп в качестве доступного и экономичного способа активного отдыха, который уже вовсю начал распространяться по всей стране.
Принято считать, что такие перемены были стимулированы Никитой Хрущевым, прибывшим из США и оценившим интересную идею передвижения. Только вот за границей был один нюанс: там автостоп был не организован, а потому советское руководство поставило перед собой задачу контролировать этот процесс, делая его не только выгоднее, но и безопаснее.
Органы туризма разработали определенные правила для автомобильных поездок. Например, туристу запрещалось останавливать машину, если он собирался проехать на ней менее 5 километров, а водители не имели права самостоятельно организовывать группы для перевозки автостопом и отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе.
Помимо этого, стали выпускаться специальные маршрутные талоны, которые первоначально можно было приобрести исключительно через специализированные туристические агентства, а позже в обыкновенных киосках. Там же позднее стали продавать и специальные книжки, которые представляли собой своеобразный документ, служащий неким сигналом для водителей о том, что их попутчики следуют установленным правилам. Помимо этого, предъявляя ее, автостопщик мог останавливаться на туристических базах. Данные о путешественниках и маршрутах официально регистрировались, а сам автостоп постепенно превращался в социально значимое явление.
Отдельный вес имели и другие талоны, которые приобретались за дополнительную плату. В них указывались все данные владельца (маршрут, номер автомобиля, тип и марка, принадлежность к определенному автомобильному хозяйству), а стоимость зависела от расстояния. Так, например, за каждые пройденные 100 км пути взималось 20 копеек. Что касается межгорода, то в этом случае цена варьировалась. Например, добраться автостопом из Ленинграда в Москву обходилось в полтора рубля, а из Киева в Ленинград — три рубля. Те талоны, которые не успели использоваться в течение года, аннулировали.
После завершения поездки часть талона в обязательном порядке передавалась водителю для отправки в клуб «Автостоп», чтобы тот смог принять участие в лотерее с дорогими подарками, среди которых были бытовая техника, мебель, мотоциклы и различные путевки в Крым и на Кавказ. Нередко в качестве награды выступали и дефицитные товары, которые было крайне сложно достать в те годы. Не менее приятные сюрпризы доставались и тем водителям, которые проехали более 100 км и перевезли более десяти туристов. Для них существовал отдельный призовой фонд, а их достижения освещались в СМИ, превращая обыкновенных людей в настоящих героев.
К слову, принимать участие в этих лотереях могли только те водители, которые подвозили автостопщиков. Шоферы рейсовых автобусов и такси не допускались до конкурсов, поскольку они не имели права бесплатно перевозить туристов.
Когда сезон завершался, устраивались конкурсы и для туристов. Автостопщикам предлагалась возможность составить самое интересное и красочное описание маршрута, за которое они могли получить не менее ценные подарки.
К слову, о сезоне. В каждом регионе сроки были разными. Так, например, в Ленинградской области он составлял 6 месяцев (с 18 апреля по 15 ноября), в Литве чуть больше — 7 месяцев (с 15 апреля по 15 ноября), а в Белоруссии рекордно короткие 4 месяца (с 15 июня по 15 октября).
Особенно любили путешествовать автостопом студенты, которым удавалось делать это почти бесплатно. Чаще всего молодые люди добирались до Черноморского побережья. По пути они изучали живописные уголки страны, останавливались в местных музеях и делали снимки на память у различных достопримечательностей. Но самым ценным было общение. Согласно негласному кодексу, автостопщик едет бесплатно, расплачиваясь с водителем дружелюбной и интересной беседой, которая помогала не только скоротать время в дороге, но и завести друзей по всему миру. И куда без духа бунта и романтики? Идея выходить утром на трассу и не догадываться о том, где будешь к вечеру, увлекала почти каждого студента.
Но несмотря на то что большинство видело в автостопе исключительную пользу, к середине 1970-х годов этот способ путешествий начал терять свою популярность. В связи с активным развитием автобусного и железнодорожного сообщения, официальную поддержу автостопа прекратили и вычеркнули его из списка одобренных способов перемещения по стране.
Тем не менее «голосовать» на дорогах люди пусть и стали гораздо реже, но все же раз от раза делали это. Попытки вернуть автостопу его прежний статус принимались неоднократно. Например, о его официальном возрождении писали в СМИ еще в 1990 году, но в связи со сложной политической и экономической обстановкой сделать это так и не удалось.
Фото: Getty Images, Овчинников Александр, Рудько Виктор, Созинов Виталий/ТАСС