«Моя мать до конца своих дней была уверена, что во время революции Натали подверглась насилию. Она даже думала, что речь шла о групповом изнасиловании. Все поведение Натали говорило об этом. Эта образованнейшая женщина, такая искушенная и изысканная, в сексуальном отношении была развита как 12-летний ребенок. Что-то в ней так навсегда и осталось нетронутым с того возраста. Натали не могла принимать никаких отношений, кроме братской любви, и никогда этого не скрывала», — вспоминала в своей книге Мариса Голдсмит-Дансаерт, дочь близких друзей Натали Палей.
Вся жизнь Натали Палей будто состояла из парадоксов, судьба постоянно то щедро осыпала ее своими дарами, то отнимала то главное, что внучка Александра II заслуживала тяжелым трудом.
Даже само рождение дочери великого князя Павла Александровича оказалось связано со скандалом. Натали родилась не в родном Петербурге, а в Париже, куда Романовы сослали отца Палей — за то, что он женился на разведенной матери троих детей Ольге Карнович. Неслыханный по меркам знати скандал.
Во французской столице, в 1905 году, у сосланной из России пары и родилась общая дочь — Наталья. Вскоре малышке Натали наняли французскую гувернантку, купили пони, девочке разрешалась шалить и играть во всех комнатах большого дома семьи в Булони.
А в 1912 году царь Николай II простил родного дядю за мезальянс, великий князь Павел вернулся в Петербург, а его дочь Ольга получила титул княгини Палей. Семья обосновалась в Царском селе, но прожила тут недолго, скоро грянула революция. Отца арестовали, из дома сделали музей, где княжна взяла на себя роль хранительницы истории усадьбы. Она проводила экскурсии по княжескому дому, при этом в особняке уже не топили, постоянно вваливались пьяные посетители, из комнат какие-то люди выносили картины и ценную мебель.
«Вокруг меня умирал мой прекрасный мир. А пьяные солдаты заставляли меня на фортепьяно играть польку», — рассказывала уже в эмиграции Палей.
Дальше случилось страшное: отца Палей расстреляли.
«В три ночи солдаты (…) вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора, где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу. За миг до выстрелов служитель слышал, как великий князь Павел произнес громко: ''Господи, прости им, ибо не знают, что делают''», — вспоминала Натали много лет спустя.
Брат бежал в Сибирь, мать Натали, достав припрятанные украшения, обменяли их на возможность вывезти дочерей в Финляндию. Оттуда они с трудом добрались до Парижа.
В конце концов, здесь остался их роскошный булонский дом. Но приехавшая вскоре за дочками мать приняла решение продать особняк — у семьи русских князей не осталось никаких средств. Продажа недвижимости позволилоа девочкам получить образование, но вопрос как зарабатывать дальше на жизнь встал перед Палей остро.
Саму Ольгу Карнович эмиграция только воодушевила, она купила гостиницу, создала фонд помощи русским эмигранткам, где собирались по вечерам те, кому удалось бежать из революционной России. Но ее дочь, родившаяся в Париже, не хотела жить только эмигрантским прошлым и ожиданием другого настоящего, ей хотелось обрести новую жизнь в Париже. Жизнь, достойную русской княжны.
Надо отметить, что бежавшие в Париж наследницы аристократических фамилий часто становились манекенщицами — они были благородны, воспитанны, красивы и умели носить наряды так, как могли только княжны, поэтому 60% тех, кто демонстрировал кутюр в модной столице, были наследницы императорских кровей.
Палей тоже получила предложение выйти на подиум от Lucien Lelong, ее дебют состоялся в 1929 году. И первый же выход показал, что владелец модного Дома с выбором не ошибся. Более того, вскоре Люсьен Лелонг сделал предложение руки и сердца Натали.
Тут надо отметить, что психотравма, ставшая следствием того насилия, которому, по слухам, подверглась княжна на родине, сильно отразилась на ее личной жизни. Воспитанная, знающая три языка, разбирающаяся в поэзии и искусстве, Палей пленяла умы и сердца молодых людей, она имела множество поклонников, легко приближала и отталкивала воздыхателей, но при этом сама оставалась холодна к яркому проявлению чувств. Ее самолюбию льстила чужая любовь, но она не готова была открывать свое сердце, поэтому брак по расчету с Лелонгом ее вполне устраивал.
Так, молодожены сразу договорились о том, что у них не будет близости. Это был исключительно союз престижа. Натали получала обеспеченное будущее, статус замужней дамы, Дом Лелонга — идеальный бренд, царское лицо, которое бы рекламировало его одежду.
Спустя полгода Натали Палей появилась на обложке Vogue. Увидев себя в главном журнале мод, русская аристократка заплакала, она еще помнила время, когда Vogue называл ее отца главным бонвиваном Парижа, человеком, входящим в десятку модных франтов города. Теперь она даже не знала, где находится его могила.
