Туристический сезон в самом разгаре, это благодатное время не только для отельеров, торговцев и рестораторов, но и для мошенников — они не дремлют и пытаются нажиться на отдыхающих. Схем в арсенале полно — от обмана с жильем до прямого вымогательства денег.
Фейк-отель
Это одна из самых распространенных схем. В ход идут фейковые сайты, субаренда квартир, несоответствие фотографий и действительности. Можно нарваться на сайт несуществующего отеля или начитаться ложных отзывов.
При этом клиент общается якобы с настоящими «менеджерами» и «администраторами», которые убеждают клиента «сэкономить»: если оплатить сразу 100%, то будет внушительная скидка. Человек даже получает ваучер, который впоследствии оказывается пустой картинкой, а сам отель — мифической историей.
В позапрошлом году полиция даже арестовала группу аферистов, которая продавала туристам путевки в несуществующие санатории Ялты и Евпатории. Отдых был сорван у более 600 человек.
Ожидание/реальность
Это один из самых старых методов. На фото при бронировании человек видит уютный номер, хороший бассейн. А на месте оказывается совсем в других условиях: вместо моря окна выходят на соседнее кафе с вечно работающей вытяжкой, а бассейна и вовсе нет. Искать другое жилье уже нет времени, поэтому туристы соглашаются и на такой вариант.
Двойная аренда жилья
И такое может быть. Запрос на жилье у моря всегда есть, причем многие по-старинке едут на отдых, надеясь найти недвижимость «на месте». На ловца и зверь бежит: на вокзалах и главных туристических улицах десятки собственников с табличками «Жилье у моря» — ждут клиентов. Но такое же объявление может появиться в руках мошенника, который сам только что снял номер на пару дней, а затем решил пересдать его на больший срок. В итоге туристу придется объясняться с настоящими владельцами недвижимости и, возможно, платить повторно.
Фото с конем. Дорого
Такой формы досуга нужно опасаться особенно. Часто на пляже можно встретить фотографов с животными или аниматоров, которые за снимок берут деньги.
После того, как фото сделаны, милый аниматор вдруг превращается в грамотного психолога и начинает давить, заявляя, что за все веселье неплохо бы и заплатить. Причем требуют рассчитаться за каждый кадр, а сделано их было три десятка. Цена фото — от тысячи рублей.
На такую уловку попалась жительница Омска Людмила Вакулина. За фото с синей лошадью на набережной Адлера ей пришлось заплатить 5 тысяч рублей.
«Мы с подругой и моей 7-летней дочерью прогуливались на набережной. И тут к нам подбежал синий конь, то есть человек в костюме коня. Он схватил мою дочь, начал развлекать, играть с ней. Схватил ее на руки и мне кричит, мол, что стоишь, тетка? Фотографируй! Ну я и начала фотографировать без задней мысли», — делилась женщина.
Она сделала несколько фото с конем, потом с другими аниматорами, которые тоже решили порадовать ребенка. А когда пришло время рассчитываться, синий конь перешел на мат.
«Типа, я совсем офигела, где такие цены видела. Мы растерялись, другие аниматоры подошли к нам близко и закрыли нас от людей. В результате насчитали, что должны мы 5 тысяч», — вспоминала Людмила.
В итоге женщине пришлось отдать деньги, так как справиться с агрессивными мужчинами в костюмах она не смогла. Еще один приезжий из Норильска заплатил милой зебре в Сочи 3 тысячи рублей, схема была аналогичной. Причем аниматоры работают толпой, и если турист не хочет платить, обступают его, закрывая от прохожих, — и чем может закончиться история, сложно представить. Так что лучше делать памятные кадры на фоне моря.
Тариф растет на глазах
Эта схема берет свое начало еще в 1990-х. Сначала клиенту обещают доставить его до пункта назначения за одну цену, а по прибытии тариф вырастает. Такое может быть на экскурсиях, в уличных ресторанчиках и мелких кафе, а еще схема работает с временными татуировками. Заявленная цена в 200 рублей оказывается за 1 кв. сантиметр, а рисунок обходится в 3-5 тысяч рублей.
В Роспотребнадзоре признают: основной способ защититься от обмана — внимательно следить за продавцом и уточнять все условия. Заказывая экскурсии, оформляя аренду жилья или автомобиля, всегда нужно пользоваться услугами легальных предпринимателей и заключать договор.
Прежде, чем подписать договор, нужно убедиться, что указаны все реквизиты продавца: если это юрлицо, то полный адрес. Физической лицо (при аренде недвижимости) — убедиться, что объект принадлежит человеку.
В договоре должны быть прописаны не только условия, но и ответственность для продавца за неисполнение.
«Если решить проблему на месте не удается, то можно записать переговоры на диктофон, но перед этим уведомив вторую сторону. Сохранить все переписки в мессенджерах и электронной почте, зафиксировать на фото и видео», — говорит Woman.ru юрист Наталья Бестемьянова.
Что касается фото с конями и другими «порядочными зебрами», то стоит попросить у такого исполнителя чек на услуги.
«Закон запрещает навязывать услуги, в которых потребитель не нуждается. Снимки — это товар, от которого можно отказаться. Если ''конь'' оказывается предпринимателем, он должен предоставить данные о своей регистрации. Если предпринимательство незаконное, то речь идет об административном правонарушении. Если для фото предлагают животное, то не лишним будет спросить ветеринарные документы. Требование чека и других документов охладит пыл навязчивых фотографов и аниматоров», — советует юрист.
Еще больше новостей в нашем
Фото: Shutterstock/Fotodom.ru