В интервью красавица рассказала, что категорически не приемлет наряды, которые носят девушки ее круга, она не любит приглушенных цветов, рюшей, вышивки ришелье. Дом Лелонг создает для нее строгие брючные костюмы, вечерние платья с открытой спиной, очень узкие пиджаки из синего бархата. Она и есть стиль!
А спустя год дизайнеры бренда пошли дальше и представили публике новинку — берет «Княжна Палей»: имитация кротового меха, сбоку которого был прикреплена брошка голубки. Этот берет мечтали носить все, он стал символом изысканного вкуса. И только Коко Шанель, глядя на этот ажиотаж, хмыкнула: дело не в берете, а в Натали!
Спустя два года после свадьбы Натали закрутила роман с Жаном Кокто. Говорят, что Палей даже сделала от него аборт, о котором стало известно в свете. Лелонг был возмущен, своим поведением его супруга позорила его имя, но с другой стороны, именно этот скандал великолепно сказался на продажах. Говорят, деньги могут стать прекрасным фундаментом для крепкого брака, но союз Лелонга и Палей вскоре дал трещину. Состояние не скрепило этот брак по договоренности. Палей съехала от мужа, чтобы подумать о своей жизни.
Но думала красавица, пленявшая окружающих холодной красотой, недолго — в Санкт-Морице кто-то заснял русскую княжну на пленку, вскоре ее увидел режиссер Л’Эрбье, а еще через полгода русская эмигрантка уже снималась в Голливуде.
Всего в ее фильмографии значится шесть фильмах, но главное, работа в американском кинематографе заставила Палей заново посмотреть на свою жизнь и переехать в США. Она поселилась на Манхэттене, вышла замуж за театрального режиссера Джона Чапмена Уилсона, но продолжала крутить романы с известными людьми. Ее жизнь была похожа на роман «Великий Гэтсби», только, в отличие от главного героя, Палей не могла никого любить.
В 1942 году она закрутила роман с Антуаном де Сент-Экзюпери, французским летчиком и писателем. Раненный пилот приехал в США после того, как французская армия капитулировала. Его жена Консуэло осталась в Европе. Во время своей жизни в США он сел писать «Маленького принца» и начал встречаться с Натали Палей.
Но главным мужчиной в жизни Палей стал все же Эрих Мария Ремарк.
«Наташа П. Красивое лицо, серые глаза, стройная, как подросток. Несколько слов, флирт, нежная кожа лица и губ, внезапно требовательная… Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело — египетская кошка. Вначале возникает ощущение, будто ты влюбился в пуму…» — записал тогда Ремарк в дневнике.
Ради Натали Ремарк бросил свою возлюбленную Марлен Дитрих и тем самым разбил ей сердце. Бросил уверенно и легко, он не сомневался — Натали его главная любовь. Автору «Тени в раю» потребуется 10 лет, чтобы осознать: его mon amore не способна на сильные чувства. Но его письма к Палей и сейчас невозможно читать без смеси нежности и восхищения перед этим большим чувством.
«Я всегда закрываю глаза, когда счастлив. Так закрываются двери житниц. Переполненных житниц. Ты во мне — благодатный хлеб. Да, я сделаю тебе больно. Да, ты сделаешь больно мне. Да, мы будем мучиться. Но таков удел человеческий. Встретить весну — значит принять и зиму. Открыться другому — значит потом страдать в одиночестве… Благословенна грядущая зима. Я не прошу избавить меня от боли. Я прошу избавить меня от сна, который сковал во мне любовь. Не хочу больше ровных дней, не ведающих о временах года, не хочу бессмысленного вращения Земли, которое не ведет ни к кому, ни от кого не уводит. Сделай так, чтобы я любил. Станьте мне необходимой, как свет», — писала Ремарк.
Свое светлое чувство к Натали и воспоминания о ней Ремарк сохранит до конца жизни.
В 1961 году умер фиктивный супруг русской княжны Джон Уилсен, его погубил алкоголизм и наркотики, но режиссер-миллионер оставил Палей богатой вдовой. Оказавшись одна, в новом времени, где начиналось движение хиппи, Карибский кризис и война за разоружение, легенда модного Парижа как будто потеряла себя.
Она была княжной русского двора, а мир возводил в культ не бриллианты, а джинсы. Планета не хотела больше веселиться, она требовала мира во всем мире. Палей приняла решение отгородиться ото всех. 20 оставшихся ей лет жизни она провела полузабытой затворницей. Из-за диабета врачи запрещали Натали алкоголь, но она их не слушала и теряла зрение, пока полностью не ослепла.
В декабре 1981 года Натали сломала шейку бедра, врачи сказали, что до конца своих дней бывшая красавица останется прикованной к постели. Натали приняла решение свести счеты с жизнью.
«Я всю жизнь ни от кого не зависела и не хочу это делать теперь», — написала она в предсмертной записке. Ей было 76 лет.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru